В Кыргызстане в сфере религиозного образования ожидаются перемены, будущие имамы будут изучать психологию. Зачем нужны новшества?

16 мая 2019 13:35 8201 Barometr
Поделиться в:

В Кыргызстане в сфере религиозного образования ожидаются перемены. Госкомиссия по делам религий  КР вынесла на общественное обсуждение проект Положения о порядке предоставления религиозного образования.

Инициаторы документа напоминают, что «в светском государстве религиозные организации отделены от государства, но не отделены от общества». И в своей деятельности, осуществляя образовательную деятельность, они не должны подменять собой государства.

На круглом столе организованном институтом "Булан" на тему " Религиозное образование: цели реформы и его исполнение" представитель Госкомрелигии Гульназ Исаева пояснила, что концепция государственной политики в религиозной сфере реализуется очень слабо.

«Положение принято для улучшения ситуации. Теперь будем вести разъяснительную работу. Например, несмотря на запреты, во многих медресе обучают детей с малого возраста. Хотя по закону в религиозные учреждения могут принять на учебу только после 9-го класса. В положении мы указываем ответственность медресе за такие нарушения», -  отмечает она. 

По словам Исаевой, помимо религиозных дисциплин, учебный процесс должен включать набор из пяти дисциплин: 

«История Кыргызстана», «Человек и общество», «История религий», «Кыргызский язык», «Кыргызская литература».  

Содержание общеобразовательных дисциплин утверждается совместным приказом уполномоченных органов по делам религий и образования в соответствии с необходимым уровнем знаний учащихся. 

Эксперт по вопросам религиозного образования Муратбек Иманкулов также  на круглом столе организованном институтом "Булан" на тему " Религиозное образование: цели реформы и его исполнение" напомнил, что религиозные учреждения не имеют лицензии, а потому не могут предоставить аттестат о среднем образовании. 

«В Кыргызстане религиозное образование осталось за бортом Закона «О образовании», а это говорит о том, что выпускников этих заведений не признают госорганы. В основу учебных программ включены учения о религии, а такие предметы, как математика, кыргызский язык, русский язык, история изучаются на основе договора с учителями светских школ, но стоит отметить, что не во всех медресе. Каждый год около 6 тыс. выпускников медресе непонятно куда пойдут. Из-за того что медресе и высшие учебные заведения только религиозного толка, многие выпускники  имеют проблемы с трудоустройством  и не могут реализовать себя полноценно в социуме, что препятствует становлению как личности», - сетует эксперт. 

Кроме того, институт «Булан» ранее опубликовал исследование по религиозным учреждением Кыргызстане. 

В феврале 2017 года Духовное управление мусульман Кыргызстана сообщило, что количество детей, обучающихся в медресе, составило 6 тысяч. Но исследования Булан показали, что количество детей, обучающихся в медресе, намного больше, так как государственную регистрацию прошли не все медресе, а также не уточнено реальное количество учащихся в этих мусульманских учебных заведениях. В настоящее время в стране можно встретить медресе различного уровня: начиная от убогих, средневековых до вполне современных, с компьютерными классами. 

Исследования показали наличие двух категорий медресе. В первой – медресе, тесно взаимодействующие с Духовным управлением мусульман Кыргызстана, прошедшие регистрацию в Госкомиссии по делам религий, имеющие отдельные здания и располагающие всеми необходимыми условиями для обучения учащихся. Во второй – это в основном те медресе, которые были открыты при мечетях, типа худжры. 

В таких медресе практически отсутствуют условия для обучения. Они осуществляют свою деятельность исключительно за счет пожертвований - садака и других средств, поступающих в мечети, в виде благотворительности. 

Многие из этих самовольно открытых медресе не имеют регистрацию, отсутствуют условия для обучения детей, царит антисанитария», - говорится в докладе института. 

В Кыргызстане насчитываются 104 медресе, из которых 16 женских  учебных заведений, девять высших учебных заведений. 

Согласно Закону «Об образовании», Минобразования может дать лицензию учебного заведения только в том случае, если будет внедрено 30 % светских предметов. 

В Кыргызстане пока ни одно медресе не получило лицензию Минобразования, соответственно ни один выпускник медресе не получил аттестацию о среднем образовании. Из девяти высших учебных заведений в прошлом году Исламский университет смог получить лицензию, и впервые в истории современного Кыргызстанав этом году выпускники данного учебного заведения могут получить диплом о высшем образовании. 

 Стоить отметить, что Положением предлагается внедрить в программы высших религиозных учебных заведений десять дисциплин: «История Кыргызстана», «Граждановедение», «Религиоведение», «Кыргызский язык», «Русский/иностранный язык», «География»,«Социология», «Всемирная история», «Психология и педагогика», «Информационные технологии». Содержание общеобразовательных дисциплин утверждается совместным приказом уполномоченных органов по делам религий и образования в соответствии необходимым уровнем знаний учащихся.

Марс Ибраев, проректор исламского университета также на круглом столе организованном институтом "Булан" на тему " Религиозное образование: цели реформы и его исполнение"  отметил, что при Министерстве образования должно быть отделение религиозного образования. «Это требование времени. Необходимо, чтобы медресе и высшие учебные заведения религиозного толка были признаны государством. Все дороги ведут в Министерство образования и науки. Мы два года обивали порог ведомства, чтобы получить лицензию, 

Есть еще одна проблема - если мы всерьез хотим обеспечить религиозным образованием, то должны построить систему так, чтобы было среднее, высшее, далее магистратура и аспирантура. Так как имея высшее образование, они нигде не могут трудоустроиться. Поэтому Совет улемов при ДУМК и ГКДР должны разработать соответствующий механизм. К примеру, я поступаю в докторантуру при Международном университете Кыргызстана. Наши преподаватели обучаются магистратуре в других высших учебных заведениях КР.  Нет единой базы, модели. К примеру, в Казахстане есть колледж-медресе, в котором обучаются 1 000 учеников, и он получил разрешение от Министерства образования. Если бы и у нас было такое заведение, то можно было бы развить конкуренцию и улучшить качество образования. Сейчас нам необходима религиозная интеллигенция, если мы не будем повышать качество религиозного образования, мы можем прийти к радикализму и экстремизму.   

Духовное управление мусульман само тоже заинтересовано в религиозном образовании в стране. 

По словам главы учебного отдела ДУМК Акимжана Эргешова, предлагаемое Положение позволит упорядочить и улучшить качество образования и тем самым поднять его на новый уровень. Положение позволит сохранить все права граждан на получение качественного религиозного образования в рамках закона.   

Ссылка: https://barometr.kg/v-kyrgyzstane-v-sfere-religioznogo-obrazovaniya-ozhidayutsya-peremeny-budushie-imamy-budut-izuchat-psihologiyu-zachem-nuzhny-novshestva

Добавить комментарий