Кынатбек Сманалиев: Ходатайство о примирении может быть заявлено потерпевшим, подозреваемым или обвиняемым

6 апреля 2020 18:00 2655 Barometr
Поделиться в:
ok

Профессор, доктор юридических наук, декан юридического факультета КНУ  Кынатбек Мойнокович Сманалиев рассказал, как проводили судебно-правовую реформу в Кыргызстане.

Так, концепция нового уголовно-процессуального кодекса КР:

"За годы независимости в Кыргызстане многое сделано в плане реформирования современной системы уголовного судопроизводства. Некоторые положения Уголовно-процессуального кодекса Кыргызской Республики неоднократно подвергались изменениям, что, с одной стороны, является естественным процессом его совершенствования и приведения в соответствие с требованиями практики. Однако, несмотря на достигнутый прогресс по его реформированию, имелся ряд серьезных проблем в сфере уголовного судопроизводства и защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина.

8 августа 2012 года согласно Указу Президента Кыргызской Республики «О мерах по совершенствованию правосудия в Кыргызской Республике» была создана экспертно-рабочая группа по разработке нового Уголовно-процессуального кодекса Кыргызской Республики. В основе разработки нового Уголовно-процессуального кодекса Кыргызской Республики были приняты во внимание:

▪ Нормы Конституции Кыргызской Республики 2010 года

▪ Стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики 2013-2017 годы

▪ Рекомендации по дальнейшему реформированию судебной системы Кыргызской Республики

▪ Общепризнанные принципы и нормы международного права

▪ Международные соглашения, ратифицированные Жогорку Кенешом Кыргызской Республики

▪ Судебно-следственная практика

▪ Основные современные тенденции развития уголовно-процессуального права зарубежных стран (Казахстан, Грузия, Латвия, Украина, и др.).

Нужно отметить, что Уголовно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики 1999 года содержал рудименты1 старого советского уголовного процесса. В нем содержался очевидный обвинительный уклон, низкая эффективность досудебных и судебных процедур, чрезмерный бюрократизм, отсутствие необходимых процессуальных гарантий для субъектов, попавших в орбиту уголовного преследования.

В связи с этим необходимо было привести Уголовно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики в соответствие с Конституцией Кыргызской Республики 2010 года, а также с требованиями общепризнанных принципов и норм международного права, поскольку в части 3 статьи 6 Конституции предусмотрено, что «Вступившие в установленном законом порядке в силу международные договоры, участницей которых является Кыргызская Республика, а также общепризнанные принципы и нормы международного права, которые являются составной частью правовой системы Кыргызской Республики».

Следует отметить, что в Стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы в главе 2. «Законность как главный фактор стабильности и государственной устойчивости» отмечалось, что структурные изменения в судебной системе должны происходить поэтапно, на базе постепенного развития административного законодательства, уголовного законодательства, законодательства о судоустройстве, в том числе процессуального законодательства. Более того, в нем говорилось о развитии принципа состязательности и равноправия сторон в уголовном судопроизводстве. В Рекомендациях по дальнейшему реформированию судебной системы Кыргызской Республики были определены новые принципы и идеи, которые должны быть реализованы в новом Уголовно-процессуальном кодексе Кыргызской Республики.

Задачи уголовного судопроизводства

Ст. 4 Уголовно-процессуального кодекса Кыргызской Республики 1999 г, где определялись задачи уголовного процесса не отвечали назначению и целям уголовного судопроизводства. Положения не в полной мере были связаны с защитой главных ценностей и норм общества, к которым относятся права человека и гражданина. Следовательно, уголовный процесс должен в равной степени защищать как права обвиняемого, так права потерпевшего. В связи с этим данный институт дополнен четырьмя новыми задачами:

1. Защита личности, общества и государства от преступлений и проступков.

2. Защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.

3. Незамедлительная и полная реабилитация в случаях незаконного обвинения или осуждения невиновного.

4. Обеспечение возмещения материального ущерба и морального вреда.

Принципы уголовного судопроизводства

Приоритетом развития Уголовно-процессуального кодекса Кыргызской Республики остается дальнейшая последовательная реализация основополагающих принципов уголовного судопроизводства, направленных на безусловную защиту прав и свобод человека. Принципы должны быть не просто декларированы Конституцией, а реально внедрены и реализованы в уголовном процессе путем конкретизации и детализации соответствующих норм-принципов.

Уголовно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики 1999 г. содержал 20 принципов. Такие принципы, как «Обеспечение доступа к правосудию», «Судебная защита», «Обеспечение прав пострадавших от преступлений, злоупотреблений властью и судебных ошибок» как бы имеют общие корни, которые подлежат объединению в один принцип «Обеспечение доступа к правосудию». Кроме того принцип «Всесторонности полноты и объективности» вступал в коллизию с принципом «Равноправие и состязательность сторон». Все это послужило сокращению 16 принципов в новом Уголовно-процессуальном кодексе Кыргызской Республики. Новый Уголовно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики дополнен двумя новыми принципами, которые носят название «Верховенство права», «Беспристрастность». Принцип «Верховенство права» объединен с принципом «Законность», а принцип «Беспристрастность» с принципом «Свободная оценка доказательств».

