Work-life balance: как соблюдать грань между работой и личной жизнью

3 августа 2022 14:52 1167 Barometr
Поделиться в:
ok

Компания HeadHunter Кыргызстан на основе анализа вакансий работодателей и резюме соискателей, размещенных на сайте headhunter.kg, подготовила обзор Work-life balance: как соблюдать грань между работой и личной жизнью.

Переработки — одна из актуальных проблем современного бизнеса во всем мире. Трудолюбие важно в любой работе, но иногда достойный восхищения драйв может принять болезненную форму трудоголизма и стать опасным для физического и психического здоровья работника. Это большая проблема, с которой активно борются в развитых странах, законодательно сокращая продолжительность рабочего дня и вводя санкции за сверхурочную работу.

Выгорание — одно из самых очевидных последствий таких рабочих марафонов. И правда, когда из-за обилия задач из жизни исчезает все остальное, даже некогда любимое дело легко становится ненавистной рутиной. О серьезности проблемы говорят медицинские данные — молодеют инсульты и инфаркты. Если раньше они считались редкостью у 40−45-летних, то теперь угрожают поколению 20+. Вдобавок к этому переработки провоцируют бессонницу, сердечно-сосудистые заболевания и психические расстройства: депрессии и тревожность. Наверняка они приводят и к более печальным последствиям, но официально таких данных нет.

Кроме физического и ментального здоровья, переработки влияют и на окружение перегруженного сотрудника, затрагивая его личную жизнь: ведь чем больше энергии тратится на работе, тем больше времени необходимо на восстановление после. Это часто приводит к проявлению агрессии в сторону друзей и семьи, не говоря о том, что выбор между семьей и работой — это, в принципе, распространенная история, хотя такое противопоставление вряд ли можно назвать правильным.

Поэтому гораздо лучше заниматься профилактикой переработок. Поговорим о том, что чаще всего их вызывает.

1. Вы не успеваете закончить работу в срок.

Срыв дедлайнов с ночными посиделками в офисе иногда случается по причине прокрастинации: оттягиваете все дела до последнего; делаете долго то, что могли бы сделать быстрее; «забываете» какие-либо поручения.

Чего уж точно не стоит делать, если вы обнаружили в себе прокрастинатора, так это ругать себя. Некоторые исследователи считают, что откладывание задач на потом оправдывается снижением отрицательных эмоций, которые могут сопровождать работу над этими задачами. Поэтому прежде всего стоит обратиться к своим чувствам и желаниям, чтобы понять, в чем кроется главная причина вашей прокрастинации.

Возможно, вам банально не подходит ваша работа, должность; вы очень устали и поэтому не можете заставить себя совершить очередной трудовой подвиг; у вас есть страх неудачи или несовершенства. Конечно, можно заставить себя делить слонов на лягушек, чтобы справляться с работой, тем более что информации о тайм-менеджменте в свободном доступе довольно много. Только если причины психологические, наверняка сложности распространяются не только на работу, но и на другие дела (домашние или учебные). Стоит задуматься об изменении привычек, образа жизни: с этим больше поможет профессиональный психолог, чем статьи от гуру тайм-менеджмента.

2. Вам трудно сказать нет.

У коллеги заболел ребенок, половина отдела в отпусках, а у племянника руководителя внезапно свадьба, которую он никак не может пропустить… Это вовсе не значит, что вам нужно брать на себя обязанности других и помогать им с задачами. Если же вы привыкли прикрывать коллег в подобных ситуациях, тогда у нас плохие новости: вы не можете сказать нет, хотя совершенно не обязаны тратить внерабочие часы на «спасение» бизнеса. Пожалуй, это наиболее быстрый путь к профессиональному выгоранию и росту внутреннего негатива к компании.

Поверьте, быть «выручалочкой» — не значит, быть хорошим сотрудником. Когда на вас с радостью рассчитывает вся компания, есть опасение, что вас попросту не уважают, а видят в вас гиперответственного чудака, на которого очень легко сбросить работу. Завоевать настоящее уважение коллег можно, только отстаивая свою позицию. Так как выполнение дополнительной работы, которая не была запланирована непосредственно вами, это проявление неуважения к собственному труду, времени и, конечно, к себе самому. Хотя может показаться, что если вы откажете коллегам, то про вас плохо подумают и ваша репутация в компании пострадает.

3. Работодатель вами манипулирует.

Случается так, что начальство просит поработать дополнительно «ради блага компании»; уговаривает выйти в выходной; дает поручения, которые не входят в ваши основные обязанности. Обычно работники скрепя сердце берутся за дополнительную работу из-за страха перед руководством, хотя делать это необязательно. Конечно, бывают разные ситуации: компания предлагает компенсацию за переработки, дает дополнительные выходные. Но если работать сверх меры приходится систематически — под давлением или просто за похвалу, — то стоит задуматься: вы действительно готовы это терпеть и тратить на это по несколько часов собственной жизни?

Неготовность сменить рабочую обстановку на более благополучную говорит о неуверенности в себе. При этом руководитель, привыкший манипулировать на страхе подчиненных, чувствует собственное превосходство и активно пользуется своей властью. Как считает профессор психологии Юрий Щербатых, посвятивший ряд трудов страхам, страх перед шефом — типичный вид социального страха, и важно найти способ с этим страхом справляться.

В этой ситуации может помочь понимание, что руководитель — тоже человек со своими проблемами. И если он позволяет себе идти на манипуляции и давление, то ему можно только посочувствовать. Когда вам удастся хотя бы пару раз спокойно аргументировать отказ от неоплачиваемой переработки, то, скорее всего, вас перестанут просить о сверхурочной работе.

Справка

HeadHunter (headhunter.kg) — это ведущая онлайн-платформа по поиску работы и подбору персонала в Кыргызстане и странах СНГ.

Ссылка: https://barometr.kg/work-life-balance-kak-soblyudat-gran-mezhdu-rabotoj-i-lichnoj-zhiznyu




Добавить комментарий