Батыр Сапарбаев: В отдельные годы в Кыргызстане численность тюремного населения достигало 23,5 тысячи человек

8 апреля 2020 10:14 1701 Barometr
Поделиться в:
ok

Эксперт Управления ООН по наркотикам и преступности по пенитенциарным вопросам Батыр Кененсариевич Сапарбаев рассказал, как проводили судебно-правовую реформу в Кыргызстане. 

Так, основные новеллы уголовно-исполнительного законодательства и законодательства в сфере пробации.

Новый уголовно-исполнительный кодекс Кыргызской Республики регламентирует порядок исполнения наказаний и иных принудительных мер уголовно-правового воздействия, предусмотренных Уголовном кодексом Кыргызской Республики и Кодексом Кыргызской Республики о проступках.


Во время начала работы по его разработке экспертная рабочая группа рассматривала формат разработки раздельных уголовно-исполнительных кодексов – отдельно по исполнению мер, предусмотренных Уголовным кодексом, и отдельно – предусмотренных Кодексом о проступках. Но, учитывая общность целей, задач, принципов уголовно-исполнительного законодательства, единые средства исправления и ресоциализации, экспертная рабочая группа приняла решение о разработке единого уголовно-исполнительного кодекса.


Одной из основных новелл уголовно-исполнительного законодательства явилось более четкое, приземленное определение ее цели. Цель прежнего Уголовно-исполнительного кодекса – исправление осужденного, ее достижимость в современных условиях функционирования уголовно-исполнительной системы была поставлена под сомнение. Реально ли достижение этой цели в современных условиях функционирования уголовно-исполнительной системы, учитывая инфраструктурные, кадровые и другие проблемы? Поэтому была принята следующая формулировка цели уголовно-исполнительного законодательства – создание условий для исправления осужденных.


Наряду с созданием условий для исправления осужденных уголовно-исполнительное законодательство Кыргызской Республики ставит их ресоциализацию. Что такое исправление и ресоциализация? Уголовно-исполнительный кодекс в статье 2 дает понятия данным процессам.


Исправление осужденных – это социально-позитивное изменение их поведения, основанное на раскаянии в содеянном и мотивации правопослушного поведения, уважительном отношении к человеку, обществу и соблюдении требований норм человеческого общежития.


Ресоциализация – это процесс восстановления необходимых социальных связей осужденного, способствующих его позитивной интеграции в общество после отбытия наказания или иной принудительной меры уголовно-правового воздействия.


Ранее действовавшее уголовно-исполнительное законодательство предусматривало целый перечень основных средств достижения цели исправления осужденных, которые пока не работают в достаточной мере – режим, труд, получение образования, воспитательная работа и общественное воздействие. Например, инфраструктура уголовно-исполнительной системы не позволяет обеспечить должный режим и эффективную воспитательную работу в местах лишения свободы. Труд как основное средство исправления уже длительное время перестал быть таковым – в местах лишения свободы обеспечены работой около 10 % осужденных.


Поэтому в настоящее время на первый план в работе персонала уголовно-исполнительной системы должна выходить работа именно по ресоциализации осужденных. Многочисленные исследования показывают, что если осужденный в течение первых трех месяцев после освобождения из мест лишения свободы не находит место проживания, работы, источники для проживания, то он повторно становится на путь совершения преступлений. Исходя из этого, разработчиками было предложено новое средство достижения исправления и ресоциализации осужденных – работа по социальной адаптации осужденных для жизни в гражданском обществе.


Статья 30 Уголовно-исполнительного кодекса Кыргызской Республики четко определяет органы, которые будут исполнять наказания и принудительные меры уголовно-правового воздействия:

▪ наказание в виде штрафа, назначенное за совершение преступления или проступка, исполняется органами исполнительного производства по месту жительства (фактического проживания) осужденного или месту нахождения его имущества;

▪ наказания в виде общественных работ, исправительных работ, ограничения свободы и принудительные меры воспитательного характера в отношении несовершеннолетних в виде ограничения поведения с предупреждением исполняются органами пробации по месту жительства осужденного или командованием по месту военной службы осужденного;

▪ наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняются органами пробации по месту жительства осужденного, учреждениями уголовно-исполнительной системы, администрацией по месту работы осужденного или командованием по месту военной службы осужденного, а также органами, правомочными в соответствии с законодательством аннулировать разрешение на занятие соответствующими видами деятельности;

▪ наказания в виде лишения свободы и пожизненного лишения свободы исполняются учреждениями уголовно-исполнительной системы;

