Зилалиев о запрете урана: Мы открываем ящик Пандоры. Тогда скоро надо ждать волну митингов
Бывший вице-премьер-министр Кыргызстана Дуйшенбек Зилалиев поделился свой позицией по решению парламента о запрете разработки урановых месторождений в Кыргызстане. Как известно, в данный момент он находится в СИЗО ГКНБ по уголовному делу.
В тексте обращения Зилалиева говорится (орфография и пунктуация сохранены. - Прим. ред.):
"На прошлой неделе Жогорку Кенешем КР было принято решение с поручением Правительству КР о внесении законопроекта о полном запрете поиска, разведки и разработки уран в Кыргызстане. Не моё дело давать оценку - правильное оно или нет. Разумеется, если ставить на чашу весов здоровье населения, экологию страны с одной стороны и экономику – с другой, то однозначно надо решать в пользу народа и экологии. И я это поддерживаю. Но удивляет некоторая поспешность, с которой принято столь категоричное и далекоидущее решение. Насколько понятно из СМИ, в настоящее время создана межведомственная комиссия (также с участием экологов), которая должна разобраться в этом вопросе и вынести свой вердикт. На основании заключения этой комиссии (результат которой и так ясен) уже можно было бы выносить решение о полном или частичном запрете разработки. Вот тогда это решение было бы более взвешенным, понятным и юридически обоснованным, а не политическим, как сейчас выразился спикер парламента и 1-й вице-премьер Правительства.
При рассмотрении данного вопроса, на мой взгляд, не нужно было его поднимать до уровня парламента. А если и поднялся, то только ограничится обсуждениями. Считаю, что даже на уровне Правительства можно было бы не доводить. Только в крайнем случае. Дело в том, что правовых и административных ресурсов для решения данного вопроса (Кызыл - Омполь) у отраслевого министерства – ГКПЭН, было и есть предостаточно. В соответствии с действующим законодательством необходимо было приостановить действие лицензии до 3-х месяцев (по Закону), скрупулёзно разобраться, а затем принимать решение об аннулировании лицензии на Кызыл-Омполь или может даже вносить как сегодня инициативу о полном запрете разработки урана во всей стране. Вместо этого, ГКПЭН вводит страну в заблуждение и уводит общественное мнение в другую сторону. Это делается по незнанию или намеренно. Надеюсь, что первое. Навязывается мнение, что в сложившейся ситуации виноваты те руководители, которые выдали лицензию. Называется моя фамилия, а также других руководителей. Абсурд! Во-первых, отмечу ради справедливости, лицензию на Кызыл-Омполь я не выдавал. Она была выдана в ноябре 2010 г, а я пришел в Геологию во 2-й половине 2013 г. возможно, в мой период действие лицензии продлевалось. Во –вторых, даже если лицензия и выдавалась, а потом продлевалась, то ничего в этом незаконного нет! Поскольку ни тогда, ни сегодня в Законе «О недрах» либо в каком-либо другом законе запретов на выдачу лицензии на разведку урана не было!
Таким образом, как вы все видите, проблемы не в выдаче лицензии, а в другом. И этот момент тщательно замалчивается, обходится стороной. Почему? Не могу понять. Но это точно кому-то выгодно. Судите сами, 9 лет компания спокойно работала, лицензия функционировала, местные органы власти исправно выдавали все разрешения, районные, областные, республиканские госорганы также не видели серьезных нарушений. Компания добросовестно платила все платежи как в местный, так и республиканский бюджеты. Целых 9 лет! И тут после подписания соглашения о сотрудничестве по этому месторождению в присутствии Президентов КР и РФ ситуация внезапно взрывается. Почему? Варианты ответов на поверхности и все они разные. Не буду терять время на их изложение, но все понимают, о чем я. Принципиально хочу обратить внимание соотечественников на другое, как не крути, но местные органы, ГКПЭН и силовики, к сожалению, однозначно упустили ситуацию из-под контроля. Я уже писал ранее в одном из обращений (по материалам заседания Совета безопасности), что одним из краеугольных камней стабильности горнодобывающей отрасли – это работа с местным населением. Народ не нужно бояться, с ним надо работать, а не принимать решения, сидя в кабинетах. Сейчас эта работа, по факту, совсем не ведется. Вот и упустили ситуацию, подставив таким образом себя, Правительство, ЖК и Президента КР. Сейчас в ГКПЭН разогнали кадры, которые знали все «болячки» проблемных месторождений и умели работать с местным населением. Вместо того, чтобы заниматься интригами и очернять предшественников лучше занялись бы делом! А ведь уже совсем скоро и с вас спросят за результаты работы. То, что с большим трудом выстраивалось в течение 3-4 лет, за последний год упорно разрушается. Отрасль в глубокой стагнации. Я обращаюсь к руководству Правительства и ГКПЭН. Я лично, а также другие бывшие сотрудники ГКПЭН, которые работали там в трудное время, не являются вашими врагами! Сейчас необходимо отбросить все разногласия, посоветоваться и решить, как двигаться дальше. Иначе последствия для горнорудки и в целом для экономики страны могут оказаться куда масштабнее и плачевнее, чем кажутся на первый взгляд.
