Адвокат Ренат Медетбеков: Комиссия врачей-психиатров является административным органом
Ренат Медетбеков подал частную жалобу на определение Межрайонного суда города Бишкек (судья Эшалиев А.М.) от 03 октября 2018 года об отказе в принятии административного иска.
В административном иске от 28 сентября 2018 года Медетбеков просил Межрайонный суд города Бишкек признать недействительным решение Республиканского центра психического здоровья (комиссии врачей-психиатров) от 08 июня 2017 года в части незаконной постановки ему диагноза о смешанном расстройстве личности и обязать РЦПЗ аннулировать незаконно открытую на него историю болезни.
Сейчас он просит судебную коллегию по административным и экономическим делам Бишкекского городского суда отменить указанное определение Межрайонного суда города Бишкек об отказе в принятии административного иска полностью и передать дело на рассмотрение в Межрайонный суд города Бишкек.
Полный текст жалобы (стиль и орфография сохранены):
Судебная коллегия по административным и экономическим делам Бишкекского городского суда
ЧАСТНАЯ ЖАЛОБА
НАИМЕНОВАНИЕ ЛИЦА, ПОДАЮЩЕГО ЖАЛОБУ (ИСТЕЦ): Медетбеков Ренат Аскарович, проживающий по адресу: город Бишкек, переулок ■■■■■■■■■■, дом ■, телефон ■■■■■■■■■■, (банковских реквизитов, номеров факса и адресов электронной почты не имеется)
НАИМЕНОВАНИЕ ДРУГИХ УЧАСТНИКОВ ПРОЦЕССА (ОТВЕТЧИКИ):
1. Комиссия врачей-психиатров РЦПЗ под председательством Асанбаевой Эльмиры Мукашевны, город Бишкек, ул. Байтик Баатыра, 1, телефон 57-09-38, факс 51-03-28, rcpzkg@mail.ru (банковские реквизиты не известны)
2. Республиканский центр психического здоровья (РЦПЗ), город Бишкек, ул. Байтик Баатыра, 1, телефон 57-09-38, факс 51-03-28, rcpzkg@mail.ru (банковские реквизиты не известны)
3. Министерство здравоохранения Кыргызской Республики (Минздрав), город Бишкек, ул. Московская, 148, тел. 66-27-98 (банковские реквизиты, номера факса и адреса электронной почты не известны)
ОБЖАЛУЕМОЕ РЕШЕНИЕ: Определение Межрайонного суда города Бишкек от 03 октября 2018 года по делу № АД-1187/18мбс5 об отказе в принятии административного иска от 28 сентября 2018 года. Жалоба подана на определение в целом
Неправильно применённые судом нормы материального права или существенно нарушенные нормы процессуального права либо то, в чём заключается неправильная оценка доказательств (обстоятельств)
28 сентября 2018 года я подал административный иск в Межрайонный суд города Бишкек, в котором просил (1) признать недействительным решение Республиканского центра психического здоровья (комиссии врачей-психиатров) от 08 июня 2017 года в части незаконной постановки мне диагноза о смешанном расстройстве личности и (2) обязать РЦПЗ (комиссию врачей-психиатров) аннулировать незаконно открытую на меня историю болезни в РЦПЗ.
В административном иске я указал, в частности, что пункт 5 статьи 3 Административно-процессуального кодекса Кыргызской Республики устанавливает, что административный орган – это любой иной орган и любое иное лицо, помимо органов государственной исполнительной власти и исполнительных органов местного самоуправления, которые наделены законом полномочиями постоянно или временно осуществлять административные процедуры.
Частью 4 статьи 23, статьёй 29, статьёй 32 и другими статьями Закона Кыргызской Республики «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании» врачи-психиатры и комиссии врачей-психиатров психиатрических учреждений наделены полномочиями постоянно или временно осуществлять административные процедуры по психиатрическому освидетельствованию в недобровольном порядке лиц, в отношении которых имеются данные, дающие основания предполагать наличие у них тяжёлых психических расстройств, которые обуславливают их непосредственную опасность для себя или окружающих, или их беспомощность, или существенный вред их здоровью вследствие ухудшения психического состояния, и госпитализации таких лиц в психиатрический стационар также в недобровольном порядке.