▪ наказания в виде лишения специального, воинского, почетного звания, классного чина, дипломатического ранга, государственных наград исполняются органом, присвоившим это звание, классный чин, дипломатический ранг или государственные награды;

▪ наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части исполняется специально предназначенными воинскими частями;

▪ наказание в виде ареста в отношении военнослужащих исполняется воинскими частями;

▪ лица, освобожденные от наказания с применением пробационного надзора и условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания, находятся под надзором органов пробации, а военнослужащие - под пробационным надзором командования воинских частей и учреждений;

▪ принудительные меры уголовно-правового воздействия (меры безопасности) в виде конфискации (изъятия) имущества, конфискации денежных средств или иного имущества взамен предмета, подлежащего конфискации, возмещения материального ущерба и морального вреда, а также принудительные меры уголовно-правового воздействия в отношении юридических лиц в виде штрафа и принудительные меры уголовно-правового воздействия, не являющиеся наказанием, в виде возмещения материального ущерба и морального вреда, конфискации (изъятия) предмета, орудий и средств совершения проступка исполняются органами исполнительного судебного производства по месту жительства (фактического проживания) или работы осужденного, нахождения его имущества или получения дохода, а также по месту нахождения имущества или регистрации юридического лица;

▪ принудительные меры уголовно-правового воздействия в отношении юридических лиц в виде ограничения прав, ликвидации юридического лица исполняются уполномоченными государственными органами или лицами, назначенными судом;

▪ исполнение принудительных мер воспитательного характера в отношении несовершеннолетних в виде передачи под надзор с предупреждением возлагается на родителей или замещающих их лиц, либо на уполномоченный государственный орган по защите детей;

▪ принудительные меры медицинского характера и принудительное лечение исполняются уполномоченным органом в сфере здравоохранения и учреждениями уголовно-исполнительной системы;

▪ выдворение за пределы Кыргызской Республики после отбытия наказания исполняется органами миграции, национальной безопасности, внутренних дел и пограничной службой.


Здесь надо четко понять, что основные наказания и принудительные меры уголовно-правового воздействия без изоляции от общества будут исполняться новой создаваемой службой – службой пробации, о которой речь пойдет несколько ниже. Причем исполнение таких мер в отношении военнослужащих возлагается на командование воинских частей, на которые возлагаются функции органов пробации. В связи с введением уголовной ответственности юридических лиц определены органы, наделенные правами исполнения в отношении них принудительных мер уголовно-правового воздействия. Совершенно новая новелла уголовного и уголовно-исполнительного законодательства – выдворение за пределы Кыргызской Республики, порядок которого будет регламентироваться подзаконными актами и требует хорошей координации многих государственных служб.


Уголовно-исполнительный кодекс Кыргызской Республики (статья 16) дополняет новым содержанием основные права осужденных - право на получение информации о порядке и условиях отбывания наказаний и принудительных мер уголовно-правового воздействия; достойное обращение; личную безопасность; охрану здоровья и получение квалифицированной медицинской помощи; социальную защиту, юридическую помощь; получение образования; свободу совести и свободу вероисповедания; обращение с предложениями, заявлениями и жалобами; дачу объяснений и ведение переписки, а также обращение с предложениями и жалобами на родном или на любом другом языке, которым они владеют; участие в медиации с потерпевшими; поддержание связей с дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями (для осужденных иностранных граждан).


Так, при обеспечении права осужденного на личную безопасность администрация исправительного учреждения принимает незамедлительные меры не только по изоляции осужденного, которому грозит опасности жизни или здоровья, но и принимает меры по изоляции источника угрозы. Тем самым администрация исправительного учреждения получает дополнительные полномочия в борьбе с организованной преступностью в местах лишения свободы. А осужденные с ограниченными возможностями здоровья, связанные с дефектами речи, слуха, зрения, имеют право пользоваться услугами специалистов, владеющих дактильно-жестовым языком или азбукой Брайля.


Осужденные иностранные граждане имеют право поддерживать связь с дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями своих государств, аккредитованными в Кыргызской Республике, а граждане (подданные) стран, не имеющих дипломатических и консульских учреждений, аккредитованных в Кыргызской Республике, - с дипломатическими представительствами государств, взявших на себя защиту их интересов, или с международными органами, осуществляющими их защиту.


Претерпели изменения нормы относительно видов контроля и надзора в сфере исполнения наказаний и принудительных мер уголовно-правового воздействия. Из парламентского контроля выделен как самостоятельный контроль Акыйкатчы (Омбудсмена) Кыргызской Республики.


