Президент подписал указ «О концепции внешней политики Кыргызской Республики»
Президент Сооронбай Жээнбеков подписал указ «О концепции внешней политики Кыргызской Республики». Об этом сообщает пресс-служба президента.
Согласно указу, в целях обеспечения эффективности внешнеполитической деятельности утверждена прилагаемая Концепция внешней политики.
Указ президента «О Концепции внешней политики Кыргызской Республики» от 10 января 2007 года № 2 признан утратившим силу. Указ вступает в силу со дня подписания.
Концепция внешней политики
Кыргызской Республики
Введение
Концепция внешней политики Кыргызской Республики (далее - Концепция) является основополагающим политическим документом в сфере внешней политики Кыргызской Республики, который содержит систему взглядов на содержание, принципы и основные направления внешнеполитической деятельности государства, определяет ее ключевые приоритеты.
Правовую основу внешней политики составляют Конституция Кыргызской Республики, общепризнанные принципы и нормы международного права, Закон Кыргызской Республики «О взаимодействии государственных органов в сфере внешней политики Кыргызской Республики», Национальная стратегия развития Кыргызской Республики на 2018-2040-е годы и другие нормативные правовые акты Кыргызской Республики, а также вступившие в силу в установленном законом порядке международные договоры, участницей которых является Кыргызская Республика.
Принятие настоящей Концепции обусловлено динамикой международных и интеграционных тенденций, процессами глобализации, изменением ситуации в сфере безопасности и поиском новых возможностей для обеспечения устойчивого развития страны и эффективного противодействия современным вызовам и угрозам.
Кыргызская Республика привержена устойчивому развитию и построению правового государства с социально-ориентированной рыночной экономикой и парламентской демократией, уважению общепризнанных принципов и норм международного права и равноправному сотрудничеству.
Расположение Кыргызской Республики в Центральной Азии, которая является связующим мостом между Европой и Азией и где исторически проходили маршруты Великого Шелкового пути, создает благоприятные условия для развития транспортных и информационных коммуникаций, логистики, торговли, инвестиционного потенциала, туризма, культурного многообразия, образования, научного прогресса и других направлений.
При этом сложный горный рельеф Кыргызстана и отсутствие выхода к морю обуславливают необходимость расширения всего комплекса сотрудничества с международным сообществом, в том числе в области диверсификации торгово-экономических отношений, международных транспортных сообщений и развития цифровой экономики.
Рост напряженности в мире, расширение масштабов международного терроризма и экстремизма в различных их проявлениях, трансграничная преступность, незаконный оборот наркотиков и оружия, торговля людьми, угроза возникновения и эскалации конфликтов вблизи границ Кыргызской Республики и внешних границ государств Центральной Азии требуют проактивной внешней политики и принятия превентивных мер.
События в мире свидетельствуют о том, что ни одно государство не в состоянии исключительно собственными усилиями эффективно противостоять современным вызовам и угрозам. Обеспечение безопасности в стране и регионе определяет необходимость тесной координации, сотрудничества и обмена информацией со всеми заинтересованными государствами и международными организациями.
Вызовы в сфере безопасности, в том числе финансово-экономической, продовольственной, водно-энергетической, информационной, экологической, а также проблемы миграции требуют принятия Кыргызской Республикой соответствующих эффективных мер как на национальном уровне, так и путем продвижения активного сотрудничества с международными партнерами.
Кыргызская Республика выстраивает свой внешнеполитический курс, руководствуясь стратегическими целями развития страны, на основе анализа и прогнозирования международной обстановки, изменений и тенденций в мире для обеспечения и защиты своих национальных интересов.
Внешняя политика Кыргызской Республики направлена на создание и поддержание благоприятных условий для устойчивого развития государства, дальнейшего роста благосостояния народа, укрепления национальной и региональной безопасности, защиты прав и интересов граждан и юридических лиц Кыргызской Республики за рубежом, продвижения позитивного имиджа страны в международном сообществе.