Принцип «Верховенство права» означает, что уголовное судопроизводство в Кыргызской Республике осуществляется с соблюдением принципа верховенства права, в соответствии с которым человек, его права и свободы признаются наивысшими ценностями.

Принцип «Беспристрастность» означает, что при исполнении своих обязанностей судья, присяжный, прокурор и следователь не должны находиться под воздействием предубеждения и личной заинтересованности в исходе дела, испытывать предвзятость в отношении рассматриваемого им конкретного уголовного дела или неоправданно действовать в угоду интересов одной стороны и в ущерб другой.

Субъекты уголовного судопроизводства

Согласно Уголовно-процессуальному кодексу Кыргызской Республики 1999 года и действующей теории уголовного судопроизводства все участники уголовного судопроизводства были разделены на четыре вида:

1. Должностные лица.

2. Участники процесса или лица, участвующие в уголовном судопроизводстве, представляющие интересы государства.

3. Участники процесса, защищающие свои интересы или представляемые права и интересы.

4. Иные участники, участвующие в уголовном процессе. Следует отметить, что подобное разделение участников процесса не выражает суть принципа равноправия и состязательности сторон. Законодатель не определил, что есть сторона обвинения и есть сторона защиты, и в связи с этим не распределил участников по принадлежности к той или иной стороне. Методологически это считается неправильным, поскольку защита потерпевшего от преступления составляет содержание не только его личного интереса, но и государства, равно как и защита обвиняемого от незаконного и необоснованного обвинения. В УПК КР 1999 года разделение участников уголовного судопроизводства находится в противоречии с ч. 3. ст. 99 Конституции Кыргызской Республики – «Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и сторон». На основе изложенного классификация участников уголовного судопроизводства в новом Уголовно-процессуальном кодексе Кыргызской Республики выглядит следующим образом:

▪ Участники процесса со стороны обвинения.

▪ Участники процесса со стороны защиты.

▪ Иные лица, участвующие в уголовном судопроизводстве.

Такие субъекты, как судья, суд, следственный судья согласно новому Уголовно-процессуальному кодексу Кыргызской Республики, относятся к такой классификации как «Должностные лица».

Участники процесса со стороны обвинения

К участникам процесса со стороны обвинения относятся:

▪ прокурор;

▪ следователь;

▪ руководитель следственного подразделения;

▪ уполномоченное должностное лицо органа дознания;

▪ начальник органа дознания;

▪ потерпевший;

▪ частный обвинитель;

▪ представитель потерпевшего и частного обвинения.

В данной классификации субъектов уголовного судопроизводства появилась новая процессуальная фигура - уполномоченное должностное лицо органа дознания. Это объясняется тем, что разработан новый Кодекс о проступках. Непосредственное осуществление производства по делам о проступках возлагается на уполномоченное должностное лицо органа дознания.

Участники процесса со стороны защиты

К участникам процесса со стороны защиты относятся:

▪ подозреваемый;

▪ обвиняемый;

▪ оправданный;

▪ осужденный;

▪ защитник;

▪ законные представители несовершеннолетнего, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого и сотрудник уполномоченного государственного органа по защите детей;

▪ сотрудник уполномоченного государственного органа по защите детей;

▪ представитель юридического лица, в отношении которого применяются меры уголовно-правового воздействия.

Данная классификация участников процесса имплементировала в себе новый субъект - представитель юридического лица, в отношении которого применяются меры уголовно-правового воздействия. Это объясняется тем, что новый Уголовный кодекс Кыргызской Республики предусмотрел новый институт принудительных мер уголовно-правового воздействия в отношении юридических лиц.

Иные лица, участвующие в уголовном судопроизводстве

К иным лицам, участвующим в уголовном судопроизводстве, относятся:

▪ свидетель;

▪ эксперт;

▪ специалист;

▪ переводчик ;

▪ медиатор;

▪ секретарь судебного заседания;

▪ судебный пристав.

Это исчерпывающий перечень иных лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве. В данном перечне отсутствует такой участник уголовного судопроизводства, как понятой. Отказ от данной процессуальной фигуры для нас должно быть понятным. Он представляет рудимент советского уголовного процесса.

Меры обеспечения уголовного судопроизводства

В Рекомендациях по дальнейшему реформированию судебной системы Кыргызской Республики основополагающим подходом к реформированию уголовного судопроизводства была учтена гуманизация правосудия.

Гуманизация правосудия означает признание ценности личности, прав человека, его свобод и гарантирование прав человека в ходе проведения следствия, во время суда и отбывания наказания. Гуманизация касается не только уголовного законодательства, но и уголовного судопроизводства. Это значит, неприемлемо в новом Уголовно-процессуальном кодексе Кыргызской Республики называть раздел «Меры уголовно-процессуального принуждения», который придает репрессивную окраску. Уголовный процесс не должен принуждать субъектов, он должен обеспечивать уголовное судопроизводство. Эти причины послужили к переименованию раздела в «Меры обеспечения уголовного судопроизводства».

