Зилалиев из СИЗО написал письмо президенту

12 марта 2019 11:52 3368 Barometr
Поделиться в:
ok

Экс-вице-премьер-министр Дуйшенбек Зилалиев, находящийся в СИЗО ГКНБ, продолжает публиковать обращения президенту, в которых описывает опыт своей работы на должности руководителя Госгеологии.

В очередном обращении говорится:

"Уважаемый Сооронбай Шарипович!

Хочу продолжить беседу по материалам последнего заседания Совета безопасности и проблемах в недропользовании и путях их решения. Я отмечал в прошлом обращении, что решений на Совбезе, к сожалению, предложено не было. Если и были, то очень слабые либо ошибочные.

Сегодня я предлагаю свое видение по разрешению ситуации с местным населением. Один из основных путей, и Вы его озвучили, - это разъяснительная работа среди местного населения. Но это лишь один из действенных механизмов, который работает только в комплексе мероприятий, о которых на Совбезе ни слова не было сказано.

В 2013 году, в августе, через неделю после моего назначения, я выехал в пятидневную поездку в регионы для ознакомления с ситуацией на важнейших месторождениях прямо на местах. Я встречался как с недропользователями, представителями местных органов власти, так и с активистами из числа местного населения. То есть я хотел иметь максимально объективную картину на местах. Начал я свою поездку из Сулюкты (угольных шахт), а закончил на Кумторе. По пути мы посетили Кадамжайскую группу недропользователей (КСК, Шамбесай, ПГС и др.), Кызыл-Кийскую группу (угольщики, известняки для Кувасая, каолин, инертные материалы и др.), Узгенский район с. Жалпак – Таш (знаменитое месторождение известняка Сары-Таш, о котором тоже могу отдельно в другой раз много интересного рассказать), Сузак (ПГС, уголь), Таш-Кумыр (уголь, известняк), Токтогул (соль и др.), Жумгал (Кара-Кече), Иссык-Куль (Кумтор). Затем через непродолжительное время после этой поездки мы выехали в Талас (Джеруй, Андаш, Ширалджин, Жамгыр), Чаткал (Кичичаарат, Чааратзаав, россыпи и др.), Ала-Бука (Иштамберды, Бозымчак, Сумсар и др.) Таким образом  я уже через 1,5 месяца знал воочию ситуацию на всех крупных и средних месторождениях. Я так подробно перечисляю свои первые ознакомительные командировки только для того, чтобы было понимание о том, что мы с первых дней вникли в проблему противостояния недропользователей и местного населения в регионах. Кстати, знаете, чем я был сильно удивлен? Когда я начал обсуждать результаты своей поездки по месторождениям с коллективом Госгеологии на общем собрании (я в дальнейшем ввел такую практику – все значимые вопросы обсуждать на общем собрании, чтобы каждый мог высказать свое мнение), то выяснилось, что больше 90 % работников не имеют представления о месторождениях! Они ни разу там не были и не имели представления, как они функционируют, а тем более о характере имеющихся на месторождениях проблем. И эти люди решали, не выходя из своих комфортных кабинетов, судьбы недропользователей. Принимали различные отчеты, планы и решали иные важные опросы, по которым имели только теоретическое понимание. Я сразу же ввел обязательное коллективное посещение сотрудниками Госгеологии наиболее значимых месторождений Кыргызстана с целью ознакомления. За 1 год практически все сотрудники посетили Кумтор, Талдыбулак – Левобережный, Джеруй, Бозымчак, Кара-Кече и другие месторождения. Это здорово повысило качественный уровень сотрудников Госгеологии и, соответственно, сразу же положительно сказалось на деятельности в целом всего ведомства.

