Новый проект Конституции. Президент может остаться на второй срок

18 ноября 2020 10:20 2038 Barometr
Поделиться в:
ok

На общественное обсуждение вынесли проект закона о поправках в Конституцию. Документ опубликован ночью 17 ноября на официальном сайте правительства.

Инициировали документ 80 депутатов.

Напомним, референдум об изменении Конституции назначен на 10 января 2021 года.

Так, справка-обоснование к проекту закона Кыргызской Республики «О Конституции Кыргызской Республики»:

"Необходимость конституционной реформы обусловлена множеством факторов, в числе которых существующие противоречия и пробелы в положениях действующей Конституции, неэффективность установленной системы власти и отсутствие механизмов ее ответственности. Указанные обстоятельства не стали правовыми инструментами для реальных продвижений в экономической и социальных сферах, что вызывает обоснованную критику власти со стороны общества и граждан Кыргызской Республики.

Новый институт - Народный курултай

Основными новеллами в проекте новой редакции Конституции, при сохранении значительного числа уже проявивших свою правовую направленность конституционных норм, предлагаются уточнение и компоновка по направлениям всех прав и свобод граждан, введение института народного курултая, переформатирование институтов президента и правительства с возложением на главу государства ответственности за формирование и работу правительства, уточнение института парламента по численному составу и другие законодательные новшества.

Так, законопроектом предлагается установление высшего совещательного, консультативного и координирующего органа народовластия в форме Народного курултая (статья 7 Конституции).

Народный курултай осуществляет свою работу во взаимодействии с президентом, Жогорку Кенешем, государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами.

Народный курултай в числе своих полномочий наделяется правом заслушивать отчеты торага Народного курултая, президента, торага Жогорку Кенеша, вносить предложения о несоответствии занимаемой должности должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления.

Порядок формирования, а также организация и деятельность Народного курултая предполагается регулировать Конституцией и конституционным законом.

Президент может остаться на второй срок

Проектом закона предусматривается унифицировать все права и свободы человека по направлениям: личные права и свободы, политические права, экономические и социальные права, гарантии прав и свобод человека, права и обязанности человека.

Значительному пересмотру с учетом требований народных масс подвергcя раздел III Конституции «Органы государственной власти».

В частности, в главе I «Президент» институт президента претерпел изменения, где президент является главой государства и возглавляет исполнительную власть Кыргызской Республики. Он определяет основные направления внутренней, внешней политики государства и может быть избранным на 5 лет, но не более двух сроков.

Переформатирование институтов президента и правительства с возложением на главу государства ответственности за формирование и работу правительства предполагает, что президент должен назначать главу правительства, его заместителей, министров и председателей государственных комитетов. Это назначение осуществляется с согласия Жогорку Кенеша.

Президент вправе освободить по собственной инициативе или по предложению Народного курултая министров и председателей государственных комитетов, может назначать руководителей иных органов исполнительной власти, глав местных государственных администраций и освобождать их от должности.

Президент наделяется правом вносить законопроекты в Жогорку Кенеш и обращаться к народу с ежегодными посланиями о положении дел в стране.

С учетом уроков событий октября 2020 года предлагается установить, что в случае досрочного прекращения президентом своих полномочий по указанным в Конституции причинам его полномочия до избрания нового президента исполняет глава правительства.

В случае невозможности исполнения полномочий президента главой правительства полномочия президента осуществляет торага Жогорку Кенеша.

Количеств депутатов сокращается до 90 мандатов, но полномочия увеличиваются

С учетом требований народных масс о переформатировании институтов президента и правительства одновременно предлагается определить численный состав Жогорку Кенеша в количестве 90 депутатов, избираемых сроком на 5 лет. При этом порядок избрания депутатов Жогорку Кенеша будет устанавливаться Конституционным законом. Представительство депутатов в Жогорку Кенеше, избираемых по мажоритарной или пропорциональной системе (по партийным спискам), будет определяться Конституционным законом.

Формирование правительства главой государства предусматривается осуществлять с согласия парламента. Жогорку Кенеш будет заслушивать ежегодные послания и выступления президента.

Парламент наделяется и другими полномочиями, предусмотренными Конституцией и законами Кыргызской Республики.

С учетом практики законодательной деятельности предлагается расширить число субъектов законодательной инициативы, с включением в их число президента и главы правительства, Конституционного и Верховного судов по вопросам их ведения.

Правительство формирует президент

Изменение конституционного статуса президента и правительства влечет за собой необходимость изменения положений главы III Конституции «Исполнительная власть».

Повышение роли и ответственности главы государства предусматривает, что исполнительную власть в Кыргызской Республике осуществляют президент и подчиненное ему правительство.

Президент руководит деятельностью исполнительной власти, дает поручения правительству и подчиненным ему органам, контролирует исполнение своих поручений, отменяет акты правительства и подчиненных ему органов, временно отстраняет от должности министров и председателей государственных комитетов.

Устанавливается, что правительство состоит из главы правительства, его заместителей, министров и председателей государственных комитетов.

Структура и состав правительства определяются президентом.

Президент вправе председательствовать на заседаниях правительства.

Также для оптимизации числа сотрудников государственных структур предлагается в Конституции предусмотреть, что деятельность правительства обеспечивается администрацией президента.