Меры обеспечения уголовного судопроизводства делятся на три вида:

1. Задержание.

2. Меры пресечения.

3. Иные меры обеспечения уголовного судопроизводства.

Задержание

Действующий Уголовно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики предусмотрел, что уполномоченное должностное лицо органа дознания, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, а также проступка в случаях, предусмотренных главой 61 УПК КР, при наличии одного из следующих оснований:

▪ если очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо укажут на данное лицо как на лицо, совершившее преступление и (или) проступок;

▪ если на подозреваемом или на его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления и (или) проступка .

Данная норма лишена дополнительных оснований для задержания. На первый взгляд кажется, что основания, указанные в ч. 2 ст. 94 УПК КР 1999 года, необходимыми. В теории уголовного судопроизводства они носят дополнительный характер, чего не должно быть. Эти положения «эффективны в допущении высшей степени дискреционных2 норм», она приводит к произвольным арестам в нарушение требований ст.9 (1) Международного пакта о гражданских и политических правах (каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей. Никто не должен быть лишен свободы иначе, как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом).

Поэтому действительно ч.2 ст.94, обозначая неопределенное такое основание, как «лицо может быть задержано при наличии иных данных, дающих основание подозревать его в совершении преступления», побуждает органы расследования идти на прямые нарушения закона или на добросовестные процессуальные ошибки. Во избежание разночтения необходимо законодателю растолковать, расшифровать словосочетание «иные данные», чтобы для правоприменителя была ясна и понятна смысловая нагрузка. Настораживает также словосочетание «а также в случаях», значит, закон имеет в виду не основание задержания, а случаи задержания. Мы забываем, что случай может фактически стать случайным для кого-то. Таких случаев получается три: «когда лицо 1. Не имеет постоянного места жительства; 2. Не установлена его личность; 3. Когда им предпринималась попытка к побегу». Эта часть нормы носит дискредитационный характер. Любой кодекс, в том числе Уголовно-процессуальный кодекс, должен избегать таких норм. Уголовно-процессуальный кодекс с полной серьезностью должен предусматривать только исчерпывающий перечень оснований для задержания. В противном случае, Ч.2 ст.94 УПК КР создаст предпосылки органам уголовного преследования для расширительного толкования, что приводит зачастую к нарушениям прав и свобод задержанных лиц.

Меры пресечения

Новый Уголовно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики определил меры пресечения как меры, применяемые к подозреваемому, обвиняемому для предотвращения его ненадлежащего поведения в ходе досудебного производства и судебного разбирательства по уголовному делу и (или) делу о проступке.

К видам меры пресечения относятся:

▪ подписка о невыезде;

▪ передача под наблюдение командования воинской части;

▪ передача несовершеннолетнего под присмотр родителей или лиц и организаций их заменяющих;

▪ залог;

▪ домашний арест;

▪ заключение под стражу.

В перечне отсутствует такой вид меры пресечения, как личное поручительство. Лишение ее места в системе мер пресечения связана с тем, что ей не принадлежит позитивная роль.

Уголовно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики 1999 года предусматривал, что заключение под стражу, домашний арест избирался судом, а остальные виды меры пресечения избирались прокурором. По новому Уголовно-процессуальному кодексу Кыргызской Республики все виды мер пресечения применяются следственным судьей.

В отношении лиц, совершивших проступок, домашний арест и заключение под стражу не применяются.

Иные меры обеспечения уголовного судопроизводства

К иным мерам обеспечения уголовного судопроизводства относятся:

▪ Обязательство о явке

▪ Привод.

▪ Временное отстранение от должности.

▪ Наложение ареста на имущество .

▪ Запрет на приближение

Действующий Уголовно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики содержит «запрет на приближение» как новая иная мера обеспечения уголовного судопроизводства. Запрет на приближение состоит в ограничении встреч подозреваемого, обвиняемого с потерпевшим и иными лицами в целях их защиты. Правом запрета на приближения обладают судья, следователь, уполномоченное должностное лицо органа дознания. Судья, следователь, уполномоченное должностное лицо органа дознания вправе запретить подозреваемому, обвиняемому разыскивать, преследовать, посещать защищаемых лиц, вести с ними устные, телефонные переговоры и общаться иными способами, приближаться на расстояние менее 10 метров, посещать определенные места.

Запрет на приближение применяется на основании постановления судьи, следователя, уполномоченного должностного лица органа дознания по заявлению лица, подлежащего защите. Копия постановления о запрете на приближение вручается подозреваемому, обвиняемому, защищаемому лицу и органу дознания, осуществляющему контроль.

При нарушении запрета на приближение в отношении подозреваемого, обвиняемого может быть применена одна из мер пресечения.

