Санжар Исабаев: Реформа системы правосудия была основана на трех приоритетах
Заведующий отделом судебной реформы и законности Аппарата Президента Кыргызской Республики, секретарь Совета по судебной реформе при Президенте Кыргызской Республики Санжар Мамадиярович Исабаев рассказал, как проводили судебно-правовую реформу в Кыргызстане.
"17 января 2012 года Президентом Кыргызской Республики был издан Указ № 61 «Об образовании Комиссии по выработке согласованных предложений по дальнейшему реформированию судебной системы Кыргызской Республики».
Данная Комиссия по выработке согласованных предложений по дальнейшему реформированию судебной системы Кыргызской Республики (далее – Комиссия) являлась совещательным и консультативным органом и была создана в целях подготовки предложений по приоритетным направлениям проводимой в стране судебной реформы, обеспечения согласованных действий государственных органов, Верховного суда Кыргызской Республики, Совета судей Кыргызской Республики по выработке согласованных подходов к реформированию судебной ветви власти, внесению изменений и дополнений в законодательные акты, регулирующие деятельность судебной системы, статус судей и отправления правосудия, а также по соприкасающимся с данными вопросами проблемами деятельности правоохранительных органов и адвокатуры.
В последующем Комиссией при участии Аппарата Президента Кыргызской Республики 19-20 марта 2012 года подготовлена и проведена международная конференция «Диалог по судебной реформе» с участием представителей государственных и судебных органов, гражданского общества по Концепции судебного реформирования в Кыргызской Республике.
После обобщения итогов данной международной конференции и был выработан проект Концепции судебной реформы в Кыргызской Республике, который был обсужден 27 марта и 4 апреля 2012 года с участием представителей государственных и судебных органов, гражданского общества, международных экспертов.
Приняв во внимание результаты обсуждения и рекомендации международных экспертов, проект Концепции был доработан и внесен на рассмотрение Президента Кыргызской Республики, которым был издан Указ «О мерах по совершенствованию правосудия в Кыргызской Республике» от 8 августа 2012 года № 147.
Данным Указом Президента Кыргызской Республики внесенные на основе диалога рекомендации по дальнейшему реформированию судебной системы Кыргызской Республики были приняты за основу и определены главные концептуальные цели, задачи и направления такого реформирования.
Кроме того, для обеспечения согласованности действий государственных органов в ходе реформирования данным Указом был также образован Совет по судебной реформе при Президенте Кыргызской Республики (далее – Совет) под руководством Главы государства.
Совет является совещательным и консультативным органом при Президенте Кыргызской Республики по вопросам судебной реформы и создан в целях подготовки предложений по приоритетным направлениям проводимой в стране судебной реформы, обеспечения согласованных действий государственных органов, Верховного суда Кыргызской Республики, Совета по отбору судей Кыргызской Республики, Совета судей Кыргызской Республики по подготовке и принятию нормативных правовых актов, регулирующих организацию и порядок деятельности судов, правоохранительных органов, статус судей.
Членами Совета являются депутаты Жогорку Кенеша, члены Правительства, специалисты различных отраслей права и юристы-ученые.
Позднее с учетом предложений членов Совета, государственных органов и международных организаций о формировании экспертных рабочих групп для разработки законопроектов, направленных на совершенствование процессуальных и иных норм права при отправлении правосудия, соответствующими распоряжениями Руководителя Аппарата Президента Кыргызской Республики были образованы экспертные рабочие группы по разработке целого ряда законопроектов.
Реформа системы правосудия в период с 2011 по 2017 годы была основана на трех приоритетах:
1)отбор судей, в рамках которого одной из основных стала задача обновить судейский корпус, на этом этапе был создан и действовал Совет по отбору судей.
По итогам отбора судей сформированы и функционируют составы Верховного суда и Конституционной палаты Верховного суда Кыргызской Республики, всех областных и приравненных к ним судов, всех местных судов во всех областях страны.
Именно на этом этапе произошло историческое преобразование: судейский корпус пополнился молодыми судьями и юристами с новым подходом к работе.
2)развитие судебной системы Кыргызстана на 2014-2017 годы, в рамках данного приоритета реализована Государственная целевая программа «Развитие судебной системы Кыргызской Республики на 2014-2017 годы».
