Назгуль Сулайманова: В новом УК КР установлена так называемая «квазиуголовная» ответственность юрлиц
Профессор, доктор юридических наук, заведующая кафедрой уголовного права и криминологии Кыргызско-Российского Славянского Университета Назгуль Назарбековна Сулайманова рассказала, как проводили судебно-правовую реформу в Кыргызстане.
Так, принудительные меры уголовно-правового воздействия в отношении юридических лиц по новому УК КР.
В настоящее время институт уголовной ответственности юридических лиц стал предметом регулирования значительного числа международно-правовых актов. Одним из первых актов ООН, рассматривающим ответственность юридических лиц, стала Конвенция “Против транснациональной организованной преступности” от 15 ноября 2000 года. В ней был установлен перечень деяний, подлежащих обязательной для всех стран-участников криминализации. Кыргызская Республика ратифицировала данную конвенцию Законом КР от 15 апреля 2003 года №74.
Конвенция о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 года (ратифицирована Законом КР от 15 апреля 2003 года № 79). Статья 5 данной Конвенции предусматривает обязанность государства-участника принять меры для того, чтобы можно было привлечь юридическое лицо, находящееся на его территории или учрежденное по его законам, к ответственности (уголовный, гражданский или административный) в случае совершения физическим лицом, ответственным за управление этим юридическим лицом, или контроль за ним, которое выступает в своем официальном качестве, преступления по финансированию терроризма.
Следующим актом, регулирующим уголовную ответственность юридических лиц, стала Конвенция ООН против коррупции, принятая 31 октября 2003 года. Ответственность юридических лиц распространяется на все преступления коррупционной направленности, которые предусмотрены Конвенцией и могут совершаться юридическими лицами, кроме тех преступлений субъектами которых могут быть только физические лица: злоупотребление служебным положением, незаконное обогащение, хищение в частном секторе. Кыргызская Республика ратифицировала данную конвенцию Законом КР от 6 августа 2005 года №128.
Конвенция Шанхайской организации сотрудничества против терроризма, от 16 июня 2009 года. В ней отмечается, что преступления, охватываемые настоящей Конвенцией, ни при каких обстоятельствах не могут быть оправданы, а физические и юридические лица, виновные в совершении таких деяний и (или) причастные к их совершению, должны быть привлечены к ответственности. Каждая Сторона принимает такие меры, какие могут потребоваться для установления ответственности юридических лиц за случаи их причастности хотя бы к одному из преступлений, охватываемых настоящей Конвенцией.
При этом отмечается, что ответственность юридических лиц может быть уголовной, гражданско-правовой или административной.
В отношении юридических лиц, привлекаемых к ответственности за причастность к преступлениям, охватываемым настоящей Конвенцией применяются, в частности, такие меры, как:
▪ предупреждение;
▪ штраф; 80 Судебно-правовая реформа в Кыргызстане
▪ конфискация имущества юридического лица;
▪ приостановление деятельности юридического лица;
▪ запрет на отдельные виды деятельности юридического лица;
▪ ликвидация юридического лица.
Кыргызская Республика ратифицировала данную конвенцию Законом КР от 11 июля 2011 года №90.
Краткий обзор лишь некоторых международно-правовых актов позволяет нам сделать вывод, что уголовная ответственность юридических лиц получает все более широкую поддержку на международном уровне.
При этом, хотелось бы отметить, что если раньше международные акты ограничивались в основном общими призывами и рекомендациями, то в последние годы они все чаще закрепляют обязательства государств по установлению и применению уголовной ответственности за наиболее опасные преступления экологической, экономической и коррупционной направленности, а также за те деяния (например, терроризм, экстремизм, организованная преступность), которые угрожают безопасности не только отдельных государств, но и мирового сообщества в целом.
Отметим, что институт уголовной ответственности юридических лиц необходим в тех преступлениях, в которых отдельный человек как преступник отходит на второй план, а юридическое лицо выдвигается на первый план. Необходимость привлечения юридического лица к ответственности обосновывается и тем, что противоправные деяния отдельных лиц кажутся незначительными по сравнению с теми вредными последствиями, которые влекут неправомерные деяния юридического лица.
В Кыргызской Республике на протяжении уже нескольких лет проходило обсуждение вопроса по имплементации положений Конвенций, в частности, об установлении ответственности юридических лиц за преступления.
Таким образом, можно констатировать то обстоятельство, что на сегодняшний день вопрос состоит уже не в том, нужна ли ответственность юридических лиц за преступления, указанные в ратифицированных Кыргызской Республикой Конвенциях, а в том каким образом это будет закреплено в нашем национальном законодательстве. Безусловно, это потребовало проведение тщательного анализа и решение теоретических вопросов по установлению такой ответственности в уголовном праве. Поэтому следующим этапом явилось принятие в 2017 году нового Уголовного кодекса Кыргызской Республики, который предусматривает в главе 20 ответственность юридических лиц в виде принудительных мер уголовно-правового воздействия.
