Кыргызстанская фем-активистка выступила против многоженства. Брать токал - это не традиция!
Лидерка движения Fem in East Зарина Карим (псевдоним) прокомментировала Barometr.kg заявление казахстанского этнографа и председателя общественного объединения «Алтын алка» Галии Кандаулы кызы, которая призвала женщин в браке искать вторую жену для мужа якобы для того, чтобы он жил дольше.
Зарина Карим отметила, что многоженство часто обсуждается в нашем обществе, но аргументы в его пользу звучат несерьезно.
«Постоянно возникают разговоры о многоженстве, предложения о его узаконивании, но люди, которые его предлагают, руководствуются смехотворными аргументами. Хотелось бы высказаться по пунктам, которые она приводит в пользу многоженства.
Первое, если у нас не будет многоженства, то эти женщины останутся жить в любом случае, подчеркнем этот момент, и они в том или ином случае обладают свободой выбора - рожать детей или нет», - отметила Зарина Карим.
Также она отметила неуместность призыва к увеличению населения и несоответствие статистик.
«Второе, если говорить о демографии, то у нас по всему миру наблюдается перенаселение – людей больше 7 млрд, в Кыргызстане и Казахстане много людей, живущих за чертой бедности, и государство не может обеспечить своих граждан. Зачем призывать увеличивать количество населения, не обладая достаточными ресурсами для их обеспечения? Увеличивать количество рабочей силы для более обеспеченных соседей?» - говорит она.
Устаревшие традиции и нормы – плохой аргумент для нынешнего поколения, считает фем-активистка.
«Третье, культурный момент. Если мы говорим о культуре, то не стоит забывать этику. Что было уместно несколько веков назад, сейчас лучше не использовать, к примеру, каннибализм у некоторых племен считался весьма уважаемой традицией, но сейчас ее практиковать никто не берется, потому что это преступление по нынешним меркам. На нашем примере, ала качуу трансформировали в форму похищения и насилия, и сейчас общество с этим борется. Нельзя бездумно вовлекать старые обычаи и традиции в современную жизнь. Раньше женщины не владели правом на частную собственность, сами не работали, помимо хозяйства, поэтому их интересы всегда представлял мужчина, предпочтительно муж, сейчас такой надобности в этом нет», - отметила она.
Количество женщин и мужчин в сравнении тоже не говорит о том, что многоженство –хорошая идея, равно как и многомужие, считает Зарина Карим.
«Четвертое, женщин больше, поэтому нужно ввести многоженство. Но, по данным Нацстаткома, в Кыргызстане эти данные верны только к женщинам после 45-50 лет, в более младшем возрасте - 20-30 лет мужское население превалирует. Соответственно, мужчинам я предлагаю брать второй женой женщин в этом возрасте, если они согласны. Но чтобы все было справедливо, женщинам до 45 можно брать второго мужа, а порой даже и несколько, чтобы бедняжки не оставались одни», - рассказывает она.
Традиции и религия – удобный фундамент для манипуляции общественного сознания, считает феминистка.
«Пятое, религию и культурные ценности часто используют как прикрытие для низменных целей. В основном те, кто заговаривают о многоженстве, не защищают права тех, кто ущемлен, а прикрывают свои интересы. К примеру, говорят, вот, женщин слишком много, и второй женой могут взять несовершеннолетнюю девушку. Осуждают секс-работниц, но заключают «брак» на 2-3 дня, затем произносят «талак» и потом разводятся», - подытожила Зарина Карим.
Напомним, в СМИ распространили заявление казахстанского этнографа, председателя общественного объединения «Алтын алка», отличника образования РК Галия Кандаулы кызы. В нем говорилось о том, что «мужчине трудно жить с одной женщиной как с биологической стороны, так и с точки зрения человеческого бытия», также этнограф предлагала женщинам самим проявлять инициативу в подборе второй жены. Заявление этнографа также выложил в своем аккаунте в соцсетях экс-муфтий Чубак ажы Жалилов, который публично признавался, что обзавелся второй женой, несмотря на неодобрение первой.
Многоженство в Кыргызстане – незаконно и, согласно статье 153 Уголовного кодекса КР, наказывается лишением свободы на срок до двух лет, но по этой статье никого не осуждали.
Добавить комментарий ×