В таком порядке я был освидетельствован 08 июня 2017 года комиссией врачей-психиатров РЦПЗ под председательством доцента кафедры КГМА Асанбаевой Эльмиры Мукашевны, которая [комиссия] реализуя властные полномочия, предоставленные ей статьёй 32 указанного Закона временно (в силу сделанного мной выбора по формированию этой комиссии и выполнения ею своей обязанности по психиатрическому освидетельствованию только меня), провела указанную административную процедуру по моему психиатрическому освидетельствованию в недобровольном порядке и признала мою недобровольную госпитализацию в психиатрический стационар от 05 июня 2017 года необоснованной, в связи с чем я был немедленно выписан из РЦПЗ.
Однако этим же решением (заключением, действием) от 08 июня 2017 года комиссия диагностировала у меня смешанное расстройство личности (параноидное, истерическое) на органическом неблагополучном фоне (церебросклероз сосудов) без моего согласия и без моего обращения в РЦПЗ за оказанием такой медицинской помощи. Это психическое расстройство не является тяжёлым и не обуславливает мою непосредственную опасность для себя или окружающих. Поэтому в этой части решение (заключение, действие) комиссии врачей-психиатров РЦПЗ от 08 июня 2017 года нарушило мои права и законные интересы, поскольку оно незаконно прекратило гарантированное мне частью 1 статьи 4 Закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании» право на добровольное получение психиатрической помощи по всем видам психических расстройств, кроме тяжёлых психических расстройств, которые обуславливают мою непосредственную опасность для себя или окружающих, или мою беспомощность, или существенный вред моему здоровью вследствие ухудшения психического состояния, и соответственно установило мою незаконную обязанность подвергнуться психиатрическому освидетельствованию в недобровольном порядке на предмет диагностирования у меня нетяжёлых и не опасных для себя или окружающих психических расстройств, и соответственно незаконно сохранило историю болезни, необоснованно открытую на меня 05 июня 2017 года в РЦПЗ на основании необоснованно поставленного и отменённого 08 июня 2017 года диагноза о тяжёлом психическом расстройстве.
Обязанность по обжалованию административного акта от 08 июня 2017 года временного административного органа – комиссии врачей-психиатров РЦПЗ под председательством Асанбаевой либо самого РЦПЗ в лице указанной комиссии – в досудебном порядке разрешения спора я выполнил 22 июня 2018 года, подав административную жалобу одновременно (1) в РЦПЗ как вышестоящий административный орган комиссии врачей-психиатров и (2) Министерство здравоохранения Кыргызской Республики как вышестоящий административный орган самого РЦПЗ (административная жалоба от 22 июня 2018 года также опубликована 22 июня 2018 года на сайте www.barometr.kg в новости «Адвокат Ренат Медетбеков: Есть у меня паранойя или нет, не медицинский вопрос, а юридический»).
Но, поскольку РЦПЗ отказал в удовлетворении административной жалобы от 22 июня 2018 года своим решением от 28 июня 2018 года, а Минздрав отказал в удовлетворении той же жалобы решением начальника управления Тойматова Саматбека Шакиевича от 23 июля 2018 года, а судья в отставке Рыбалкина Антонина Дмитриевна заявила 06 июля 2018 года в Учебном центре адвокатов на тренинге по теме «Новеллы административно-процессуального законодательства Кыргызской Республики», что в таких случаях административный иск подаётся не на решение комиссии врачей-психиатров или решение РЦПЗ от 08 июня 2017 года, а на решение Минздрава от 23 июля 2018 года, то обязанность по обжалованию этого административного акта Минздрава от 23 июля 2018 года в досудебном порядке разрешения спора я выполнил 06 августа 2018 года, подав административную жалобу одновременно (1) министру здравоохранения Кыргызской Республики как вышестоящему должностному лицу Тойматова и (2) в Правительство Кыргызской Республики как вышестоящий административный орган Минздрава (административная жалоба от 06 августа 2018 года также опубликована 06 августа 2018 года на сайте www.barometr.kg в новости «Адвокат Ренат Медетбеков: Коррупционная схема насильственного психиатрического освидетельствования»).
