Ода ак калпаку от Каныбека Иманалиева

5 марта 2021 17:47 10890 Barometr
Поделиться в:
ok

На своей странице в социальных сетях депутат Жогорку Кенеша Каныбек Иманалиев поделился своими мыслями о месте и сакральном значении в жизни кыргызов мужского головного убора.

"Человеку, достигшему высокого положения в обществе, у нас, кыргызов, принято давать такое напутствие: «Пусть Белый калпак не упадет с твоей головы!»  В этом пожелании много сокровенного: не подвести своих предков, ни при каких обстоятельствах не потерять своего достоинства. Потеря белого калпака в переносном смысле означает потерю моральной чистоты, чести.

Для настоящего кыргыза калпак - не просто атрибут одежды, а святыня, символ, в котором заключена определенная энергетическая сила. Враги уничтожали баатыров, но не сумели уничтожить и предать забвению белый калпак. Он сотворен могучим гением народа. За многие века калпак никогда не менял своей формы.

Белый калпак — не просто головной убор, это часть нашей истории. Калпак, символизирующий высоту кыргызских белоснежных гор, как в зеркале отражающий высоту помыслов, чистоту души народной и его единство.

В эпосе «Манас» кыргызский народ характеризуется как «народ, носящий белый калпак, вершина которого белая, как вершины гор, а основание темное, как подножие гор». В старинных документах имеется упоминание о том, что на Алтае и Енисее   появились люди в высоких белоснежных войлочных шапках. По определению ученого-этнографа Льва   Гумилева, калпак по своей форме напоминает горы, юрту и одновременно египетские пирамиды. Интересно, что только в наши дни ученые открыли, что внутри пирамиды, благодаря ее форме, замедляются процессы старения живого организма, улучшается обмен его веществ, тормозится распад материи. Неслучайно в народе бытует поверье, что калпак оберегает от сглаза.

Во всем мире такой калпак носят только кыргызы, да еще наши братья-казахи, чуть видоизменив его. Оригинальность и неповторимость войлочного калпака заключается еще и в том, что его можно носить и зимой, и летом, и осенью, и весной. Зимой в нем тепло, а летом он не пропускает палящих лучей солнца. Этот головной убор практичен, носок, легко складывается, не теряя формы. Невысокий человек в калпаке прибавляет в росте, а всаднику он придает мужественность, благодаря устремленным вперед изогнутым углам.

Каждый элемент калпака не случаен. Кисточка должна всегда находиться спереди: она символизирует арчу, которая у кыргызов ассоциируется с вечностью. Об орнаментах, украшающих белый войлок калпака, можно рассказать сотни легенд, поскольку каждый завиток имеет свое значение и свою историю.

Кыргызы дарят калпак только самым близким друзьям. В старину калпак был символом дружбы и объединения умов. Враждующие племена не раз в знак примирения преподносили друг другу в дар белоснежный калпак.

До 90-х годов минувшего столетия наши партийные боссы, словно опасаясь обвинений в любви к отечеству, на официальных мероприятиях очень редко надевали калпак.

Поэтому в памяти так ярко запомнился день 27 октября 1991 года. В этот день Аскар Акаев был избран президентом республики. Радостная толпа людей, собравшихся возле Дома правительства, вручила первому президенту суверенного Кыргызстана символичный белоснежный калпак. Через десять дней после избрания, 7 ноября, президент вышел на праздничную площадь в этом калпаке, словно напоминая нам, молодым, о нашей национальной гордости. Именно с того памятного дня первый президент, уважая традиции наших предков, обязательно надевал калпак не только при встрече со своим народом, но и во время официальных визитов за рубеж.

К сожалению, слишком долго калпак пролежал в наших сундуках, потому как был «не в моде». Но сегодня в нашей республике его с удовольствием носят не только кыргызы, но и представители других национальностей, люди, уважающие и почитающие традиции коренного населения. Может быть, поэтому в сувенирных отделах магазинов у иностранных гостей Кыргызстана калпак в последнее время пользуется особенным спросом.

Вспоминается один интересный случай. В 1995 году во время предвыборной кампании я летел вместе с президентом Аскаром Акаевым в Ошскую область. Вдруг мы услышали сообщение пилота о необходимости аварийной посадки. Но, спустя секунды, вышедший было из строя двигатель, к удивлению самого пилота, заработал на полную мощь. Позднее в одном из своих интервью президент сказал с улыбкой: «мы все были в калпаках — это нас и спасло...». Шутка шуткой, но вполне возможно, что существуют какие-то тайные силы белого калпака, еще неведомые нам. Не случайно ведь с древних времен именно с калпаком связано множество примет и поверий.

Например, нельзя дарить другим собственный калпак. Нельзя «шутить» с ним — подбрасывать в воздух, а тем более – пинать. Входя в юрту и сняв калпак, следует положить его на возвышенное место, а ни в коем случае не на пол. Наши предки искренне верили и в такую магическую силу калпака: понюхав свой калпак, можно избавиться от хвори и наговоров.

Сегодня многие наши молодые люди учатся за границей и в далекую страну обязательно берут с собой калпак – частицу родного Ала-Тоо.

В 1999 году в Вене, столице Австрии, однажды я издалека приметил в толпе человека в белом калпаке. На мне также был калпак, и я не удивился, когда увидел, что этот человек бежит в мою сторону. Встретились, обнялись. Оказалось, что он родом из Мин-Куша и уже третий год учится в Венской Академии искусств. Так, национальный головной убор подарил землякам теплую встречу на чужбине.

Патриоты предложили, чтобы каждый год 5 марта отмечать День белого калпака. Я думаю, что это и дань уважения нашим предкам, которые достойно носили этот головной убор.

Слово ак — белый — в кыргызском языке имеет множество переносных значений, понятных в контексте, и всегда обозначает что-то высокое, святое: ак Ала-Тоо — белоснежный Ала-Тоо, ак чач Эне — седовласая Мать, ак тилек — светлая мольба, ак бата — доброе пожелание, ак сут — белое молоко матери, ак суйуу — истинная любовь. О многом говорит характерное народное поверье: большой грех выплескивать на землю кумыс, молоко, айран...

Пусть же ак калпак — эта белая святыня, — будет вечным!" - отмечает Каныбек Иманалиев (стилистика и орфография сохранены. - Прим. ред.)

Ссылка: https://barometr.kg/oda-ak-kalpaku-ot-kanybeka-imanalieva



Добавить комментарий