Настоящая Концепция определяет принципы внешней политики, национальные интересы Кыргызской Республики, являющиеся основой для приоритетов внешнеполитической деятельности, а также вопросы формирования и реализации внешнеполитического курса страны.
- Принципы внешней политики
Кыргызская Республика проводит прагматичную, сбалансированную, открытую, многовекторную и последовательную внешнюю политику.
Прагматичная внешняя политика ориентирована на формирование благоприятных внешних условий и возможностей для достижения стратегических целей развития государства.
Кыргызская Республика придерживается разумного баланса во взаимодействии с внешними партнерами с учетом национальных интересов и последовательно реализует свое неотъемлемое право на развитие.
Выстраивая открытую многовекторную внешнюю политику, Кыргызская Республика развивает сотрудничество со всеми государствами-членами Организации Объединенных Наций и международными организациями на основе доброй воли, взаимопонимания и взаимоуважения интересов.
- Проводя последовательную внешнюю политику,
Кыргызская Республика выступает за добросовестное выполнение принятых обязательств всеми субъектами международного права.
Международное сотрудничество осуществляется на основе общепризнанных принципов и норм международного права, закрепленных в Уставе Организации Объединенных Наций и других международных документах, участницей которых является Кыргызская Республика, включая суверенное равенство государств, неприменение силы и угрозы силой, невмешательство во внутренние дела, уважение территориальной целостности и разрешение международных споров мирными средствами.
Кыргызская Республика выступает за усиление международного сотрудничества, исходя из принципов многополярности, обеспечения всем государствам - членам Организации Объединенных Наций равных прав и возможностей в сферах международной политики, безопасности, экономики, торговли и по другим направлениям.
3. Национальные интересы
- Кыргызской Республики
- Кыргызская Республика во внешней политике руководствуется своими национальными интересами, которые представляют собой совокупность внутренних и внешних потребностей государства, заложенных в стратегических документах Кыргызской Республики по обеспечению национальной безопасности и устойчивого развития.
- Основными национальными интересами Кыргызской Республики во внешней политике являются:
- защита независимости, государственного суверенитета и территориальной целостности страны;
- сохранение мира и стабильности в Кыргызской Республике;
- построение правового государства с парламентской демократией;
- сохранение единства многонационального народа Кыргызстана;
- укрепление национальной и экономической безопасности;
- обеспечение безопасности в финансово-экономической, продовольственной, водно-энергетической, экологической, информационной и других сферах;
- продвижение устойчивого социально-экономического развития и роста благосостояния народа Кыргызской Республики;
- защита прав и интересов граждан и юридических лиц Кыргызской Республики за рубежом;
- обогащение духовности и культуры кыргызского народа;
- сохранение и развитие исторических, культурных ценностей и традиций многонационального народа Кыргызстана, основанных на толерантности, свободолюбии и открытости.
- 4. Приоритеты внешней политики
В целях обеспечения, продвижения и защиты национальных интересов Кыргызская Республика определяет следующие внешнеполитические приоритеты.
В политической сфере:
- обеспечение национальной безопасности, суверенитета и территориальной целостности Кыргызской Республики политико-дипломатическими средствами путем совершенствования механизмов международного сотрудничества;
- полное юридическое оформление государственной границы Кыргызской Республики, создание и укрепление мер доверия в приграничных зонах с сопредельными странами;
- формирование дружественного окружения и укрепление добрососедства с государствами Центрально-Азиатского региона на принципах взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности, нерушимости границ, равноправия и общей безопасности;
- укрепление и углубление взаимоотношений с союзниками и стратегическими партнерами, а также тесного взаимодействия в рамках глобальных, региональных организаций и интеграционных объединений;
- развитие всестороннего взаимовыгодного сотрудничества с государствами ближнего и дальнего зарубежья в двустороннем и многостороннем форматах.