Это совершенно новый институт уголовного права. Главная проблема юридической конструкции уголовной ответственности юридического лица связана с субъективной стороной деяния. Как известно, обязательное условие уголовной ответственности – вина, понимаемая как психическое отношение лица к содеянному противоправному деянию. Однако юридическое лицо, будучи юридической фикцией, не может иметь никакой психики и, соответственно, непосредственно к юридическому лицу понятие вины не применимо. Только физическое лицо может совершить преступление. Юридическое лицо может быть только причастно к совершению преступления и нести ответственность за причастность к совершению преступления.
Таким образом, в новом Уголовном кодексе КР установлена так называемая «квазиуголовная» ответственность юридических лиц. Юридическое лицо не признается субъектом преступления, но к нему могут применяться определенные санкции, в УК КР они выступают как меры уголовно-правового воздействия.
Такой подход вполне согласуется с существующим в УК принципом личной виновной ответственности и не ломает в целом ее структуры.
Согласно ст. 123 УК КР, юридическое лицо – это организация, созданная в соответствии с гражданским законодательством Кыргызской Республики, а также иностранное юридическое лицо.
В статье также имеется специальная оговорка о том, что юридическими лицами не являются в понимании данной главы:
▪ государство, органы государственной власти, органы местного самоуправления Кыргызской Республики, юридические лица, осуществляющие возложенные на них законом отдельные государственные полномочия;
▪ иностранные государства, органы государственной власти иностранного государства, иностранные государственные органы;
▪ юридические лица, осуществляющие отдельные государственные полномочия, международные организации и их представительства.
Основанием применения к юридическому лицу принудительных мер уголовно-правового воздействия в соответствии с Уголовным кодексом является то, что 1) противоправное деяние должно быть совершено физическим лицом от имени или посредством юридического лица; 2) в интересах данного юридического лица, независимо от того, привлечено ли к уголовной ответственности такое физическое лицо.
При этом отмечается, что применение принудительных мер уголовно-правового воздействия в отношении юридического лица не исключает уголовной ответственности физического лица за то же самое противоправное деяние.
Применение принудительных мер уголовно-правового воздействия в отношении юридического лица не освобождает его от обязательств по возмещению причиненного ущерба. Суд может возложить на юридическое лицо обязанность по возмещению причиненного ущерба в результате совершенного противоправного деяния. Это может быть выражено в возмещении имущественного ущерба, в предотвращении дальнейшего загрязнения окружающей среды, в обеспечении безопасных условий труда и др.
В УК КР четко определен перечень противоправных деяний, в случае совершения которых в отношении юридического лица могут быть применены принудительные меры уголовно-правового воздействия:
▪ Торговля людьми;
▪ Лжепредпринимательство;
▪ Организация финансовых пирамид;
▪ Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем;
▪ Рейдерство;
▪ Злоупотребление полномочиями в коммерческой или иной организации;
▪ Нарушение порядка проведения публичных торгов, аукционов или тендеров;
▪ Злоупотребление полномочиями частными нотариусами, аудиторами, экспертами или оценщиками;
▪ Коммерческий подкуп;
▪ Акт терроризма;
▪ Финансирование террористической деятельности;
▪ Содействие террористической деятельности;
▪ Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности;
▪ Создание опасности для потребителей;
▪ Незаконная порубка деревьев и кустарников;
▪ Загрязнение вод;
▪ Загрязнение атмосферы;
▪ Порча земли;
▪ Нарушение правил охраны и использования недр;
▪ Нарушение правил охраны рыбных запасов;
▪ Незаконное участие должностного лица в предпринимательской деятельности;
▪ Посредничество во взяточничестве;
▪ Дача взятки.
Меры, применяемые в отношении юридических лиц должны быть эффективными, и характеризоваться как сдерживающим, так и профилактическим воздействием.
Согласно ст.124 УК КР, к юридическому лицу могут применяться следующие виды мер уголовно-правового воздействия:
1) штраф;
2) ограничение прав;
3) ликвидация юридического лица.
Штраф является одной из самых распространенных санкций, применяемой в отношении юридических лиц в мировом сообществе.
Штрафы, в качестве принудительной меры уголовно-правового воздействия, налагаемые на юридическое лицо, назначаются судом в денежном эквиваленте в национальной валюте.
Единицей измерения штрафа законодатель установил расчетный показатель на момент назначения наказания.