Отказ от стадии возбуждение уголовного дела

В теории уголовного процесса установлено, что возбуждение уголовного дела является самостоятельной, начальной, обязательной стадией. Оно состоит в установлении уполномоченным на то органом государства условий, необходимых в принятии решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в нем по уголовному делу.

В действующем Уголовно-процессуальном кодексе Кыргызской Республики произошло переформатирование стадии возбуждения уголовного дела. В последние годы практика показывает, что шаг за шагом стадия возбуждения уголовного дела не выполняет поставленную перед ней задачу, не решает вопрос о наличии преступления, а собирает доказательства, создавая условия для производства следствия, при этом подменяя функцию, выполняемую последующей стадией – «производства следствия». Это, в конечном итоге, превратило стадию возбуждения уголовного дела в монстра, который стал не только обладать всем инструментарием предварительного расследования, но и зачастую в некоторых аспектах превосходить его (например, в вопросе срока до следственной проверки и сокращенного дознания). Стадия возбуждения уголовного дела, с которой якобы должен начинаться уголовный процесс, представляет собой один из самых неудачных рудиментов советского уголовного процесса. Уголовно-процессуальная система очень сильно бюрократизировалась. Процедура рассмотрения заявления и стадия возбуждения уголовного дела построена на схеме: 3+10+30 суток.

Фактически с момента, например, поступления сообщения о преступлении начинаются следственные действия. Идет осмотр места происшествия, сбор доказательств, их фиксация. Фактически проводится расследование. Именно на данном этапе могут происходить большие нарушения прав человека.

В действующем Уголовно-процессуальном кодексе Кыргызской Республики введен институт досудебного производства, которое начинается с момента внесения сведений в Единый реестр преступлений и проступков. Отказ от нее строится на следующих позициях:

Во-первых, уже на данной стадии собираются доказательства путем опроса, взятия характеристики, назначаются аудиторские проверки и т.д., что ведет к сращиванию со следующей стадией – «производство следствия».

Во-вторых, на данной стадии не всегда раскрываются совершенные преступления, так как они укрываются, а затем субъекты, уполномоченные проводить уголовное преследование, отказывают в возбуждении уголовного дела.

В-третьих, сроки, указанные в Уголовно-процессуальном кодексе 3+10+30 для доследственной проверки, порой ведут к коррупционным рискам.

В-четвертых, будут защищены права человека. С началом расследования и проведением следственных действий судебный контроль будет осуществляться процессуальной фигурой – «следственным судьей».

Судебный контроль

Конституция Кыргызской Республики 1993 года не предусматривала специальной нормы, регламентирующей институт судебного контроля. Следовательно, Уголовно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики 1999 года не содержал понятия «судебный контроль».

Внесенные изменения и дополнения в Конституцию Кыргызской Республики 2003, 2007 гг. послужили лишь основанием для расширения полномочий суда путем выполнения им отдельных функций судебного контроля, которые в последующем были предусмотрены в Уголовно-процессуальном кодексе Кыргызской Республики. Так, в полномочия суда в досудебном производстве входили такие меры пресечения, как заключение под стражу, домашний арест, продление срока содержания под стражей, принятия решений по проведению некоторых следственных действий, такого вида иные меры процессуального принуждения, как временное отстранение подозреваемого или обвиняемого от должности, рассмотрение жалобы на действия (бездействия) и решения прокурора, следователя, органа дознания. Термин «судебный контроль» появился в науке уголовного судопроизводства с момента осуществления судом вышеназванных нововведений. Слово «контроль» в данном случае было избрано в противовес устоявшемуся понятию «прокурорский надзор».

И это так, ибо прокурорский надзор за расследованием уголовных дел не дает столь положительного эффекта, как в советские времена. К тому же прокурор и следователь преследуют одинаковые процессуальные интересы – находятся на одной стороне – обвинения.

Судебный контроль – это самостоятельная функция судебной власти, сущность которого заключается в рассмотрении вопросов законности и обоснованности действия и решения органа и должностного лица, осуществляющего уголовное преследование, которые ограничивают конституционные права и свободы лиц, вовлеченных в производство по уголовному делу.

В настоящее время суд занимает одно из центральных мест в области защиты прав и свобод граждан. Суд наделен достаточно широким объемом полномочий не только в судебных, но и в досудебных стадиях. Традиционно в теории уголовного процесса в последнее время выделяют два вида судебной деятельности: правосудие и судебный контроль. Согласно ч.1 ст.93 Конституции Кыргызской Республики правосудие в Кыргызской Республике осуществляется только судом. Данная норма устанавливает, что суд осуществляет только правосудие. В ней отсутствуют полномочия суда в области судебного контроля. Отметим, что при такой постановке вопроса суд осуществляет правосудие только на судебных стадиях, и поэтому ей соответствует следующее определение правосудия: «Правосудие – государственная деятельность суда по рассмотрению и разрешению уголовного дела по существу, принятию решения о признании лица виновным или невиновным и назначению виновному справедливого наказания в установленной законном процессуальной форме».

