Фермеры сами виноваты. В Жогорку Кенеше выяснили, почему урожай картофеля не могли продать
На общественное обсуждение вынесен проект постановления парламента “О поручении правительству КР по выработке мер, направленных на снятие административных барьеров, препятствующих экспорту сельскохозяйственной продукции в ЕАЭС, разрешение проблем применения принципа «Единого окна», а также направленных на совершенствование работы логистических центров”. Документ опубликован на сайте Жогорку Кенеша.
В документе поясняется, что Кыргызстан является страной с хорошим аграрным экспортным потенциалом. Но по разным объективным и субъективным причинам не может реализовать возможности экспортного потенциала сельскохозяйственной продукции (далее - сельхозпродукции) должным образом и на высоком уровне.
Программы есть, а фермеры не могут продать свою продукцию
Также в справке-обосновании к проекту постановления отмечается, что в Кыргызстане с момента обретения независимости было принято семь программ по развитию сельского хозяйства, но их эффективность и результативность оказались на низком уровне, не дали ощутимых результатов.
"С 2014 года Кыргызская Республика вступила в ЕАЭС. У производителей и экспортеров сельхозпродукции возникли проблемы по соблюдению технических регламентов на экспортную продукцию. За прошедший период так и не построена эффективная система от производителя до покупателя. Отсутствует система информационного обмена и обеспечения маркетинговой информацией между Министерством сельского хозяйства и фермерами.
Фермеры по большей части не обладают знаниями по стандартам и требованиям ЕАЭС. На государственном уровне все еще не сформирована политика по развитию аграрных кластеров.
Сельское хозяйство является одной из ведущих отраслей Кыргызской Республики, как по размеру создаваемой добавленной стоимости, так и по численности занятого в ней населения.
Так в 2018 году в целом по республике произведено продукции на 203,8 млрд сомов, что составляет 15,1 % от ВВП КР в стоимостном значении произведенного в 2018 году. Темп роста к уровню 2017 года составил 102,7 %, в основном за счет увеличения посевной площади сельскохозяйственных культур (на 0,7 %), которая составила 1214,9 тыс. га, а также за счет увеличения урожайности отдельных культур (сахарной свеклы на 15,5 %, овощей - на 1,4 %, кукурузы – на 2,7 % и т. д.)
Продукцию фермеров не могут экспортировать из-за неправильного хранения?
В сезон созревания плодоовощной продукции большинство фермерских хозяйств ориентируются на продажу выращенной продукции напрямую экспортным компаниям, которые предъявляют высокие требования к качеству выращенной продукции. Данные компании осуществляют прямые поставки плодоовощной продукции на рынки ближнего и дальнего зарубежья автомобильным, железнодорожным и воздушным транспортом.
Многие фермерские хозяйства основной объем выращенного урожая закладывают в хранилища, для реализации его весной будущего года по более выгодной цене.
При хранении сельхозпродукции в неприспособленных помещениях сохранность ее оказывается низкоэффективной и впоследствии ведет к убыткам и дополнительным затратам, связанным с порчей части товара, необходимостью повторной переборки и расфасовки в соответствующие тарные емкости.
Нерешенной остается проблема справедливого распределения доходов от продаж продукции агропромышленного комплекса между производителями сельскохозяйственной продукции, переработчиками и торгово-посредническими организациями.
Кто надувает фермеров и кто обогащается за счет их наивности?
В документе говорится, что фермеры несут существенные потери при реализации своей продукции из-за незнания спроса и предложения на рынке и нехватки хранилищ. Они нередко сбывают свою продукцию по минимальным ценам посредническим компаниям. Остается актуальной проблема диспаритета цен, несмотря на рост цен на готовые продукты питания.
"На развитие производства продовольственных товаров негативное влияние оказывают внешние и внутренние торговые и административные барьеры, затрудняющие доступ продукции товаропроизводителей на рынки сопредельных государств.
Поставки на внутренний рынок и экспорт продукции животноводства в советское время осуществлялись специализированными структурами через мясокомбинаты, при соблюдении соответствующих ветеринарных и санитарных требований, с обязательным предубойным и послеубойным ветеринарным контролем.
В настоящее время имеются проблемы с несоответствием убойных пунктов международным стандартам качества, отсутствием системы зонирования, идентификации животных, нестабильной эпизоотической ситуацией, несовершенством сертификационных лабораторий республики и т. д.", - говорится в справке-обосновании.
Другой немаловажной проблемой, сдерживающий рост экспорта, является низкое качество отечественной сельхозпродукции и продуктов ее переработки, поскольку слабо развита система контроля и сертификации качества сельскохозяйственной продукции, которая не в полной мере обеспечивает подтверждение соответствия продукции требованиям международных стандартов.
Фермеры на местах не имеют представления о стандартах ЕАЭС?
Представители торгово-логистических центров (далее - ТЛЦ), производители и экспортеры сельскохозяйственной продукции сталкиваются с неразвитой системой контроля и сертификации качества продукции. Органы по выдаче сертификатов расположены в крупных городах областного или республиканского значения, тогда как основные производители и ТЛЦ расположены в отдаленных регионах. Фермеры на местах не имеют представления о стандартах ЕАЭС по сортности, упаковке и кондиции отправляемой продукции на экспорт. На получение сертификатов уходит как минимум от 2 до 3 дней.
Анализ проекта Программы по созданию и развитию торгово-логистических центров сельскохозяйственной продукции в Кыргызской Республике на 2018-2023-е гг., разработанной МСХППМ КР, показывает, что она не содержит практических мероприятий, сроков исполнения, ответственных уполномоченных органов, а также мер по организации услуг по сертификации по принципу «единого окна». Эта программа так и может остаться неисполненной и не достичь поставленных целей, в силу чего должна быть доработана.