В дальнейшем я также внедрил практику встречи с местным населением при подготовке аукционов-конкурсов. Эта разъяснительная работа дала мощный позитивный эффект, но об этом я расскажу позже, в отдельном обращении.  В конце 2015 году мы провели анализ наших выездов в регионы для встречи с местным населением. Так вот, в 2014 году состоялось 63 встречи, в 2015 году – 62 встречи. И именно поэтому вторая половина 2014, 2015, 2016 и 2017 годов прошли спокойно, без митингов. Мы в начале работали как пожарная команда. Где-то какое-то недовольство – первыми выезжали сотрудники Госгеологии. Персональная ответственность за недопущение конфликтов с местным населением на месторождениях была возложена президентом Атамбаевым А. Ш. на меня. И мы со своими сотрудниками достойно выполнили эту задачу. Сами посудите, конфликты возобновились в 2018 году, когда нас в ГКПЭН уже не было.

Кстати, ради справедливости отмечу, разрешение конфликтов с местным населением на месторождениях не относится к функциям ГКПЭН (тогда Госгеологии). В соответствии с действующим законодательством КР – это прямая обязанность местных органов власти. В то время ни один орган и никто персонально не хотел на себя брать ответственность за разрешение этого вопроса. Многие губернаторы, акимы и главы айыл окмоту, если честно, панически боялись собственного народа и трусливо избегали открытых массовых встреч с местным населением в случаях возникновения конфликтных ситуаций на месторождениях. За редким исключением. Очень редким. Все и всё валили на Госгеологию – вы, мол, выдали лицензию, вы и разбирайтесь. То есть экономические интересы государства, интересы региона их не интересовали совсем, только собственное спокойствие и благополучие. Поэтому на тот момент единственным органом, который смог бы организовать работу по предотвращению конфликтов на местах, объективно стала Госгеология. И мы справились с этой работой. Тому свидетельство – более чем трехлетнее отсутствие конфликтов.

Вернусь к природе конфликтов. Кстати, системного анализа поэтому вопросу на заседании Совбеза так и не было представлено. Прозвучали какие-то отдельные фрагменты по решению, но цельной картины, почему возникают такие конфликты и каковы механизмы их предотвращения, не было. Очень слабо изучили вопрос, непрофессионально подготовили материал и, как следствие, в очередной раз подставили президента. Могли  поднять хотя бы мои старые аналитические записки от 2014 года.

Причины конфликта я бы условно поделил на два блока:

- объективные;

- субъективные.

К объективным относятся экологические риски, возможные при разработке месторождения; искреннее заблуждение населения в различных аспектах функционирования месторождения (из-за нехватки или отсутствия информации) и др.

К субъективным я отнес следующее: конкурентная борьба за обладание лицензией на конкретное месторождение, манипулирование населением в собственных корыстных целях недобросовестными руководителями местных органов власти (начиная от губернатора, заканчивая главой айыл окмоту), провокации с целью политической дестабилизации ситуации в конкретном регионе со стороны различных политических сил и др.

Я здесь перечислил основные причины. Их изучение показало, что субъективные причины и поводы, как правило, четко продуманы, спланированы и реализуются на возмездной (платной) основе. Поэтому если объективные причины можно устранить путем разъяснительной работы, то во втором случае необходимо жесткое вмешательство госорганов, вплоть до правоохранительных.

Мы в то время организовали системную работу по предотвращению конфликтов с местным населением. Была создана специальная рабочая группа, которую возглавил заместитель директора Госгеологии. В обязанности этой группы входили постоянный мониторинг ситуации на месторождениях по всей стране и своевременные реагирования на различные сигналы по возможным конфликтам. При обнаружении объективных причин Госгеология c привлечением специалистов Минэконома, ГАООС, Госэкотехинспекции и других органов (в зависимости от ситуации) выезжали на места и проводили встречи с местным населением с целью предотвращения конфликтов. В рамках масштабной разъяснительной работы Госгеологией в 2016 году были проведены две республиканские конференции по предотвращению конфликтов с местным населением. Первая – на Иссык-Куле для недропользователей северных регионов страны и вторая – в Оше для юга республики. В этих конференциях принимали участие депутаты ЖК, руководители заинтересованных органов, активисты из регионов и международные эксперты. Эффект был очень высоким. Участники в предельно открытой и доверительной атмосфере делились своими проблемами и положительным опытом. Мы тогда приняли резолюцию, что подобные масштабные конференции будут регулярными. Надо возобновить этот формат.