В настоящее время суд осуществляет функцию судебного контроля на стадиях досудебного производства. По действующему Уголовно-процессуальному кодексу Кыргызской Республики в лице судьи сконцентрировано выполнение двух функций: правосудие и судебный контроль. Согласно ныне действующему Уголовно-процессуальному кодексу Кыргызской Республики судья, осуществляющий судебный контроль, может рассматривать уголовные дела. Эти разные по назначению функции должны выполнять разные должностные лица.

На досудебных стадиях функцию судебного контроля должен выполнять «следственный судья», а на судебных стадиях функцию должен осуществлять суд. В разных странах по-разному называют должностное лицо, осуществляющее судебный контроль. В некоторых европейский странах, например, в Германии, Франции, Италии в последние годы была введена специальная должность судьи, который решает вопрос о применении мер пресечения и надзирает за соблюдением прав и свобод личности в ходе производства следствия. Во Франции это судьи по правам и по предварительному следствию, в Германии - по предварительному следствию, в Италии - судья по предварительному расследованию.

Следственный судья не может участвовать ни в производстве следствия, ни в рассмотрении уголовного дела по существу, т.е. при принятии решения о виновности или невиновности подсудимого.

Раздел восьмой действующего Уголовно-процессуального кодекса КР посвящен судебному контролю в досудебном производстве. Он включает в себя:

▪ порядок проверки законности и обоснованности задержания

▪ порядок рассмотрения ходатайства о применении меры пресечения

▪ порядок рассмотрения ходатайства о временном отстранении от должности

▪ порядок рассмотрения ходатайства о наложении ареста на имущество

▪ порядок рассмотрения ходатайства о проведении следственных либо специальных следственных действий

▪ порядок рассмотрения жалоб на действия, решения должностных лиц.

Следственный судья

В Уголовно-процессуальном кодексе Кыргызской Республики предусмотрено введение новой процессуальной фигуры – следственный судья, который обеспечивает надлежащий контроль за законностью досудебного производства.

Следственный судья – судья, применяющий меры, ограничивающие права и свободы подозреваемого, обвиняемого, осуществляющий судебный контроль за законностью процессуальных действий и решений уполномоченного должностного лица органа дознания, следователя, руководителя следственного подразделения, прокурора.

Следственный судья в ходе досудебного производства принимает следующие решения:

▪ о законности и обоснованности задержания лица, подозреваемого в совершении преступления и (или) проступка; применяет меры пресечения

▪ о продлении сроков меры пресечение

▪ о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей в медицинский или психиатрический стационар для производства соответствующих экспертиз

▪ о наложении ареста или снятии ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, на ценные бумаги и их сертификаты

▪ о временном отстранении обвиняемого от должности

▪ о производстве эксгумации при отсутствии согласия близких родственников, супруга (супруги) покойного

▪ о производстве осмотра жилища, а также иных объектов, находящихся в собственности или ином праве проживающих в нем лиц, при отсутствии их согласия

▪ о производстве личного обыска, за исключением немедленного личного обыска задержанного

▪ о проведении специальных следственных действий

▪ рассматривает жалобы участников уголовного судопроизводства на действия (бездействие) и решения уполномоченного должностного лица органа дознания, следователя и прокурора

▪ депонирует показания лиц

▪ утверждает процессуальные соглашения

▪ решает вопрос об обращении в доход государства залога, в случаях, если обвиняемый допустил одно из следующих нарушений: - без уважительной причины не явился по вызову уполномоченного должностного лица органа дознания, следователя суда; - скрылся от органа, осуществляющего досудебное производство, суда; - совершил действия, направленные на воспрепятствование объективному ведению следствия и разбирательства дела в суде

. ▪ принимает решение о применении мер по обеспечению безопасности в отношении свидетелей, потерпевших и иных участников уголовного судопроизводства

В перечне полномочий следственного судьи входят новые институты, которые не были известны Уголовно-процессуальному кодексу Кыргызской Республики 1999 г.

К ним относятся:

▪ депонирование показаний лиц

▪ утверждение процессуальных соглашений

▪ проведение специальных следственных действий

▪ принятие решения о применении мер по обеспечению безопасности в отношении свидетелей, потерпевших и иных участников уголовного судопроизводства


Депонирование показаний

Следственный судья при выполнении функции судебного контроля депонирует показания свидетеля и потерпевшего. Введения данного института объясняется тем, что сроки рассмотрения уголовных дел продлеваются на большой промежуток времени. Нельзя забывать, что в таком случае нарушаются права человека. Ведь в п. 1 ст. 16 Конституции Кыргызской Республики написано, что права и свободы человека являются высшей ценностью. Неявка потерпевшего, свидетеля на судебное заседание объясняются объективными причинами (например, в случае болезни, выезд за границу по объективной причине). Эти основания послужили имплементировать в новом Уголовно-процессуальном кодексе Кыргызской Республики институт депонирования показаний потерпевшего, свидетеля. Депонирование показаний – это проведение в ходе досудебного производства следственным судьей допроса свидетеля или потерпевшего по ходатайству одной из сторон с целью заблаговременного обеспечения (сохранения) судебных доказательств, при наличии оснований, что в силу объективных причин впоследствии допросить их в ходе судебного разбирательства станет невозможным, либо необходимости обеспечения безопасности свидетеля или потерпевшего.