Обеспечение национальной и региональной безопасности, а также своевременное реагирование на современные вызовы и угрозы требуют от Кыргызской Республики проведения активной внешней политики и объединения усилий с международными партнерами на глобальном и региональном уровнях, в том числе в рамках коллективной безопасности.
В современном мире в условиях глобализации повышается важность тесного сотрудничества Кыргызской Республики с мировыми и региональными державами, объединениями и активными игроками на международной арене. Внешняя политика Кыргызской Республики направлена на широкое, многоплановое и взаимовыгодное сотрудничество с основными центрами международной политики на принципах взаимного понимания и уважения интересов и максимальное использование достижений и ресурсов мировой экономики.
Подтверждая свою приверженность уважению прав и свобод человека, построению демократического общества и развитию парламентаризма, Кыргызская Республика продвигает международное сотрудничество и осуществляет обмен опытом со странами, разделяющими общие демократические ценности.
Организация Объединенных Наций, являясь единственной глобальной универсальной организацией, играет ключевую роль в обеспечении мира и международной безопасности. В целях усиления консолидирующей роли Организации Объединенных Наций и адаптации ее деятельности к современным реалиям Кыргызская Республика выступает за принятие необходимых мер по совершенствованию Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, которые будут учитывать интересы значительного большинства государств мира и базироваться на принципах универсальности, эффективности и широкого географического представительства.
В целях продвижения национальных интересов, содействия в обеспечении национальной и региональной безопасности и решении социально-экономических задач Кыргызская Республика активно взаимодействует в рамках Организации Объединенных Наций, Евразийского экономического союза, Организации Договора о коллективной безопасности, Шанхайской организации сотрудничества, Содружества Независимых Государств, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Организации исламского сотрудничества, Совета сотрудничества тюркоязычных государств, Организации экономического сотрудничества и других международных организаций.
Кыргызская Республика активно продвигает инициативы по вопросам мира, безопасности, гуманитарного диалога и другим актуальным проблемам международной жизни, а также предлагает миротворческие площадки.
Важнейшим направлением внешней политики является защита прав и интересов граждан и юридических лиц Кыргызской Республики за рубежом и проведение эффективной миграционной политики с учетом национальной безопасности Кыргызской Республики.
С учетом национальных интересов страны расширяется география дипломатических представительств и консульских учреждений Кыргызской Республики, в том числе почетных консулов Кыргызской Республики и других институтов за рубежом.
В финансово-экономической и экологической сферах
С учетом национальных интересов Кыргызская Республика следует стратегическому курсу региональной и международной экономической интеграции в целях устойчивого развития страны и повышения уровня жизни населения.
Кыргызская Республика выстраивает всесторонние и взаимовыгодные торгово-экономические связи с иностранными государствами, международными и региональными экономическими и финансовыми организациями и институтами, руководствуясь стратегическими задачами и программными документами по конкретным направлениям.
Основным приоритетом внешней политики Кыргызской Республики в финансово-экономической сфере является создание благоприятных условий для:
- модернизации национальной экономики посредством инвестиционного и индустриально-инновационного развития с учетом современных тенденций мировой экономики;
- реализации потенциала страны по развитию промышленности, сельского хозяйства, торговли и логистики;
- содействия дальнейшей либерализации внешней торговли, повышения экспортных возможностей страны и свободного доступа отечественной продукции к мировым рынкам, в том числе используя членство во Всемирной торговой организации, Евразийском экономическом союзе и статус пользователя Всеобщей системы преференций (ВСП+) в рамках Европейского союза;
- привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику и их защиты;
- развития финансового сектора на основе передового опыта зарубежных стран;
- интеграции в региональные и международные транспортные и информационно-коммуникационные сети;
- реализации транспортно-транзитного потенциала страны;
- развития логистико-транспортных услуг в Кыргызской Республике;
- обеспечения энергетической безопасности и независимости путем диверсификации поставок энергоресурсов, развития возобновляемых источников энергии и продвижения проекта «CASA 1000»;
- обеспечения продовольственной безопасности страны и развития зеленой экономики;
- продвижения программы «Таза суу», направленной на обеспечение населения Кыргызской Республики чистой питьевой водой;
- привлечения современных информационно-коммуникационных, инновационных и цифровых технологий для реализации программы «Таза коом»;
- реализации туристического потенциала Кыргызской Республики, популяризации туризма и привлечения иностранных туристов;
- развития регионов Кыргызской Республики и продвижения взаимовыгодных межрегиональных связей с другими странами в различных сферах.
