Предприниматели: Автоматизированная система продажи ГСМ и сжиженного газа может убить мелкий бизнес

17 декабря 2019 18:29 3550 Barometr
Поделиться в:
ok

Внедрение автоматизированной системы управления продажи ГСМ и сжиженного газа может убить мелкий бизнес, считают предприниматели. Об этом сообщили представители ОЮЛ «Кыргызская ассоциация предпринимателей в сфере сжиженного газа» на пресс-конференции 16 декабря.

Как отмечается, сжиженный газ используют для заправки автомобилей и бытовых газовых баллонов. Предприниматели, работающие в этой сфере, считают, что с 1 января 2020 года цены на сжиженный газ в Кыргызстане поднимутся.

Постановление правительства о внедрении до 1 января 2020 года на АЗС и АГЗС автоматизированной системы управления отпуска ГСМ и сжиженного газа предприниматели посчитали преждевременным, а его спешная реализация несет угрозу как экологии, так и пагубно скажется на экономике Кыргызстана.

Основная цель установки на АЗС и АГЗС АСУ (автоматизированной системы управления) – борьба с контрабандной и контрафактной продукцией.

По данным Кыргызской ассоциации предпринимателей, потребность республики в сжиженном газе составляет около 10 тысяч тонн в месяц. Весь газ поставляется из двух источников – Казахстана и НПЗ «Джунда» (Кара-Балта). Ни о какой контрабанде речи не идет, поскольку транспортировка сжиженного газа осуществляется исключительно железнодорожным путем.

Предприниматели не возражают против установки автоматизированной системы учета реализованной продукции. Но ни они, ни государство пока не готово к новшеству.

«Наша ассоциация в 2018 году сама была инициатором мер по предотвращению нелегального ввоза и реализации сжиженного газа», - сказал председатель ОЮЛ «Кыргызская ассоциация предпринимателей в сфере сжиженного газа» Эсен Бакиров.

Члены ассоциации настояли на том, чтобы газ сливали только в специально отведенных местах – ГНС (газонаполнительная станция), которые контролируют госструктуры. Кроме того, члены ассоциации сами отслеживают появление новых АГЗС и контролируют наличие у них контрольно-кассовых аппаратов. Например, в прошлом году с помощью журналистов удалось обнаружить несколько таких, избегающих налогов, заправок.

Кроме того, члены ассоциации обращают внимание на экологический аспект проблемы. В 2018 году парламент Кыргызстана принял концепцию «Кыргызстан – страна зеленой экономики». Программа развития зеленой экономики на 2019-2023-е годы в данное время вынесена на общественное обсуждение. В ней предусмотрены меры по переходу на экологически чистый транспорт, каковым вполне мог бы стать работающий на сжиженном газе.

«20-25 % автотранспорта в Кыргызстане перешли на сжиженный газ. В основном это легковые автомобили. А в Таджикистане, для сравнения, процент транспорта, использующего сжиженный газ, намного выше – порядка 70 %», - сказал эксперт в сфере технологии сжиженного газа Муждаба Бекиров.  

В программе развития зеленой экономики, опубликованной на сайте Министерства экономики КР, говорится, что «основным источником загрязнения воздуха в городах Бишкеке и Оше является транспортный сектор». За последние 10 лет количество транспорта в стране выросло почти в 3 раза. Только в Бишкеке сконцентрировано около 40 % от всех зарегистрированных машин.

В программе указывается, что необходимо переходить на низкоуглеродное топливо, для чего даже предусмотрены меры стимулирования. При этом правительство, сделав выбор в сторону принципов зеленой экономики, принимает подобные постановления, которые не только не стимулирует перехода на экологичный транспорт, но и рубят идею на корню.

По его словам, существует еще одна проблема, а именно процедура проверки остатков газа в емкостях, которую, согласно новому постановлению, должны производить налоговые инспекторы.

«Для измерения остатков сжиженного газа используется устаревшая технология. Колба или мерник после использования очищаются серной кислотой. А это вещество входит в список прекурсоров, ввоз и использование которых контролируется органами по борьбе с наркотиками», - отметил Бекиров.

Кроме того, подобный вид проверки остатков сжиженного газа подразумевает создание необходимых условий. Например, нужно делать земляную обвалку, дабы в случае утечки газа избежать техногенной катастрофы. А это вновь угроза окружающей среде и человеку. В постановлении ни о самой процедуре, ни о том, кто именно должен создать необходимые условия, ничего не говорится. Что доказывает поспешность и непродуманность этого документа.

Генеральный директор «Интергаз KG» Руслан Ниязалиев остановился на проблеме, которая возникнет у предпринимателей, даже если они установят требуемые АСУ на своих газовых заправках.

«Дело в том, что сжиженный газ по документам в данное время учитывается в тоннах. Согласно постановлению правительства, учет продаж будет вестись в литрах. Каким образом будет вестись учет?» - подчеркнул Ниязалиев

Кроме того, необходимо учитывать и потери, которые несут поставщики сжиженного газа при ремонте емкостей, к примеру. Каждые три года они обязаны опустошать их, осушать и чистить. Газ улетучивается, а в налоговую АСУ будет передавать информацию о проданном товаре. То есть предприниматели будут вынуждены платить за потери товара как за проданный.

«Что делать с информацией о качестве сжиженного газ, которую АСУ тоже должен передавать в налоговые органы, дабы избежать контрафактного и низкокачественного товара? С бензином все понятно: есть марка, которая определяется по октановому числу – 93-й, 96-й. Как быть с нашим товаром? У нас нет лаборатории, которая бы определяла качество сжиженного газа», - сказал Ниязалиев.

По его словам, все эти вопросы необходимо решить, считает он, до того как постановление вступит в силу. Иначе мелкие ИП, которые работают в основном в регионах, просто закроются. А это вновь скажется на простом потребителе.

Сейчас в Кыргызстане действует более 100 поставщиков сжиженного газа. Около 80 % - индивидуальные предприниматели, которые имеют по одной газовой заправке в отдаленных районах. Например, сейчас такие заправки есть в Ала-Буке, Алае, Джумгале, Чаткале. Раньше местные жители, чтобы заправить газовые баллоны, вынуждены были преодолевать километровые расстояния. Здоровая конкуренция привела к снижению цен. Так, год назад стоимость газового баллона составляла 600 сомов, сейчас его можно купить за 450.

Что будет, когда постановление вступит в силу, а предприниматели не смогут найти 150-200 тысяч сомов для установки АСУ и закроются? Члены Ассоциации предпринимателей в сфере сжиженного газа убеждены – цены на газ, безусловно, повысятся. Это закон рынка. Если сейчас литр газа стоит 19-20 сомов, на юге 21,5 сома, то, возможно, он вновь повысится до прошлогодней цены – 25-26 сомов. Не исключено, что и больше. А это вновь больно ударит по карманам кыргызстанцев, и, особенно по тем, кто проживает в регионах.

Избежать повышения цен на сжиженный газ, по мнению предпринимателей, возможно лишь одним способом – отсрочив исполнение постановления. Таким образом, правительство поддержит мелкий бизнес и защитит потребителя.

Ссылка: https://barometr.kg/predprinimateli-avtomatizirovannaya-sistema-prodazhi-gsm-i-szhizhennogo-gaza-mozhet-ubit-melkij-biznes



Добавить комментарий