Объективными причинами неявки потерпевшего, свидетеля в судебное заседание при рассмотрении дела по существу могут быть:

▪ причины, связанные с опасностью для жизни и здоровья

▪ тяжелая болезнь потерпевшего, свидетеля ▪ предстоящий выезд потерпевшего, свидетеля за пределы Кыргызской Республики

▪ предстоящий выезд на постоянное проживание за пределы Кыргызской Республики

▪ исключение последующего психотравмирующего воздействия на несовершеннолетних свидетелей и потерпевших


Специальные следственные действия

Процессуальную форму приняли оперативно-розыскные действия, производимые в рамках расследуемого уголовного дела. Отдельная глава нового Уголовно-процессуального кодекса Кыргызской Республики посвящена специальным (негласным) следственным действиям, под которыми понимается разновидность следственных действий, сведения о факте и методе их проведения, не подлежащие разглашению. Специальные (негласные) следственные действия проводятся в случаях, если сведения о преступлении и лице его совершившем невозможно получить другим способом.

К специальным следственным действиям относятся:

▪ наложение ареста на почтово-телеграфные отправления и их осмотр и (или) выемка

▪ прослушивание переговоров

▪ получение информации о соединениях между абонентами и абонентскими устройствами ▪ снятие информации с компьютеров, серверов и других устройств;

▪ аудио-, видеоконтроль лица или места

▪ наблюдение за лицом или местом

▪ проникновение и обследование нежилого помещения или иного владения лица

▪ получение образцов для сравнительного исследования в целях производства экспертизы ▪ внедрение в преступную среду и (или) имитация преступной деятельности

▪ контролируемая поставка

▪ контрольный закуп

Процессуальные соглашения

Один из ключевых мировых трендов – это масштабное использование компромиссных подходов. Разрешение правовых конфликтов, защита прав граждан являются главными задачами правового государства. Основная роль его осуществления возложена на судебную систему.

Судебная система перегружена, рассмотрение дел тянется месяцами, а то и годами. Судьи не располагают достаточным временем, чтобы подробно изучить материалы дела, соответственно снижаются качество выносимых ими решений. В связи с этим в новом Уголовно-процессуальном кодексе Кыргызской Республики одна из концептуальных новелл – институт процессуального соглашения. Она приобретет в нем форму отдельного раздела с разделением на главы. Этим самым уголовному процессу будет дана большая гибкость.

Вопросы, касающиеся процессуального соглашения, внедрены во многих странах мира: Австралии, Бельгии, Великобритании, Германии, Канаде, Нидерландах, Новой Зеландии, Польше, США, Франции, Чехии, странах Прибалтики, Грузии, Казахстане и других.

В современной правовой системе Кыргызской Республики вопрос развития механизма процессуального соглашения разрешен. В Рекомендациях по дальнейшему реформированию судебной системы Кыргызской Республики, утвержденного Указом Президента КР «О мерах по совершенствованию правосудия в Кыргызской Республике», отмечалось о внедрении службы медиации на любой стадии процесса, а также рассмотрения целесообразности введения института процессуального соглашения между обвиняемым и прокурором.

Если в Уголовно-процессуальном кодексе Кыргызской Республики 1999 г имелся только упрощенный порядок производства в связи с согласием обвиняемого с предъявленным обвинением, то действующий Уголовно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики включает в себя три вида:

1. Процессуальное соглашение о признании вины

2. Процессуальное соглашение о сотрудничестве

3. Процессуальное соглашение о примирении сторон

Процессуальное соглашение о признании вины

Для того чтобы разгрузить правоохранительную и судебную системы, в новом Уголовно-процессуальном кодексе Кыргызской Республики закреплен институт сделки о признании вины, гарантировав при этом соблюдение прав человека, принципов справедливого уголовного процесса.

Исходя из международной практики, сделка должна строиться на добровольном признании обвиняемым своей вины, сделанном после ясного и четкого разъяснения его прав, а также сущности и объема предъявленного обвинения в присутствии адвоката и после разъяснения судьей правовых последствий заключения сделки. Соглашение о признании вины, с одной стороны, создаст реальные условия для процессуальной экономии, с другой, сделает незыблемым основной комплекс гарантий прав человека в уголовном процессе.

Заявление ходатайства о заключении соглашения о признании вины по уголовным делам осуществляется при менее тяжких и тяжких преступлениях.

Соглашение о признании вины может быть заключено при наличии следующих условий:

▪ подозреваемый, обвиняемый является совершеннолетним, и он осознает характер и последствие заявленного им ходатайства;

▪ ходатайство было заявлено добровольно и после проведения консультации с защитником; ▪ подозреваемый, обвиняемый не оспаривает подозрение, обвинение и имеющиеся по делу доказательства в совершении преступления, характер и размер причиненного им вреда.