Суды Кыргызстана 

Учитывая мировую практику формирования и деятельности структур конституционного контроля (надзора) и рекомендации Венецианской комиссии 2010 года о сохранении Конституционного суда как самостоятельного органа, предлагается Конституционную палату вывести из состава Верховного суда, образовав Конституционный суд с компетенцией, определенной в Конституции и Конституционном законе. При этом к полномочиям Конституционного суда отнесены дополнительно: рассмотрение и дача официального толкования Конституции по запросу президента, Жогорку Кенеша и Верховного суда, разрешение споров о компетенции между ветвями государственной власти, а также дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против президента.

Одновременно предлагается установить, чтобы жалобы на нарушения прав и свобод граждан принимались Конституционным судом, если исчерпаны все внутригосударственные средства судебной защиты.

Принимая во внимание мировую практику формирования и деятельность руководства судов, предлагается, чтобы судьи Конституционного суда и Верховного суда избирались до достижения предельного возраста. При этом из числа судей названных судов президент с согласия Жогорку Кенеша назначает председателя и заместителей председателя данных судов сроком на 5 лет.

Применительно к местным судам предлагается аналогичный порядок, когда из числа судей местных судов президент по представлению Совета по отбору судей назначает председателей местных судов и их заместителей сроком на 5 лет.

С учетом вводимых новой редакцией Конституции изменений предлагается уточнить порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию, где такие поправки могут приниматься Жогорку Кенешем по предложению президента, большинства от общего числа депутатов Жогорку Кенеша либо по инициативе не менее 300 тысяч избирателей.


Статьями 2-6 законопроекта предусматриваются порядок подписания и вступления в силу принятого в установленном порядке закона и переходные положения с указанием полномочий применительно к вновь избранному главе государства, правительству.

Также переходными положениями предлагается, чтобы до избрания выборных органов и назначения должностных лиц всех уровней в соответствии с Конституцией в редакции настоящего закона, выборные и назначаемые государственные органы и должностные лица продолжали осуществлять свои полномочия.

В частности, выборы депутатов Жогорку Кенеша проводятся в соответствии с Конституцией в редакции настоящего закона и законодательством, формируемым в соответствии с данной Конституцией.

Судьи Конституционной палаты Верховного суда сохраняют свои полномочия до формирования Конституционного суда в соответствии с Конституцией.

Судьи Верховного суда сохраняют свои полномочия на весь срок их избрания, а действующие судьи местных судов сохраняют свои полномочия на весь срок их назначения".

Инициаторы новой редакции Конституции - 80 депутатов Жогорку Кенеша:

Ш. Ш. Абдыкеримов, А. Т. Абжалиев, Н.А.Айдаров, С.А.Айдаров, А.Ж.Акматов, Н.К.Алимбеков, Алтынбеков Айбек, О.А.Алыбаев, А.А.Арапбаев, Н.И.Арзыбаев, С.Анарбаев, Г.К.Асылбаева, К.Ш.Баймуратов, М.И.Бакиров, Ө.М.Бакиров, А.Бердиев, А.К.Бешимбаева, К.С.Бокоев, И.Т.Гайпкулов, С.М.Джураев, А.К.Дюшалиев, К.У.Жапаров, К.Ж.Жолдошбаев, Т.У.Жоробеков, К.М.Жумалиев, Жунус уулу Адыл, А.Т.Жутанов, С.К.Ибраев, Т.И.Икрамов, С.Исманов, Д.Ш.Исаева, У.Ч.Исмаилов, А.А.Карашев, Н.Т.Каримов, А.Карыбеков, С.А.Келдибаев, Б.Б.Кенжебаев, К.К.Керезбеков, М.Н.Койчуманов, Т.К.Конушбаев, А.И.Кулбараков, У.Т.Кыдыралиев, М.Э.Мавлянова, М.А.Маматалиев, А.М.Маматов, И.А.Маннанов, Г.С.Молдобекова, С.Молдалиев, Ж.А.Мусабекова, Б.Нурдинов, И.Ш.Омуркулов, У.З.Ормонов, А.Ш.Осмонова, У.Б.Примов, Б.К.Райымкулов, З.К.Рысалиев, К.Дж.Рыспаев, М.Э.Сабиров, У.О.Самаев, Г.Самат, У.Садиков, Б.Ж.Субанбеков, А.М.Султанов, Б.К.Сыдыгалиев, Н.О.Сыдыгалиев, Н.М.Сырдыбаев, Ч.Урумкалиева, Э.С.Тагаев, Т.Г.Тиллаев, Э.Т.Токтошев, Б.Э.Торобаев, Н.Т.Тотонов, П.Р.Тулендыбаев, О.Турдумамбетов, А.А.Турсунбаев, Б.С.Турусбеков, Ж.К.Турускулов, З.Эсеналиев, М.Б.Эгембердиев, А.Л.Юсуров.         

Предложения  и замечания по новой редакции Конституции можно  сообщать по телефону: 0312 63 86 92. 


Ссылка: https://barometr.kg/opublikovan-novyj-proekt-konstitucii-prezident-mozhet-ostatsya-na-vtoroj-srok



Добавить комментарий