(Статья 35. Контроль Акыйкатчы (Омбудсмена) «Контроль за соблюдением прав и законных интересов осужденных, отбывающих наказания и принудительные меры уголовно-правового воздействия, на постоянной основе осуществляет Акыйкатчы (Омбудсмен)». Уголовно-исполнительный кодекс Кыргызской Республики)


В соответствии с международными обязательствами установлен новый вид контроля - контроль в сфере предупреждения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Статья 41. Контроль в сфере предупреждения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.


Контроль в сфере предупреждения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания в отношении осужденных осуществляется в соответствии с законодательством и вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.


Уголовно-исполнительный кодекс Кыргызской Республики


Установлена новая градация исправительных учреждений. Так, в:

▪ колониях – поселениях будут содержаться теперь только положительно характеризующиеся лица, переведенные из исправительных колоний общего и строгого режимов;

▪ в исправительных колониях общего режима - впервые осужденные лица к лишению свободы;

▪ в исправительных колониях строгого режима – лица, ранее отбывавшие наказания в виде лишения свободы;

▪ в исправительных колониях особого режима - лица, осужденные к пожизненному лишению свободы;

▪ в тюрьмах – злостные нарушители режима содержания, переведенные из исправительных колоний.


Основной принцип градации исправительных учреждений такой. Впервые осужденные к лишению свободы содержатся в исправительных колониях общего режима, 88 Судебно-правовая реформа в Кыргызстане ранее отбывавшие наказания в виде лишения свободы – в колониях строгого режима. Если в Уголовном кодексе Кыргызской Республики исключен институт рецидива, то наше уголовно-исполнительное законодательство учитывает пенитенциарный рецидив и рекомендации Минимальных стандартных правил обращения в отношении заключенных (Правил Манделы) об отдельном содержании вышеуказанных категорий осужденных.


Такая же градация воспитательных колоний для содержания несовершеннолетних:

▪ в воспитательных колониях общего режима содержатся несовершеннолетние лица мужского пола, впервые осужденные к лишению свободы; осужденные несовершеннолетние лица женского пола; а также несовершеннолетние лица, которым отменен пробационный надзор и назначено наказание в виде лишения свободы.

▪ в воспитательных колониях усиленного режима – несовершеннолетние лица мужского пола, ранее отбывавшие наказание в виде лишения свободы.


В то же время, в настоящее время в единственной воспитательной колонии для несовершеннолетних содержатся не более 20 малолетних преступников и создание двух воспитательных колоний представляется нецелесообразным. Гораздо проще создать отдельные изолированные участки для впервые и ранее осужденных к лишению свободы, тем более, что Уголовно-исполнительный кодекс допускает создание изолированных участков с различными видами режима содержания.


Совершенно новой новеллой уголовно-исполнительного законодательства Кыргызской Республики является определение вида режима исправительного учреждения и места отбывания наказания не судебным органом, а специальной комиссией центрального органа уголовно – исполнительной системы (статья 72 УИК). Состав и порядок работы специальной комиссии государственного органа уголовно-исполнительной системы определяется Правительством. Обжалование решения специальной комиссии государственного органа уголовно-исполнительной системы по определению осужденному вида исправительного учреждения и места отбывания наказания в виде лишения свободы производится в порядке, установленном законодательством, но не приостанавливает его исполнение.


Кроме того, специальная комиссия центрального органа уголовно – исполнительной системы получила полномочия по переводу осужденных из исправительных колоний в колонии – поселения, тюрьму и обратно. Тем самым весь процесс перевода осужденных внутри уголовно-исполнительной системы контролирует сама пенитенциарная система. Конечно, это возлагает на нее большую ответственность и при этом возможны коррупционные риски при осуществлении данных полномочий.


Уголовный кодекс Кыргызской Республики установил новые сроки представления осужденных на условно-досрочное освобождение и исходя из этих сроков Уголовно-исполнительный кодекс Кыргызской Республики определил сроки представления осужденных на изменение осужденным вида исправительного учреждения.


Уголовно-исполнительным кодексом Кыргызской Республики исключены из функций уголовно – исполнительной системы функция розыска лиц, совершивших побег из мест лишения свободы, тем самым подчеркивается курс на социальную направленность пенитенциарной системы.


Также исключены положения, обязывающие работающих осужденных возмещать расходы по их содержанию в исправительных учреждениях, что было в предыдущем уголовно-исполнительном законодательстве.


Создание службы пробации – настоятельная необходимость и требование современного времени. За годы независимости через уголовно-исполнительную систему прошло огромное количество населения страны. В отдельные годы численность тюремного населения достигало 23,5 тысячи человек. За последнее десятилетие удалось несколько снизить количество лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, но за последние 5 лет отмечается медленный, но устойчивый их рост.


