Тахмина Ашуралиева: Единый реестр позволит сделать уголовную систему видимой

7 апреля 2020 10:11 1824 Barometr
Поделиться в:
ok

Член ЭРГ по мониторингу судебно-правовой реформы при АП КР, правовой эксперт, адвокат Тахмина Мирзалыевна Ашуралиева рассказала, как проводили судебно-правовую реформу в Кыргызстане.

Так, новелла в уголовном судопроизводстве: единый реестр преступлений и проступков.

Новое уголовное законодательство, вступившее в действие в январе 2019 г. в Кыргызстане, предусматривает внедрение новых информационно – коммуникационных технологий (ИКТ) в уголовное судопроизводство и цифровизацию в целом этого процесса. Это проявление не только новых веяний, но и потребностей, вызовов, изменившейся реальности жизни. Отрадно, что построение новой уголовной системы выпало на тот период, когда страна заявила о своем движении по пути цифровизации и внедрения новых информационных технологий во все государственные сферы. Одной из таких инновационных информационных систем является Единый реестр преступлений и проступков (ЕРПП). Единый реестр преступлений и проступков – это уникальная система, которой не было в Кыргызстане в прошлом, и которая становится нашей новой реальностью.

Изменение в целом всей уголовной системы влечет за собой и структурные изменения в государственных органах, и изменения в компетенциях их сотрудников, получение ими новых знаний. Так, например, это умение работать с различными компьютерными программами, сбор статистических данных и их обработка, анализ проделанной работы, построение инфографик, таблиц, использование новых подходов в работе, проведение мониторинга работы и др. Это способность вырабатывать новые превентивные меры по предупреждению преступности. Владение этими новыми знаниями и компетенциями предусматривает работу в Едином реестре преступлений и проступков.

Что же такое ЕРПП?

ЕРПП - Единый реестр преступлений и проступков - это электронная база данных, в соответствии с которой осуществляется сбор, хранение, учет, поиск сведений о преступлениях и проступках, а также о лицах их совершивших. Эти данные используются для формирования статистической отчетности и для предоставления информации, внесенной в ЕРПП. Положение о ЕРПП, порядок его формирования и ведения утверждаются Правительством КР. В 2018 г. принято Временное Положение о ЕРПП, которое в 2019 г. будет пересматриваться, будет принято новое Положение о ЕРПП.

Одной из целей внедрения Единого реестра преступлений и проступков – это формирование уголовно-правовой статистики в стране, обеспечение достоверности и объективности статистических данных о преступности стране. В связи с этим в 2017 г. в Генеральной прокуратуре КР было создано Управление правовой статистки, структурные подразделения которого работают во всех регионах страны. Ранее у каждого госоргана велась своя статистика: у судебных, правоохранительных органов, прокуратуры, уголовно-исполнительных органов. Не было единой статистики по стране, которая бы анализировалась, по которой можно было оценивать состояние преступности в стране.

Основной целью является также и формирование уголовной политики государства, что будет способствовать выработке необходимых мер реагирования состороны государства новых действенных подходов по предупреждению и снижению преступности. Данная система будет содействовать также снижению уровня коррупции в правоохранительных органах. Немаловажным становится систематизация контроля за уголовным судопроизводством, усиление надзора за всеми стадиями уголовного процесса - с момента регистрации информации о происшествии и заканчивая назначением и исполнением решения (приговора) суда. С внедрением ЕРПП будет осуществлен поэтапный переход на электронное ведение уголовного судопроизводства, и в последующем переход на электронное уголовное дело. Органы, участвующие в разработке, построении, внедрении и обслуживании системы ЕРПП: Генеральная прокуратура КР, уполномоченный и координирующий орган; судебные органы, Судебный департамент КР; Министерство внутренних дел КР, Государственный комитет национальной безопасности КР, Государственная служба исполнения наказаний КР, Государственная служба по борьбе с экономическими преступлениями КР (Финансовая полиция), Государственный комитет информационных технологий и связи КР, недавно созданная Государственная судебно-экспертная служба КР.

Все обозначенные госорганы должны зарегистрироваться в системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) «Тундук», через которую и будет осуществляться вход в систему ЕРПП. На сегодняшний день вопрос подключения госорганов к «Тундук» постепенно решается. Исходя из этого, можно сказать, что ЕРПП – это путь, движение информации в системе, это как «сообщающийся сосуд», это сеть обмена информацией между государственными органами в части движения уголовных дел, правовой статистики.