При обнаружении субъективных причин мы готовили мотивированную записку и направляли ее для принятия мер в соответствующие органы, а также я отдельно информировал премьер-министра. А если ситуация имела особую важность, то и президента. В результате такой деятельности нам удалось вовлечь в работу по предотвращению конфликтов на местах практически все заинтересованные органы, что позволило организовать слаженную работу на местах.

Сооронбай Шарипович, вспомните хотя бы нашу с Вами поездку в Чон-Алай на месторождение Кара-Казык, тогда Вы были губернатором Ошской области. К моменту нашей поездки месторождение лихорадило 2,5 года. Местное население не давало работать инвесторам. И только после 3-4 встреч мы смогли запустить работу компании. И так было на многих других месторождениях, перечислять не буду.

Отдельно хочу отметить, что в некоторых случаях наблюдается вина и недропользователей. Это – недобросовестные недропользователи. Бывали случаи, когда, проигнорировав сложившийся уклад жизни местного населения, не согласовав свои действия с республиканскими госорганами, недропользватели наносили вред пастбищам, водным источникам и др. В таких случаях мы заставляли их возмещать нанесенный ущерб или аннулировали лицензию с передачей материалов в соответствующие органы для принятия мер.

Были случаи, как я отмечал выше, когда за нагнетанием конфликта на местах «виднелись уши» руководителей местных органов власти. После совместного доклада Госгеологии и ГКНБ тогда были освобождены от должностей акимы двух районов и наказаны несколько глав айыл окмоту. Были выявлены и нашли свое подтверждение факты шантажа недропользователей со стороны местных руководителей. В настоящее время эта работа ослабла. По сигналам компаний, к сожалению, никто не работает.

Таким образом, не надо изобретать велосипед и пытаться что-то новое придумывать. Необходимо запустить те механизмы, которые эффективно сработали при нас. Необходимо поднять бумаги и пригласить людей, которые реализовывали эту работу. Кстати, таких людей очень мало. Эту работу далеко не каждый осилит. Надо беречь профессионалов.

Кстати, я забыл прокомментировать в первом своем обращении информацию, озвученную на Совбезе, которая касается лично меня. Председатель ГКНБ неразборчиво озвучил, что я то ли аффилирован с 13 компаниями, то ли мне принадлежат 13 лицензий. Я требую, чтобы этот бред был доказан публично. Если же эта лживая дребедень не подтвердится, то кто-то должен за это ответить. На заседании такого авторитетного госоргана, как Совет безопасности, должна озвучиваться только проверенная информация (по крайней мере раньше мы только так и работали).

Раз я отвлекся на тему ГКНБ, то позвольте одно мнение. Я работал в свое время (с 2005 по 2013 год) в аппарате президента КР и секретариате Совбеза и напрямую курировал деятельность ГКНБ. В этой связи я знал и знаю, как организована здесь работа и кто чем «дышит».

Сооронбай Шарипович, спецслужбы многих стран мира (и мы не исключение) являются опорой трона, т. е. действующей власти. К сожалению, власти всегда использовали ГКНБ против своих оппонентов. Дело не в этом. А в том, что «контора» в настоящее время в полной мере не может служить Вашей опорой. Здесь идет разброд и шатание. Нет единого центра принятия решений. Простых ребят жалко. Они не знают, кого слушать. Каждый заместитель – сам по себе «князек» и имеет доступ к Вам либо близким для Вас людей. Поэтому, чтобы выслужиться перед Вами, каждый из них носит свою «эксклюзивную» информацию. Фантазеры! В этом случае если Вы доверяете Кадыркулову И., то дайте ему право вносить кандидатуры на заместителей на его усмотрение и пусть по каждому несет персональную ответственность. Это вернет единство и монолит в «контору».

То, что я описал выше – это всего лишь одна из проблем ГКНБ. А таких несколько. Но это уже отдельная тема для разговора". 

                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Ссылка: https://barometr.kg/zilaliev-v-gknb-idet-razbrod-i-shatanie



Добавить комментарий