Адвокат Ренат Медетбеков: Отбор судей, исключающий человеческий фактор, есть, но он не работает
26 февраля на Пятом канале в передаче «О главном» автор Нарын Айып рассказал, как работают Совет по отбору судей и Дисциплинарная комиссия при Совете судей Кыргызской Республики.
На взгляд адвоката Рената Медетбекова, которым он поделился с редакцией Barometr.kg, Нарын Айып сделал не верный вывод о безысходности положения, замыкая проблему в рамках судебной системы.
Мнение адвоката Медетбекова (стиль и орфография сохранены):
Указанная безысходность является результатом неправильного подхода к решению проблемы, когда исключается государственный и общественный контроль над судебной системой. Об общественном контроле я сегодня говорить не буду. А вот, говоря о государственном контроле, хочу спросить: «А какой вообще толк от Совета по отбору судей? Зачем нужен этот орган?» Нам скажут, что этот орган представляет для избрания или назначения судьями кандидатов, способных ответить на вопросы по отраслям права (раз), написать и изложить сочинение на заданную правовую тему (два), ответить на вопросы для определения профессиональных важных качеств (три).
Но, во-первых, работу по определению у кандидатов первых двух качеств (знание права и умение излагать мысли), как правильно заметил Нарын Айып, может выполнять и машина, работу которой может обеспечивать, например, отдел судебной реформы Аппарата Президента. Во-вторых, как Совет по отбору судей может определить у кандидата такое профессиональное важное качество, как не исполнять политические заказы или не брать взятки? Только путём проявления «человеческого фактора», выставляя своим кандидатам баллы повыше, чтобы они прошли, а чужим кандидатам баллы пониже, чтобы они остались в хвосте на представление. То есть, Совет по отбору судей изначально был задуман и создан как коррупционный орган.
Определить на стадии отбора судей у кандидата такое профессиональное важное качество, как не исполнять политические заказы или не брать взятки, невозможно. Это можно увидеть лишь на стадии осуществления судьёй своей профессиональной деятельности. И для этого существует простой осязаемый критерий: совершённые судьями дисциплинарные нарушения и преступления. Поэтому настоящим органом по естественному отбору судей является Дисциплинарная комиссия при Совете судей. Не случайно Дисциплинарная комиссия формируется из того же числа членов и практически в том же порядке и работает так же, как Совет по отбору судей. Не случайно и ответы председателя Совета по отбору судей Барыктабасовой и председателя Дисциплинарной комиссии Архаровой на заседании Жогорку Кенеша оказались одинаковыми. Как в Совете по отбору судей остаётся непонятным, как члены Совета собеседуют и начисляют баллы, так в Дисциплинарной комиссии остаётся непонятным, почему судьи Бишкекского городского суда Кожомберидев и другие отделались выговорами.
Это происходит потому, что указанный осязаемый критерий естественного отбора судей не работает в Кыргызской Республике. Покажу это на примере.
08 июня 2017 года меня НЕЗАКОННО ставят на психиатрический учёт в Республиканском центре психического здоровья (РЦПЗ). Законная постановка на психиатрический учёт может проходить только двумя способами.
Первый способ – в добровольном порядке. Гражданин или его законный представитель обращается в психиатрическое учреждение за оказанием гражданину психиатрической помощи. В согласованное время проводится психиатрическое обследование гражданина, ставится диагноз, открывается история болезни, назначается стационарное лечение с заведением медицинской карты стационарного больного или амбулаторное лечение с заведением медицинской карты амбулаторного больного.