Также отмечается тенденция устойчивого роста осужденных к пожизненному лишению свободы, что говорит о частом применении судебными органами такого сурового наказания. Так, в соседнем Казахстане численность данной категории в более чем 2 раза меньше при численности населения в 18 млн человек.


Тот же Казахстан существенно снизил тюремное население со 100 тысяч человек до 40 тысяч за счет гуманизации уголовного законодательства и перевода части осужденных под контроль органов пробации, что существенным образом снизило нагрузку на систему учреждений закрытого типа и республиканский бюджет.


Поэтому в первом пакете законов по судебной реформе в Кыргызской Республике наряду с основными кодексами был принят Закон Кыргызской Республики «О пробации».


На внедряемую Кыргызстаном службу пробации возлагается большая роль по снижению тюремного населения, работу по социальной адаптации к жизни в гражданском обществе. Рабочей группой изначально планировалось образование службы пробации в виде гражданского, социального института государства и основой службы пробации должны стать уголовно-исполнительные инспекции ГСИН, которые в настоящее время исполняют наказания, не связанные с лишением свободы.


Что же такое пробация? В Уголовно-исполнительном кодексе Кыргызской Республики дается следующее понятие.


Пробация - это социально-правовой институт государства, осуществляющий применение к осужденным комплекса мер государственного принуждения, общественного воздействия при их добровольном участии в индивидуальных социально-правовых программах, основанный на социальном исследовании личности и направленный на исправление осужденных, профилактику совершения правонарушений, оказание социального содействия и принятие мер к их ресоциализации. Если сказать другими словами, то это новый пенитенциарный институт государства по исполнению наказаний и принудительных мер уголовно-правового воздействия с ярко выраженным социальным уклоном.


Целями пробации являются обеспечение безопасности общества и государства, создание условий для исправления и ресоциализации клиентов пробации, предупреждение совершения ими новых правонарушений (статья 1 Закона).


Задачами пробации являются:

▪ исполнение уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества, и принудительных мер уголовно-правового воздействия в порядке, установленном уголовно-исполнительным законодательством;

▪ осуществление надзора за лицами, условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания в виде лишения свободы на определенный срок (далее - лишение свободы);

▪ коррекция поведения, формирование правопослушного образа жизни;

▪ изучение личности клиента пробации, составление социально-психологического портрета;

▪ обеспечение прав, свобод и законных интересов клиентов пробации;

▪ примирение клиента пробации с потерпевшим;

▪ профилактика совершения клиентами пробации правонарушений;

▪ координация реализации социальных и реабилитационных программ;

▪ исключение негативного влияния отрицательно характеризующихся клиентов пробации на других клиентов пробации;

▪ исключение и преодоление стигмы общества к клиентам пробации.

▪ В Законе применено понятие клиент пробации. Почему? Сделано это в целях преодоления стигмы общества к осужденным и подчеркивания социального характера новой создаваемой службы. Кто является клиентами пробации?

▪ Клиентами пробации являются лица (статья 5 Закона): которым приговором суда назначено наказание без изоляции от общества и принудительные меры уголовно-правового воздействия в виде:

- общественных работ;

- лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; - исправительных работ;

- ограничения свободы;

- принудительной меры воспитательного характера в отношении несовершеннолетних и ограничения поведения с предупреждением;

- освобождения от уголовного наказания с применением пробационного надзора;

▪ освобожденные условно-досрочно от отбывания наказания в виде лишения свободы и подлежащие надзору;

▪ подлежащие в течение года освобождению из исправительных учреждений по отбытию наказания. Клиентами пробации также являются лица, в отношении которых осуществляется социальное исследование:

▪ обвиняемые, в отношении которых судом назначена подготовка пробационного доклада;

▪ осужденные, подлежащие условно-досрочному освобождению от отбывания наказания в виде лишения свободы.


Закон определяет следующие виды пробации:

▪ досудебная пробация - пробация, применяемая к обвиняемым и заключающаяся в социально-психологическом исследовании его личности, по итогам которого составляется пробационный доклад;

▪ исполнительная пробация - совокупность социально-правовых мер по оказанию содействия клиентам пробации, в выходе из трудной жизненной ситуации, применению уголовно-правовых мер по контролю и надзору за их поведением и выполнением возложенных на них обязанностей;

▪ пенитенциарная пробация - пробация, применяемая к осужденным и заключающаяся в совместной работе органов пробации, государственных органов и органов местного самоуправления, администраций исправительных учреждений, некоммерческих организаций и клиентов пробации по подготовке их к освобождению из исправительных учреждений;

▪ постпенитенциарная пробация - пробация, применяемая к лицам, условно-досрочно освобожденным из исправительных учреждений, и заключающаяся в проведении работы по оказанию социальной поддержки с целью их ресоциализации.