В этом и может заключаться стратегическая ошибка. Правильно сказал спикер парламента и 1-й вице-премьер министр, что решение о запрете на разработку является политическим. То есть не правовым. В этом то и стратегическая проблема. Отсутствие правовой подоплеки в этом вопросе (для начала хотя бы всестороннее заключение межведкомисии, затем мотивированное решение отраслевого министерства –ГКПЭН, может быть решение судов и т.д.) создаст нам, Кыргызстану, в дальнейшем очень много проблем на международной арене. Мы это проходили. И главное – это очень плохой сигнал инвесторам. Менять правила во время игры – это признак ненадежности. И режим стабилизации, который мы признали и культивируем в последнее время находятся в тревожном ожидании, а некоторые даже сворачивают свою деятельность и уходят из страны. Особенно в горнорудной отрасли. Получается, если завтра на каком-нибудь месторождении по каким-либо причинам возникнет митинг с требованием аннулировать лицензию и закрыть месторождение, то вполне возможно, что молниеносно, без особых разбирательств, на самом высоком уровне может быть принято решение о полном запрете всего и вся. Это плохой прецедент. Мы открываем ящик Пандоры. Тогда нам скоро надо ждать волну митингов. Нет пророка в своем отечестве. Дай бог, чтобы я ошибался!
Особо чувствительным направлением в этой части является месторождения золота. Здесь ранее больше всего было митингов протеста со стороны местного населения. В своё время мы их тушили в течение 1,5-2 лет кропотливой работой с местным сообществом. Самым распространенным тогда был один ультиматум: «закрывайте месторождение и примите закон об объявлении моратория на разработку золота на 50 лет!» Причем это требование было одинаковым везде: Талас, Чаткал, Кадамжай, Чон Алай и др. Складывалось ощущение, что всеми этими процессами кто-то руководит, поскольку всюду требования были практически один в один. Только плотная работа с населением всех заинтересованных органов позволила нам уйти от закрытий месторождений.
А как быть с ртутью? У нас также имеются несколько лицензий на поиск и разведку ртути. Дело в том, что переработка ртути запрещена во многих станах Минаматской конвенцией. Международные организации не раз склоняли наше правительство присоединиться к этой конвенции, но мы в свое время отстояли свою позицию, что пока рано её подписывать. Кыргызстанцам известно, что ртутный комбинат является градообразующим в Айдаркене. Пока мы не найдем ему замену, нельзя говорить о запрете на ртуть. И таких примеров достаточно и по другим полезным ископаемым.
Уран, разумеется, и рядом не стоит с этими полезными ископаемыми по опасности. И то, что мы собираемся его запретить добывать – это правильно. Нам достаточно головной боли от урановых хвостохранилищ советской эпохи. Но механизм введения таких запретов должен быть понятным для всех, чтобы у нас завтра не возникло проблем с инвесторами.
Кстати, одной из мер по усилению Госгеологии (ГКПЭН) я в свое время предлагал назначение в руководство (на уровне заместителя) госоргана представителя ГКНБ. Поскольку отрасль является стратегической, имеет прямое отношение к обеспечению национальной безопасности, то необходим усиленный контроль как в целом ведомстве, так и в отрасли в целом. Но моя инициатива тогда в правительстве не нашла поддержки. Считаю целесообразным вернуться к рассмотрению данного вопроса в настоящее время.
В заключение хотел бы сказать следующее. Кем бы мы сегодня по воле Всевышнего не были – Президентом или безработным, депутатом или уборщиком, министром или еще кем-то, все мы должны болеть за наш народ и его будущее, а также экономику страны, которая и должна быть основой благополучия народа. Какие-бы между нами разногласия не были.
Я не хотел завершать таким пафосом, но политика уже изрядно всех достала. И хочется единства, особенно когда страдает экономика".
Добавить комментарий ×