ЕРПП и Система межведомственного электронного взаимодействия «Тундук»


Информация по состоянию на ноябрь 2018 года

Единый реестр преступлений и проступков будет состоять из следующих блоков: досудебное производство, производство в судах и исполнение уголовных наказаний. На настоящий момент разрабатываются модули по присоединению судебных органов, через систему «Адилет сот» и уголовно- исполнительной системы.

Регистрация информации сначала происходит в электронном журнале учета информации в органах внутренних дел, это как «дверь» в ЕРПП. Это сообщения по линии 102, 103, 112, МЧС, заявление или сообщение гражданина, рапорты должностных лиц, информация из СМИ. Затем уже происходит регистрация в ЕРПП. Заявителям выдается талон-уведомление с присвоением уникального идентификационного номера с QR-кодом, по которому гражданин или адвокат может будет в последующем отслеживать движение заявления, что с ним происходит, какому следователю поручено, затем какому судье, какое решение вынесено и др. Досудебное производство начинается с момента внесения сведений в Единый реестр преступлений и проступков. Уполномоченное должностное лицо органа дознания, следователь, прокурор обязаны внести сведения в Единый реестр преступлений безотлагательно, не позднее 24 часов после подачи заявления, сообщения о совершенном преступлении либо о проступке. В зависимости от того, преступление это или проступок, будет разный путь расследования. Все действия будут вноситься в ЕРПП: следственные действия, уведомление о подозрении, избрание меры пресечения, специальные следственные действия, процессуальные решения, направление дела в суд и др. Затем все действия, произведенные в рамках производства в судах, это и предварительные слушания, и назначение пробационного доклада, судебное рассмотрение по инстанциям, и т.д. Далее будет вноситься информация о том, как исполняется решение или приговор суда: или пробация, или лишение свободы, иные виды наказания, не связанные с лишением свободы. За всем и этими действиями осуществляется ведомственный контроль и прокурорский надзор. В ЕРПП будет возможность прикреплять основные документы по делу в системе, архивировать дела, работа в режимах оff-line или on-line, что значительно упростит работу следователей, прокуроров, судей и других должностных лиц. Уголовные новеллы и соответствующие госорганы будут пересекаться именно здесь, в ЕРПП.

Схема ЕРПП


Доступ к системе ЕРПП многоуровневый. Это означает, что в зависимости от статуса руководителя того или иного ведомства, он сможет увидеть ситуацию в разрезе по областям, районам, подконтрольных ему. Например, прокурор области или начальник ОВД области может увидеть картину по области и районам в этой области, прокурор райоам видит только свой район и работу своих сотрудников. Руководителям система поможет своевременно реагировать на проблемные участки, принимать оперативно решения, обладать информацией и данными в полном объеме, формировать статистику и делать анализ.



Архитектура сети будет комбинированная: сеть децентрализована в части внутренних информационных ведомственных систем, и централизована в части ЕРПП. Данные этой сети будут открытыми, публичными в части информации о движении заявления или дела для граждан и адвокатов (участников процесса), в последующем это возможно могут быть инфографики с официальными статистическими данными. Единый реестр преступлений и проступков даст возможность отследить то, как человек «входит» в систему и как он «выходит» из системы; позволит сделать уголовную систему видимой, понятной, снизить уровень коррупции, повысить доверие населения к правоохранительным и судебным органам нашей страны. В свете множества изменений в уголовном судопроизводстве необходимо сделать еще многое по совершенствованию системы ЕРПП. Это только начало, ЕРПП необходимо наращивать и в последующие годы; госорганам-участникам системы ЕРПП необходимо создавать и развивать свои внутриведомственные информационные системы; для улучшения обслуживания и совершенствования этих программных обеспечений сформировывать в каждом органе отделы IT – специалистов, для лучшей интеграции своих систем в ЕРПП. Создание странновой команды IT-специалистов позволит запустить в полной мере ЕРПП и обеспечить бесперебойную работу этой системы. Усиление межведомственной координации во главе с координирующим органом – Генеральной прокуратурой КР – является важным и востребованным в общем процессе. Создание call-центров или горячих линий для госорганов и граждан на базе госорганов, проведение широкого информирования является частью общегосударственной политики реформирования.


Ссылка: https://barometr.kg/tahmina-ashuralieva-edinyj-reestr-pozvolit-sdelat-ugolovnuyu-sistemu-vidimoj



Добавить комментарий