Отдельно Закон выделяет пробацию в отношении несовершеннолетних (ювенальная пробация), которая осуществляется в целях обеспечения их прав и законных интересов, предотвращения повторного совершения ими правонарушения, обеспечения эффективности психолого-педагогического процесса, а также их ресоциализации и реинтеграции в общество. В отношении каждого клиента пробации составляется индивидуальный План оказания социально-правовой помощи и План пробационного надзора.


Органами пробации клиентам:

▪ оказывается содействие в ресоциализации и выходе из трудной жизненной ситуации, основанное на индивидуальном подходе, анализе информации о личности и потребностях клиента пробации;

▪ проводятся мероприятия по оказанию социально-правовой и психологической помощи;

▪ проводятся мероприятия по оказанию помощи в трудоустройстве;

▪ проводится работа по направлению клиентов пробации, находящихся в трудной жизненной ситуации, в реабилитационные центры (социальные общежития);

▪ проводится работа по направлению клиентов пробации - пожилых граждан и инвалидов, лиц, полностью или частично утративших способность к самообслуживанию или передвижению и нуждающиеся в жилье, в специализированные стационарные учреждения для постоянного проживания;

▪ оказывается содействие в получении ими основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования в соответствии с законодательством в области образования;

▪ оказывается гарантированная государством консультативно-правовая и квалифицированная юридическая помощь в порядке, установленном законодательством о гарантированной государством юридической помощи;

▪ оказывается помощь в восстановлении утраченных прав и документов;

▪ принимаются меры по оказанию социальной помощи клиентам пробации;

▪ проводится работа по восстановлению и формированию социально полезных связей клиентов пробации;

▪ клиентам пробации - больным наркоманией, алкоголизмом, токсикоманией, туберкулезом, ВИЧ/СПИДом, гепатитом и другими социально значимыми заболеваниями оказывается содействие в получении медицинских услуг;

▪ для урегулирования споров (конфликтов) между клиентом пробации и потерпевшим, а также в целях достижения ими взаимоприемлемого решения, реализуемого по добровольному согласию сторон, во всех видах пробации организуется работа по проведению примиренческих процедур.


Как видим, перед органами пробации, кроме контрольно-надзорных функций, поставлены задачи в основном социального плана.


При органах пробации создается институт волонтеров, которые привлекаются к участию в исправлении и коррекции поведения клиентов пробации на добровольных началах.


Большая роль в работе органов пробации отведена местным государственным администрациям. В соответствии с Законом Кыргызской Республики «О пробации» местные государственные администрации координируют деятельность территориальных подразделений министерств, государственных комитетов, административных ведомств и органов местного самоуправления, участвующих и образующих систему пробации на местном уровне.


Для оперативного и эффективного решения задач пробации при местных государственных администрациях создаются советы по пробации, порядок работы которых определяется Правительством Кыргызской Республики. Совет по пробации возглавляет глава местной государственной администрации. В совет включаются территориальные представители государственных органов, осуществляющих пробацию, а также представители органов местного самоуправления. По согласованию в совет по пробации включаются представители общественности. Функции секретариата совета по пробации осуществляет территориальный орган пробации. Совет осуществляет свою работу на плановой основе и проводит заседания не реже одного раза в квартал. Совет по пробации рассматривает вопросы пробации, заслушивает отчеты руководителей государственных органов, входящих в систему пробации, а также проблемные вопросы, связанные с исполнением законодательства о пробации.

Законом также определена роль органов местного самоуправления, которые взаимодействуют и оказывают содействие органам пробации в решении текущих задач и выполнении конкретных мероприятий пробации. При органах местного самоуправления и поддержке некоммерческих организаций могут создаваться реабилитационные центры (социальные общежития) для клиентов пробации. Органы местного самоуправления обеспечивают функционирование реабилитационных центров (социальных общежитий) и оказывают содействие органам пробации в решении задач по исправлению и ресоциализации клиентов пробации. Для улучшения эффективности осуществления пробации разработаны критерии оценки деятельности местной государственной администрации и органов местного самоуправления и утвержденные Правительством Кыргызской Республики.


Ссылка: https://barometr.kg/batyr-saparbaev-v-otdelnye-gody-v-kyrgyzstane-chislennost-tyuremnogo-naseleniya-dostigalo-235-tysyachi-chelovek



Добавить комментарий