Заключение соглашения о признании вины не является основанием для освобождения подозреваемого, обвиняемого от возмещения ущерба потерпевшему.

Процессуальное соглашение о сотрудничестве

Следующим видом процессуального соглашения является соглашение о сотрудничестве. Процессуальное соглашение о сотрудничестве – соглашение между сторонами обвинения и защиты, в котором указанные стороны определяют условия сотрудничества и последствия такого сотрудничества. Процессуальное соглашение о сотрудничестве является досудебным институтом, который создает основу для развития состязательного уголовного процесса в Кыргызской Республике.

Соглашение о сотрудничестве может быть заключено по преступлениям, предусмотренных следующими статьями Уголовного кодекса Кыргызской Республики:

▪ статья 171. Торговля людьми

▪ статья 202. Разбой

▪ статья 203. Вымогательство

▪ статья 239. Акт терроризма

▪ статья 240. Финансирование террористической деятельности

▪ статья 241. Содействие террористической деятельности

▪ статья 243. Участие гражданина Кыргызской Республики в вооруженных конфликтах или военных действиях на территории иностранного государства или прохождение террористической подготовки

▪ статья 244. Захват заложников

▪ статья 248. Создание организованной группы или участие в ней

▪ статья 249. Создание преступной организации или участие в ней

▪ статья 250. Создание незаконного вооруженного формирования или участие в нем

▪ статья 267. Незаконное изготовление наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов с целью сбыта

▪ статья 270. Контрабанда предметов, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Кыргызской Республики

▪ статья 307. Государственная измена

▪ статья 308. Шпионаж

▪ статья 314. Создание экстремистской организации

▪ статья 319. Коррупция

▪ статья 326. Вымогательство взятки

Для реализации данного соглашения подозреваемый вправе обратиться к прокурору с ходатайством о заключении соглашения о сотрудничестве с момента уведомления о подозрении до утверждения обвинительного акта. Данное ходатайство подписывается подозреваемым и его защитником.

Процессуальное соглашение о сотрудничестве не может быть заключено с несовершеннолетними и лицами, совершившими запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости или заболевшими после совершения преступления психическим расстройством.

Заключив процессуальное соглашение о сотрудничестве, подозреваемый, обвиняемый не освобождаются от возмещения ущерба потерпевшему.

Важным в этом виде соглашения является то, что, составляя данное соглашение, прокурор должен указать вид, размер наказания, которые будут применены судом в отношении подозреваемого.

Процессуальное соглашение о примирении сторон

Одним из видов процессуального соглашения является процессуальное соглашение о примирении сторон. Соглашение о примирении сторон – письменное соглашение по делам о проступках, уголовным делам и по делам частно-публичного обвинения между подозреваемым, обвиняемым и потерпевшим, достигнутое ими самостоятельно или с помощью медиатора.

В мировой практике судопроизводство признается недостаточно конструктивным механизмом защиты и восстановления нарушенных прав, так как не может справиться с требованиями всех его участников. Актуальным является использование примирительных процедур и различных форм посредничества. Невозможно все споры разрешить в суде. Поэтому в развитых странах споры, как правило, разрешаются альтернативными институтами, где суды стараются закончить споры, примирив стороны. Безусловно, если будет достигнут компромисс, тогда дела не передаются в вышестоящие судебные инстанции. Мировая практика правосудия показывает, что судебное разрешение конфликта – не панацея, поскольку априори не может удовлетворять всех его участников.

Ходатайство о примирении может быть заявлено потерпевшим, подозреваемым или обвиняемым. Примирение может проводиться самими потерпевшим, подозреваемым или обвиняемым либо с помощью медиатора.

Примирение может быть достигнуто с момента начала досудебного производства до вступления судебного акта в законную силу. В случае недостижения согласия по ходатайству о примирении факт его заявления не может рассматриваться как отказ от обвинения или как признания своей вины.

Примирение между потерпевшим и подозреваемым, обвиняемым может быть достигнуто в производстве по делам о проступках и следующими статьями Уголовного кодекса Кыргызской Республики:

▪ статья 132. Убийство при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление

▪ часть 1 статья 135. Причинение смерти по неосторожности

▪ часть 1 статья 139. Причинение менее тяжкого вреда здоровью

▪ статья 140. Причинение тяжкого вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны, а равно при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление

▪ статья 141. Причинение тяжкого вреда здоровью в состоянии аффекта

▪ статья 142. Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности

▪ часть 1 Статья 161. Изнасилование

▪ статья 163. Понуждение к действиям сексуального характера

▪ часть 1 Статья 172. Незаконное лишение свободы

▪ часть 1 Статья 200. Кража

▪ часть 1 статья 201. Грабеж

▪ часть 1 статья 202. Разбой

▪ часть 1 статья 203. Вымогательство

▪ часть 1 статья 204. Мошенничество

▪ часть 1 статья 205. Присвоение или растрата вверенного имуществ

▪ часть 1 статья 206. Угон автомототранспортного средства

▪ часть 1 статья 209. Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием

▪ часть 1 статья 210. Уничтожение или повреждение чужого имущества

▪ часть 1 статья 266. Хулиганство

▪ статья 296. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта

▪ статья 297. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации автомототранспортных средств

Предварительное слушание

Начало судебного производства по уголовным делам в действующем Уголовно-процессуальном кодексе Кыргызской Республики дополнено новой стадией – предварительное слушание. Данная стадия служит в качестве фильтрации недопустимых доказательств. Введение данной стадии в новый Уголовно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики объясняется тем, что судебная система перегружена недопустимыми доказательствами. Предварительное слушание, как стадия уголовного судопроизводства, минимизирует социальную напряженность участников процесса, снизит нагрузку, возложенную на судебные органы.