По размеру штраф делится на три категории. Минимальный размер штрафа, который может быть назначен юридическому лицу, соответствует 2000 расчетным показателям, максимальный размер штрафа – 15 000 расчетным показателям.
Размер штрафа привязан к тяжести совершенного физическим лицом противоправного деяния (менее тяжкого, тяжкого или особо тяжкого преступления).
Денежное взыскание, наложенное на юридическое лицо в виде штрафа, уплачивается из средств юридического лица в пользу государства.
Законодатель закрепил механизм воздействия на юридическое лицо в случае неуплаты им штрафа. Юридическому лицу предлагается уплатить штраф в добровольном порядке в течение одного месяца, если юридическое лицо не выполняет решение об уплате штрафа, то сумма штрафа будет увеличена в два раза от первоначальной суммы. В случае дальнейшего уклонения юридического лица от уплаты уже удвоенной суммы штрафа более чем в течение трех месяцев, юридическое лицо может быть ликвидировано на основании решения суда.
Еще одной из принудительных мер уголовно-правового воздействия, налагаемой на юридическое лицо, выступает ограничение его прав. Данная мера направлена на установление запрета юридическому лицу на осуществление им определенных действий.
Согласно закону ограничение прав юридического лица может быть выражено:
▪ в запрете на осуществление отдельных видов деятельности (в частности, запрет на получение лицензии на осуществление конкретного вида деятельности, запрет на занятие какой-либо определенной коммерческой деятельностью, запрет на заключение определенных сделок, запрет на выпуск акций или других ценных бумаг и т.п.). Такая мера принимается в отношении юридического лица в случаях, если дальнейшее участие в данной деятельности будет представлять опасность для жизни или здоровья людей, может нанести ущерб (вред) деятельности других юридических лиц или государству;
▪ в запрете на участие в тендерах, аукционах (в частности, в ограничении возможности для юридического лица принимать участие на получение предложений по оказанию каких-либо услуг, выполнению работ или поставки товаров и т.п.);
▪ в запрете на получение кредитов, налоговых льгот, субсидий, субвенций из бюджета государства (юридические лица могут быть ограничены в получении кредита для осуществления своей деятельности; лишены государственных дотаций, налоговых или других преимуществ, предоставляемых государством для юридических лиц и т.п.).
Срок действия меры в виде ограничения прав юридического лица может быть 83 Судебно-правовая реформа в Кыргызстане назначен судом – минимум на один год, максимум на три года. Суд может назначить в отношении юридического лица одно или несколько ограничений.
И, наверное, самая серьезная мера уголовно-правового воздействия – это ликвидация юридического лица.
Ликвидация юридического лица состоит в принудительном прекращении его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Основанием для ликвидации юридического лица является:
▪ совершение физическим лицом от имени или посредством юридического лица противоправного деяния с признаками тяжкого или особо тяжкого преступления, и в случаях признания судом того, что тяжесть совершенного противоправного деяния делает невозможным сохранение и дальнейшее функционирование данного юридического лица;
▪ уклонение юридического лица более чем в течение трех месяцев от уплаты уже удвоенной суммы штрафа, назначенного судом.
В дополнение к ликвидации юридического лица суд также может назначить конфискацию имущества юридического лица.
В отношении юридического лица судом может быть применена в качестве меры безопасности конфискация имущества, то есть принудительное безвозмездное изъятие и обращение имущества юридического лица в собственность государства на основании обвинительного приговора.
Конфискации подлежит следующее имущество:
▪ деньги, ценности и иное имущество, полученные в результате совершения преступления;
▪ деньги, ценности и иное имущество, используемые или предназначенные для финансирования совершения преступления;
▪ деньги, ценности и иное имущество, полученные в результате совершения преступления, доходы от этого имущества были частично или полностью превращены либо преобразованы;
▪ орудия, оборудование или иные средства совершения преступлений, принадлежащих лицу, совершившему преступление.
В случаях принятия судом решения о ликвидации юридического лица допускается полная конфискация имущества юридического лица.
Также был рассмотрен вопрос о сроках давности.
Законодатель установил период времени, по истечении которого принудительные меры уголовно-правового воздействия в отношении юридических лиц не применяются.
Меры уголовно-правового воздействия не применяются в отношении юридического лица: 1) если со дня совершения противоправного деяния истекло пять лет, 2) если обвинительный приговор суда не был приведён в исполнение в течение десяти лет.
Таким образом, по новому Уголовному кодексу Кыргызской Республики принудительные меры уголовно-правового воздействия в отношении юридического лица не являются уголовным наказанием и применяются лишь в случае совершения физическим лицом противоправного деяния от имени или посредством юридического лица (перечень противоправных деяний закреплен в норме УК) в интересах данного юридического лица.
Добавить комментарий ×