Являясь государством - членом Всемирной торговой организации, Евразийского экономического союза и участницей международных договоров по свободной торговле, Кыргызская Республика проводит активную политику по продвижению торгово-экономических интересов, а также выступает за совершенствование форм и механизмов полноформатного взаимодействия.
Кыргызская Республика использует свое суверенное право на собственные природные богатства и ресурсы. Рациональное их освоение, использование и сохранение осуществляется в целях благополучия нынешнего и будущих поколений, а также охраны окружающей среды.
Кыргызская Республика выступает за укрепление взаимовыгодного сотрудничества в различных сферах, продвижение интеграции и обеспечениеусловий для свободного передвижения людей, капитала, товаров и услуг в Центрально-Азиатском регионе.
Кыргызская Республика в целях обеспечения экологической безопасности, сохранения биоразнообразия и благоприятной окружающей среды осуществляет сотрудничество с иностранными государствами и международными организациями для принятия эффективных мер по адаптации к изменению климата и смягчению его последствий. Экологическая безопасность страны также включает сохранение зоны формирования водных ресурсов, решение проблем урановых хвостохранилищ на своей территории, предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, природных и техногенных катастроф.
Обеспечение водно-энергетической безопасности страны является приоритетным направлением внешней политики. Водно-энергетическая дипломатия Кыргызской Республики направлена на продвижение диалога, формирование международно-правовой базы и выработку взаимовыгодного экономического механизма комплексного и рационального использования водно-энергетических ресурсов в регионе.
В целях поступательного развития страны Кыргызская Республика активно участвует в международных проектах по повышению уровня жизни и благосостояния народа, обеспечению экономического роста, инновации и модернизации инфраструктуры в соответствии с Целями устойчивого развития Организации Объединенных Наций до 2030 года.
В культурно-гуманитарной сфере
Культурно-гуманитарное сотрудничество, наряду с политическими и экономическими отношениями, является одним из составляющих в системе внешнеполитических приоритетов Кыргызской Республики, способствующих созданию атмосферы наибольшего благоприятствования для свободного развития личности и общества, а также реализации гражданами Кыргызской Республики своих возможностей.
Кыргызская Республика стремится в полной мере использовать международное сотрудничество для укрепления культурного, образовательного, научного и кадрового потенциала, системы здравоохранения, повышения качества медицинских услуг, а также для развития высоких технологий и инноваций.
Этнокультурная самобытность кыргызского народа, наряду с культурным многообразием и демократическими устоями государства, является источником позиционирования внешней политики Кыргызской Республики и формирования положительного имиджа страны на международной арене.
Основными приоритетами сотрудничества Кыргызской Республики с зарубежными странами и международными организациями в культурно-гуманитарной сфере являются:
- способствование развитию эффективной системы образования в целях развития человеческих ресурсов и интеллектуального потенциала страны;
- содействие обучению граждан Кыргызской Республики за рубежом и признанию на международном уровне отечественных дипломов с целью выхода на рынки труда и образовательных услуг иностранных государств;
- создание условий для сохранения и международной популяризации историко-культурного и духовного наследия кыргызского народа, являющегося одним из древнейших, а также для обогащения достижениями мировой культуры;
- продвижение активного международного взаимодействия в области образования, науки, культуры, искусства, спорта и оказание содействия в установлении тесных связей и обменов в этих сферах.
В целях развития межкультурного,межнационального и межконфессионального диалога Кыргызская Республика вносит свой вклад в укрепление мира и прогресса путем продвижения инициатив на международной арене, проведения конференций и форумов.