Экономическая реальность требовала от государства увеличения бюджета всей системы правосудия, требовалось улучшение условий труда для судей и административного персонала. С начала реформы бюджет системы правосудия - одной из ветвей власти – вырос в пять раз. Демонстрируется положительная динамика изменения бюджета каждый год с 2012 года.
Переезд Верховного суда Кыргызской Республики в одно из зданий Дома Правительства Киргизской ССР стал одним из важных шагов в развитии судебной системы. Здание расположено в удобном месте прямо в центре города.
Далее в зданиях судебной системы проведен капитальный ремонт, улучшено материально-техническое обеспечение.
3)разработка обновленного процессуального, исполнительного и иного законодательства при отправлении правосудия, в рамках третьего приоритета усилиями Совета и созданных экспертных рабочих групп к 30 сентября 2014 года завершена подготовка проектов законов, направленных на совершенствование процессуальных и иных норм права при отправлении правосудия.
Эта работа является важнейшим приоритетом судебной реформы и ее ключевым звеном. По сути, законодательное обновление основ отправления правосудия и есть основное содержание судебной реформы. Подготовленные законопроекты направлены на то, чтобы оградить граждан от судебного произвола, чтобы максимально ограничить его. Поэтому государство идет на совершенствование процессуальных норм, включая пределы судейского усмотрения.
Первый пакет законопроектов включает в себя новый Уголовный кодекс, новые Кодексы «О проступках» и «О нарушениях», новые редакции Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов.
Второй пакет законопроектов включает в себя новый Гражданский процессуальный кодекс, новый Закон Кыргызской Республики «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», новый Закон Кыргызской Республики «О гарантированной государственной юридической помощи», касающиеся как сферы гражданского, так и сферы уголовного права.
Дополняет эти законопроекты третий пакет проектов законов в части совершенствования судебной практики, процедур отбора судей, административных процедур и других вопросов.
Влияние реформы правоохранительных органов и конституционной реформы на судебную реформу:
Следует отметить, что в ходе проведения судебной реформы на нее оказали определенное влияние реформа правоохранительных органов и конституционная реформа.
Так, 4 июля 2016 года на очередном заседании Совета безопасности Кыргызской Республики было принято решение о проведении реформы правоохранительных органов и 18 июля 2016 года Президентом Кыргызской Республики был издан Указ «О мерах по реформе системы правоохранительных органов Кыргызской Республики».
Основной новеллой данной реформы правоохранительных органов стало создание системы сдержек и противовесов среди правоохранительных органов, в связи с чем из органов прокуратуры Кыргызской Республики была выведена функция расследования должностных преступлений и передана в органы национальной безопасности и службы по борьбе с экономическими преступлениями, но оставлена функция возбуждения уголовных дел по должностным преступлениям.
Кроме того, лишение органов прокуратуры Кыргызской Республики функции расследования должностных преступлений также требовало внесения изменений в Конституцию Кыргызской Республики, где данная функция и была регламентирована, что в последующем и было сделано в рамках проведенной Конституционной реформы.
Тогда как стадия возбуждения уголовного дела в соответствии с разработанным в рамках проводимой судебной реформы Уголовно-процессуальным кодексом подверглась серьезной переработке. Тем самым возникла необходимость в определенной доработке института возбуждения уголовного дела, разработанного в рамках судебной реформы, с учетом изменений, вводимых реформой правоохранительных органов и конституционной реформой. Отдельно необходимо отметить выступление Главы государства на Съезде судей, проведенном в марте 2019 года, где была отмечена необходимость усиления работы судов и их взаимодействия в реализации проводимой в стране судебно-правовой реформы и ее цифровизации.
Судебно-правовая реформа в настоящее время и ЭРГ по мониторингу:
С 1 января 2019 года вступил в силу блок уголовного законодательства Кыргызской Республики, разработанный в рамках проводимой в стране судебной-правовой реформы.
Вступлению в силу нового уголовного законодательства КР также предшествовал большой пласт подготовительной работы, проведенной как Аппаратом Президента, так и Правительством Кыргызской Республики.
Так, в 2018 году было проведено 2 заседания Совета (май и декабрь), где были обсуждены вопросы готовности органов государственной власти и общества к новому уголовному законодательству Кыргызской Республики и приняты соответствующие решения.