После того, как ни Правительство, ни министр здравоохранения в установленный Законом «Об основах административной деятельности и административных процедурах» срок 30 рабочих дней не ответили на административную жалобу от 06 августа 2018 года, я подал административный иск от 28 сентября 2018 года.
03 октября 2018 года Межрайонный суд города Бишкек (судья Эшалиев А.М.) со ссылкой на пункт 1 части 1 статьи 113 Административно-процессуального кодекса Кыргызской Республики отказал в принятии административного иска. Определение об отказе в принятии иска было вручено мне под расписку 04 октября 2018 года вместе с подававшимися мной 28 сентября 2018 года документами, за исключением самого административного иска.
В качестве мотивов, по которым суд пришёл к своим выводам, и ссылок на законы, которыми он руководствовался, Межрайонный суд города Бишкек указал следующее (цитирую дословно):
«(1) Комиссия врачей-психиатров РЦПЗ не является административным органом, чьи действия и административные акты могли быть оспорены в межрайонном суде в соответствии с нормами Закона Кыргызской Республики «Об основах административной деятельности и административных процедурах» и Административно-процессуального кодекса Кыргызской Республики.
(2) Касательно оспаривания действий министерства здравоохранения Кыргызской Республики, суд отмечает, что действительно указанный в административном иске ответчик в лице министерства здравоохранения Кыргызской Республики может выступать административным органом в соответствии с пунктом 5 статьи 3 Административно-процессуального кодекса Кыргызской Республики, которым установлено, что административный орган – орган государственной исполнительной власти, исполнительный орган местного самоуправления, а также иные органы или лица, наделенные законом полномочиями постоянно или временно осуществлять административные процедуры. Однако суд считает, что оспариваемые действия министерства здравоохранения Кыргызской Республики не могут считаться административными действиями и актами, совершёнными и принятыми в рамках административной процедуры, поскольку по указанному вопросу административной процедуры как таковой не было.
(3) Согласно пункту 5 статьи 4 Закона Кыргызской Республики «Об основах административной деятельности и административных процедурах» административные процедуры – действия административного органа, совершаемые на основании заявления заинтересованного лица, [либо] инициативы административного органа по установлению (предоставлению, удостоверению, подтверждению, регистрации, обеспечению), изменению или прекращению прав и/или обязанностей, в том числе заканчивающиеся выдачей административного акта (его принятием, согласованием, утверждением), либо регистрацией или учётом заинтересованного лица, его имущества, либо предоставлением денежных средств, иного имущества и/или услуг за счет средств государственного бюджета, из имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
(4) Пунктом 6 статьи 4 Закона Кыргызской Республики «Об основах административной деятельности и административных процедурах» дано понятие административному акту, согласно которому административный акт – это акт административного органа или его должностного лица, одновременно: (а) обладающий публично-правовым и индивидуально-определённым характером; (б) имеющий внешнее воздействие, т.е. не имеющий внутриведомственный характер; (в) влекущий правовые последствия, т.е. устанавливающий, изменяющий, прекращающий права и обязанности для заявителя и/или заинтересованного лица.
(5) Суд считает, что данный административный иск Медетбекова Р.А. не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке административного судопроизводства».
Это очевидные заведомо несостоятельные мотивы и ссылки на законы.
1. Комиссия врачей-психиатров РЦПЗ является административным органом, чьи действия могут быть оспорены в межрайонном суде в соответствии с нормами Закона Кыргызской Республики «Об основах административной деятельности и административных процедурах» и Административно-процессуального кодекса Кыргызской Республики. Это доказывают статьи 47 и 48 Закона Кыргызской Республики «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании».
Часть 1 статьи 47 Закона Кыргызской Республики «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании» прямо указывает, что решения, действия (бездействие) медицинских работников, врачебных комиссий, ущемляющие права и законные интересы граждан при оказании им психиатрической помощи, могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном законодательством Кыргызской Республики об основах административной деятельности и административных процедурах.