Кыргызская Республика, являясь основателем Всемирных игр кочевников, продолжит вносить свой вклад в возрождение и сохранение культуры, самобытности и уклада жизни кочевых народов мира.
Активное продвижение национальных брендов Кыргызской Республики за рубежом способствует привлекательности и узнаваемости страны на мировой арене и привлечению иностранных туристов.
Одним из важнейших приоритетов внешней политики Кыргызской Республики является позиционирование страны в качестве регионального образовательного центра на евразийском континенте.
Оказание всесторонней поддержки соотечественникам и кыргызам за рубежом для сохранения культурной, этнической и языковой самобытности и их связи с исторической родиной, а также консолидации диаспоры за рубежом в целях их активного вклада в устойчивое развитие Кыргызской Республики.
5. Вопросы формирования и реализации
внешней политики Кыргызской Республики
Президент Кыргызской Республики определяет основные направления внешней политики государства, осуществляет общее руководство внешней политикой страны и представляет Кыргызскую Республику в международных отношениях.
Жогорку Кенеш Кыргызской Республики в пределах своих полномочий обеспечивает законодательную основу внешнеполитического курса, включая ратификацию международных договоров Кыргызской Республики, и осуществляет межпарламентское сотрудничество.
Правительство Кыргызской Республики реализует внешнюю политику страны и руководит деятельностью государственных органов по вопросам международного сотрудничества.
Министерство иностранных дел Кыргызской Республики в рамках своей компетенции осуществляет реализацию внешнеполитического курса Кыргызской Республики, разрабатывает и вносит предложения по концепции и основным направлениям внешней политики Кыргызской Республики Президенту Кыргызской Республики и Премьер-министру Кыргызской Республики.
В целях проведения единой внешней политики страны Министерство иностранных дел Кыргызской Республики осуществляет координацию и взаимодействие органов государственной власти Кыргызской Республики при разработке, принятии и реализации внешнеполитических решений, возглавляет единую систему органов дипломатической службы.
Органы исполнительной власти Кыргызской Республики, центральные органы государственной власти Кыргызской Республики и органы местного самоуправления осуществляют международное сотрудничество, включая официальные поездки, встречи с представителями иностранных государств и международных организаций, проведение официальных переговоров и консультаций в рамках делегированных полномочий и по предварительному согласованию с Министерством иностранных дел Кыргызской Республики.
С официальными заявлениями по вопросам внешней политики Кыргызской Республики выступают президент Кыргызской Республики, премьер-министр Кыргызской Республики и министр иностранных дел Кыргызской Республики. Торага Жогорку Кенеша Кыргызской Республики и председатель профильного комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики выступают с официальными заявлениями по вопросам межпарламентского сотрудничества и вопросам, входящим в компетенцию Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.
Должностные лица государственных органов Кыргызской Республики могут выступать с официальными заявлениями, затрагивающими отдельные вопросы реализации внешней политики,в соответствии с согласованными с Министерством иностранных дел Кыргызской Республики позициями.
Официальная информация по вопросам, касающимся внешней политики Кыргызской Республики, распространяется уполномоченными на это государственными органами Кыргызской Республики по согласованию с Министерством иностранных дел Кыргызской Республики.
Дипломатические представительства и консульские учреждения Кыргызской Республики за рубежом, представительства Кыргызской Республики при международных организациях осуществляют свою деятельность, руководствуясь национальным законодательством, настоящей Концепцией, поручениями и указаниями Министерства иностранных дел Кыргызской Республики.
Важным является создание условий для развития ведомственного образования и обеспечение дипломатической службы Кыргызской Республики квалифицированными кадрами.
Настоящая Концепция подлежит актуализации и пересмотру по мере изменения внутренних и внешних условий.
Ссылка: https://barometr.kg/prezident-podpisal-ukaz-o-koncepcii-vneshnej-politiki-kyrgyzskoj-respubliki
Добавить комментарий ×