Глава государства с учетом мнения членов Совета и важности рассмотренных на Совете вопросов издал соответствующий Указ от 22 мая 2018 года № 124. Главная цель Указа – дальнейшее продвижение проводимой судебно-правовой реформы. В реализацию данного Указа в мае 2018 года создана и действует отдельная экспертная рабочая группа по мониторингу мероприятий судебно-правовой реформы, которая оказывает существенное
содействие секретариату Совета в ее реализации.
Отдельно следует отметить наличие определенной критики относительно нового уголовного законодательства, в части имеющихся небольших спорных вопросов.
В данном направлении со стороны органов государственной власти уже проводится определенная работа и распоряжением Премьер-министра Кыргызской Республики М.Д.
Абылгазиева от 25 февраля 2019 года за № 11 Судебно-правовая реформа в Кыргызстане 99 была создана межведомственная рабочая группа по анализу нормативных правовых актов Кыргызской Республики, принятых в рамках судебно-правовой реформы, на предмет выявления пробелов и коллизий.
Данная межведомственная рабочая группа взаимодействует с экспертной рабочей группой по мониторингу мероприятий судебно-правовой реформы и проводит анализ информации о правоприменительной практике, поступающей из органов государственной власти, на предмет выявления пробелов и коллизий, с последующей проработкой вопросов по их устранению.
Другим немаловажным аспектом проводимой в стране судебно-правовой реформы является проект Государственной целевой программы развития судебной системы Кыргызской Республики на 2019-2022 годы, которая ранее была утверждена Советом судей Кыргызской Республики и направлена в Правительство Кыргызской Республики, где в настоящий момент находится на стадии рассмотрения.
Судебно-правовая реформа в будущем (НСУР 2018-2013).
13 августа 2018 года Национальным советом по устойчивому развитию Кыргызской Республики принят проект Национальной стратегии развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы, где одним из подразделов раздела «3. Государственное управление» является подраздел «3.3. Справедливая судебная система».
Данным подразделом предусматривается целый ряд направлений судебного реформирования, включая реализацию пакета принятых новых кодексов и законов.
Так, в целях повышения доверия граждан и бизнеса к судебной системе к 2023 году предполагается полностью реализовать прозрачность и подотчетность системы. Это будет осуществлено путем обеспечения общественного доступа к статистическим данным. Онлайн-трансляции судебных заседаний сделают решения судей беспристрастными и повысят доверие народа к судебной ветви власти.
К 2023 году в целях повышения качества намечается обеспечение доступа и скорости рассмотрения судебных дел, учреждение специализированных судов – административных, ювенальных, инвестиционных и других. Планируется, что в течение 5-6 лет страна полностью перейдет на принцип специализации судов. Вместе с тем необходимо параллельно готовить все необходимые кадровые и инфраструктурные ресурсы, а также пересмотреть нормативную правовую базу.
К существенной разгрузке судебной системы приведет развитие института медиации, что будет способствовать уменьшению нагрузки на судей. Все споры хозяйственного и экономического характера будут рассматриваться как совещательным органом (арбитражам), так и судами. Необходимо внедрить досудебные механизмы разрешения споров, особенно по налоговым и таможенным спорам. Также необходимо развивать третейские суды.
Исполнение судебных решений остается на значительно низком уровне на протяжении многих лет. В связи с чем планируется дальнейшее совершенствование исполнительного производства.
Будет запущена Автоматизированная информационная система суда. Будут внедрены упрощенные процедуры подачи в суд исковых заявлений, получения копий документов и ознакомления с материалами дела. Будут созданы Государственный реестр судебных актов, Единый реестр преступлений и проступков (ЕРПП) и нарушений (ЕРН).
Планируется внедрение технических средств в судах для фиксации судебных процессов через аудио- и видеозапись. Для воплощения этого все участники системы будут интегрированы в одну национальную сеть и будут обеспечены обновлением цифровой инфраструктуры.
Важность вопроса цифровизации и необходимость ее дальнейшего развития не только при отправлении уголовного, но и гражданского правосудия, была отдельно отмечена Президентом Кыргызской Республики С.Ш. Жээнбековым при выступлении на XI съезде судей Кыргызской Республики".
Ссылка: https://barometr.kg/sanzhar-isabaev-reforma-sistemy-pravosudiya-byla-osnovana-na-treh-prioritetah
Добавить комментарий ×