Постановлением правительства КР от 11.06.2012 года № 390 было утверждено Положение «О порядке взаимодействия государственных органов и иных организаций при оформлении документов для осуществления внешнеторговых операций по принципу «единого окна». Необходимо отметить, данное положение не перерабатывалось с 2013 года, хотя Кыргызская Республика впоследствии вступила в ЕАЭС и приняла обязательства по документам, составляющим единое договорное право евразийского интеграционного объединения, ратифицировала целый ряд документов, регламентирующих различные сферы торговых отношений и требований по техническому регулированию. Важно подчеркнуть, бизнес-среда и ассоциации предпринимателей постоянно называют проблемы оформления разрешений и документов при экспорте в ЕАЭС, расположение уполномоченных учреждений в разных зданиях по различным адресам в качестве наиболее острых административных препятствий. Получение соответствующих документов от уполномоченных органов республики по принципу «единого окна» все еще остается декларативным, положение не работает и не способствует достижению заявленных целей, для которых оно было разработано.
Для того чтобы отправить отечественную продукцию на экспорт, необходимо получить сертификаты, свидетельства и пройти необходимые процедуры:
1. Сертификат соответствия выдает Центр по стандартизации и метрологии при Министерстве экономики КР. г. Бишкек, ул. Панфилова, 197.
2. Фитосанитарный сертификат выдает Департамент карантина растений МСХПП и М КР. г. Бишкек, ул. Маяковского, 60.
3. Санитарно-эпидемиологическое заключение выдает Центр Государственного санитарно-эпидемиологического надзора при Министерстве здравоохранения КР. г. Бишкек, ул. Байтика Батыра, 36а.
4. Для продукции животного происхождения необходимо получение ветеринарного свидетельства в районном (городском) управлении Государственной инспекции по ветеринарной и фитосанитарной безопасности при правительстве Кыргызской Республики (ГИВФБ при ПКР), расположенном на соответствующей территории Кыргызской Республики.
5. Таможенная декларация заполняется в учреждениях Государственной таможенной службы при правительстве КР на контрольно-пропускных пунктах.
Ниже приведена статистика направленных от уполномоченных органов РК и РФ нотификаций по возвращаемой сельхозпродукции.
За 2018 год поступило 264 нотификации о нарушениях фитосанитарных требований, из которых:
отсутствие ФСС - 124 факта;
признаны недействительными ФСС - 5 фактов;
отсутствие маркировки подкарантинной продукции - 87 фактов;
выявление карантинных вредных объектов - 48 фактов.
В 2019 году за январь-февраль поступило 28 нотификаций о нарушениях фитосанитарных требований, из которых:
отсутствие ФСС - 15 фактов;
отсутствие маркировки подкарантинной продукции - 9 фактов;
выявление карантинных вредных объектов - 4 факта. Всего за 2 неполных года - 292 нотификации.
По информации Министерства сельского хозяйства и мелиорации КР, по итогам служебного расследования, по 292 нотификациям были приняты соответствующие меры и была направлена информация в адрес казахстанской стороны в Комитет государственной инспекции в агропромышленном комплексе Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан. Проблема надлежащего оформления экспорта сельхозпродукции обсуждалась даже на уровне заместителей глав правительств Кыргызстана и Казахстана (вице-премьер-министра Кыргызской Республики Разакова Ж. П. и заместителя премьер-министра Республики Казахстан Касымбек Ж. М.) при встрече в г. Нур-Султане, 28.02.2019 года. Однако динамика улучшения ситуации в сфере обеспечения документами и сертификатами все еще оставляет желать лучшего.
Парламентом республики было принято постановление от 31 марта 2016 года № 412-VI «О политике правительства Кыргызской Республики по привлечению и защите инвестиций, развитию предпринимательства, производству и продвижению товаров на внешний рынок», но каких-либо заметных подвижек в деле организации удобных для экспортеров процедур, организации центров по экспортному обслуживанию и «Единого окна» не имеется.
Для повышения экспортного потенциала Кыргызской Республики необходимо широкое внедрение добровольной сертификации производителями сельскохозяйственной продукции в соответствии с требованиями технического регулирования и усиление последующего контроля уполномоченных государственных органов. Вступление Кыргызской Республики в Евразийский экономический союз предусматривает строительство и модернизацию сертификационных лабораторий с последующей процедурой аккредитации на основе международных стандартов качества. К сожалению, эта работа также не завершена.
Как бороться за место под солнцем в ЕАЭС?
На территориях стран ЕАЭС ведется конкурентная борьба за рынки сбыта сельскохозяйственной продукции. Экспортеры сельскохозяйственной продукции КР активно работают по поиску новых рынков сбыта отечественной продукции в ЕАЭС и других странах. При этом многие вопросы по экспорту сельскохозяйственной продукции приходится предпринимателям решать самим. Со стороны уполномоченных органов не приложены в достаточной мере усилия по системному урегулированию проблем, с которыми сталкиваются экспортеры.
В документе поясняется, что в этой связи существует необходимость объединения усилий министерств и ведомств КР и выработка выверенной государственной политики по развитию экспорта сельскохозяйственной продукции.
"Межведомственные связи, направленные на развитие экспорта сельскохозяйственной продукции, проводятся не должным образом и требуют усиления их координации и контроля со стороны правительства КР.
Исходя из вышеизложенного на рассмотрение Жогорку Кенеша Кыргызской Республики вносится настоящее постановление, которое предлагается принять в целях усиления работы по принципу «единое окно» соответствующих уполномоченных органов, на снятие барьеров, препятствующих экспорту отечественной сельскохозяйственной продукции и улучшение работы логистических центров КР", - говорится в документе.
Добавить комментарий ×