Часть 1 статьи 48 Закона Кыргызской Республики «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании» прямо указывает, что жалобы на решения, действия (бездействие) медицинских работников, а также врачебных комиссий, ущемляющие права и законные интересы граждан при оказании им психиатрической помощи, рассматриваются в порядке, предусмотренном законодательством Кыргызской Республики об основах административной деятельности и административных процедурах.
2. Из опровержения 1-го мотива следует, что по вопросу оспаривания решения комиссии врачей-психиатров РЦПЗ от 08 июня 2017 года в части как раз имела место быть административная процедура. Поэтому оспариваемые (по Рыбалкиной) решение и действие Минздрава от 23 июля 2018 года не только могут считаться, но и являются административными действиями и актами, совершёнными и принятыми в рамках административной процедуры.
3. Административные процедуры – это действительно действия административного органа, совершаемые на основании заявления заинтересованного лица либо инициативы административного органа по установлению, изменению или прекращению прав или обязанностей.
Именно такие действия были совершены:
- 08 июня 2017 года по инициативе комиссии врачей-психиатров РЦПЗ по установлению у меня смешанного расстройства личности со всеми вытекающими из этого для меня обязанностями лица, (якобы) страдающего данным заболеванием;
- 28 июня 2018 года Республиканским центром психического здоровья по моему заявлению (административной жалобе) от 22 июня 2018 года о признании недействительным указанного решения комиссии врачей-психиатров от 08 июня 2017 года, оставившим это незаконное решение в силе;
- 23 июля 2018 года Минздравом по моему заявлению (административной жалобе) от 22 июня 2018 года о признании недействительным указанного решения комиссии врачей-психиатров от 08 июня 2017 года, оставившим это незаконное решение в силе.
4. Административный акт – это действительно акт административного органа или его должностного лица, одновременно: (а) обладающий публично-правовым и индивидуально-определённым характером; (б) имеющий внешнее воздействие, т.е. не имеющий внутриведомственный характер; (в) влекущий правовые последствия, т.е. устанавливающий, изменяющий, прекращающий права и обязанности для заявителя и/или заинтересованного лица.
Именно такой акт был принят в отношении меня 08 июня 2017 года комиссией врачей-психиатров РЦПЗ по установлению у меня смешанного расстройства личности одновременно:
(а) обладающий публично-правовым (поскольку основан на властном применении закона в отношении меня) и индивидуально-определённым (поскольку касается меня в части установления у меня смешанного расстройства личности) характером;
(б) имеющий внешнее (поскольку обязателен для всех и может быть, как объяснила мне работник Минздрава Сутуева Гулясыл Буркановна, запрошен Государственным комитетом национальной безопасности Кыргызской Республики при обвинении меня в государственной измене) воздействие, т.е. не имеющий внутриведомственный характер;
(в) влекущий правовые последствия, т.е. устанавливающий, изменяющий, прекращающий права и обязанности для меня (о которых сказано выше).
5. Поэтому данный мой административный иск подлежит рассмотрению и разрешению в порядке административного судопроизводства.
Моя чётко выраженная просьба
Отменить определение Межрайонного суда города Бишкек от 03 октября 2018 года по делу № АД-1187/18мбс5 об отказе в принятии административного иска от 28 сентября 2018 года полностью и передать дело на рассмотрение в Межрайонный суд города Бишкек.
Перечень прилагаемых к жалобе документов:
1. Все возвращённые Межрайонным судом города Бишкек документы, за исключением административного иска (на 19-ти листах). Все эти документы у ответчиков имеются.
2. Копия административного иска от 28 сентября 2018 года. Этот документ у ответчиков имеется.
3. Копия определения Межрайонного суда города Бишкек от 03 октября 2018 года.
4. Доказательство уплаты государственной пошлины.
5. Доказательства направления копий частной жалобы и приложенных к ней документов лицам, участвующим в деле, которые у них отсутствуют.
Дата подписания частной жалобы – 12 октября 2018 года
Подпись Медетбеков Р.А.
Добавить комментарий ×