Второй способ – в недобровольном порядке. Гражданина без его согласия и без согласия его законного представителя доставляют в психиатрическое учреждение по заявлению о совершении гражданином действий, дающих основания предполагать наличие у него тяжёлого психического расстройства, которое обусловливает: его непосредственную опасность для себя или окружающих; или его беспомощность, то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности; или существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если гражданин будет оставлен без психиатрической помощи. Немедленно проводится психиатрическое обследование гражданина врачом-психиатром, который принимает решение о госпитализации гражданина в психиатрический стационар в недобровольном порядке, затем в течение 72 часов комиссия врачей-психиатров принимает решение об обоснованности этой госпитализации, затем психиатрическое учреждение подаёт заявление в суд о госпитализации гражданина в психиатрический стационар в недобровольном порядке, затем суд удовлетворяет заявление психиатрического учреждения, затем ставится диагноз гражданину, открывается история болезни и назначается только стационарное лечение с заведением только медицинской карты стационарного больного.
Других способов законной постановки на психиатрический учёт не существует.
Я не был поставлен 08 июня 2017 года на психиатрический учёт в РЦПЗ ни в добровольном порядке (потому что я не обращался в РЦПЗ за оказанием мне психиатрической помощи), ни в недобровольном порядке (потому что я не помещался в психиатрический стационар и на меня не заводилась медицинская карта стационарного больного). Поэтому открытие моей истории болезни в РЦПЗ и постановка меня на психиатрический учёт в РЦПЗ являются НЕЗАКОННЫМИ, а все документы, на основании которых была осуществлена эта постановка (решение комиссии врачей-психиатров от 08 июня 2017 года в части первого пункта, моя история болезни, моя медицинская карта амбулаторного больного) подлежат признанию недействительными и аннулированию в порядке, установленном Административно-процессуальным кодексом Кыргызской Республики как НЕЗАКОННЫЕ.
С таким административным иском я обратился в Межрайонный суд города Бишкек. Однако 02 сентября 2019 года судья Межрайонного суда города Бишкек Нурия Бекбаева вынесла заведомо неправосудное решение об отказе в удовлетворении административного иска. В связи с этим 01 октября 2019 года я подал заявление в прокуратуру о совершённом Бекбаевой преступлении, предусмотренном статьёй 335 Уголовного кодекса Кыргызской Республики «Вынесение заведомо неправосудного судебного акта». В поданном заявлении я дал расписку, что предупреждён об ответственности за заведомо ложный донос.
В соответствии со статьями 149, 151 Уголовно-процессуального кодекса Кыргызской Республики прокурор был обязан безотлагательно, не позднее 24 часов с момента получения этого заявления внести соответствующие сведения в Единый реестр преступлений и проступков (ЕРПП). Отказ в регистрации заявления о преступлении не допускался и влёк уголовную ответственность по статье 357 Уголовного кодекса Кыргызской Республики за укрытие от регистрации моего заявления о совершённом Бекбаевой преступлении.
Именно это преступление по статье 357 Уголовного кодекса совершили прокурор Октябрьского района города Бишкек У. Султанов, заместитель прокурора города Бишкек М. Бектурганов, прокурор города Бишкек Т.Б. Бекмаматов, отказав мне последовательно друг за другом 23 октября 2019 года, 20 декабря 2019 года и 11 февраля 2020 года в регистрации моего заявления о совершённом Бекбаевой преступлении.
Сведения о совершённых Султановым, Бектургановым, Бекмаматовым преступлениях по отказу в регистрации моего заявления о совершённом Бекбаевой преступлении должны внести в ЕРПП вышестоящие прокуроры, к которым я обратился, а освободить этих трёх прокуроров от должности может Генеральный прокурор Кыргызской Республики Откурбек Джамшитов. Но ни вышестоящие прокуроры, ни Джамшитов не делают этого.
В результате этого бездействия наступает повальная безнаказанность прокуроров, которая ведёт к повальной безнаказанности судей, несмотря на осязаемые критерии для их естественного отбора – совершённые судьями дисциплинарные нарушения и преступления. Поэтому Кыргызская Республика остаётся страной джунглей, где защитить своё право можно только силой, что наглядно демонстрирует та же война в Федерации профсоюзов Кыргызстана.
Добавить комментарий ×