Предварительное слушание – это процессуальная форма подготовки к судебному разбирательству, которая проводится по ходатайству сторон или по инициативе судьи при наличии:

▪ ходатайства об исключении недопустимых доказательств

▪ оснований для приостановления или прекращения дела

▪ по делам об особо тяжких преступлениях

▪ для решения вопроса о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей

Компетенция Верховного суда Кыргызской Республики

В рекомендациях по дальнейшему реформированию судебной системы Кыргызской Республики акцентировалось внимание на вопросе о придании судам второй инстанции исключительно статуса апелляционной инстанции, где судебные дела должны рассматриваться по любому основанию (правовому и фактическому) с принятием окончательного решения, с точки зрения фактических обстоятельств, но которое в законную силу не вступает, с правом сторон обжаловать в Верховный суд Кыргызской Республики по правовым основаниям. Рассмотрение дел в порядке кассации передать Верховному суду Кыргызской Республики, но с исключением права принятия нового решения по делу. В связи с этим в новом Уголовно-процессуальном кодексе Кыргызской Республики инстанционность по рассмотрению уголовных дел и дел о проступках выглядит следующим образом:

▪ все районные суды, а также приравненные к ним суды (например, Токмокский городской суд, Таласский городской суд др.) рассматривают уголовные дела и дела о проступках по первой инстанции

▪ Бишкекский городской суд, а также все областные суды рассматривают уголовные дела и дела о проступках как суды второй инстанции, т.е. в апелляционном порядке

▪ Верховный суд Кыргызской Республики рассматривает уголовные дела и дела о проступках в порядке кассации, на предмет неправильного применения норм материального права и существенного нарушения норм процессуального права

Так 90% уголовных дел и дел о проступках должны быть законно, обоснованно, справедливо рассмотрены в судах первой инстанции, и лишь 10% уголовных дел и дел о проступках должны быть рассмотрены в апелляционном порядке. Ведь народ максимально приближен к району.

Рассмотрение уголовных дел в порядке кассации осуществляется Судебной коллегией по уголовным делам и делам о проступках Верховного суда КР в составе трех судей. Судебная коллегия Верховного суда КР рассматривает в кассационном порядке уголовные дела по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов первой и апелляционной инстанций.

Производство по делам о проступках

Новым институтом уголовного судопроизводства, внедренного в действующий Уголовно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики, стало «Производство по делам о проступках». Данные положения разработаны в целях реализации норм нового «Кодекса о проступках». В Уголовно-процессуальном кодексе Кыргызской Республики раскрывается ведения производства по делам о проступках.

В досудебном производстве по делам о проступках уполномоченное должностное лицо органа дознания вправе произвести все следственные действия, за исключением специальных следственных действий. В производстве по делам о проступках не допускается применение мер пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста в отношении лица, подозреваемого в совершении проступка. У лица, подозреваемого в совершении проступка, отбирается подписка о явке по вызовам уполномоченного должностного лица органа дознания и суда и сообщение им о перемене места жительства. В случае неявки к уполномоченному должностному лицу органа дознания или в судебное заседание лицо может быть подвергнуто приводу. В исключительных случаях в отношении лица, подозреваемого в совершении проступка, может применяться задержание.

Досудебное производство по делам о проступках должно быть окончено не позднее 20 дней с момента сообщения лицу о подозрении в совершении проступка.

Особенности производства по применению мер уголовно-правового воздействия к юридическому лицу

Новеллой в Уголовно-процессуальном кодексе Кыргызской Республики является раздел «Особенности производства по применению мер уголовно-правового воздействия к юридическому лицу». Данные положения разработаны в целях реализации норм нового Уголовного кодекса Кыргызской Республики.

Применение мер уголовно-правового воздействия к юридическому лицу осуществляется только при участии его представителя.

Если в ходе досудебного производства выясняется, что подозреваемый, действуя индивидуально или как член коллегиальной структуры соответствующего юридического лица, основываясь на праве представлять юридическое лицо, действовать по его поручению либо принимать решения от имени юридического лица или же осуществлять контроль в рамках юридического лица, либо будучи на службе юридического лица совершил преступное деяние в интересах этого юридического лица, следователь выносит мотивированное постановление о начале досудебного производства по применению мер уголовно-правового воздействия к юридическому лицу.

Процесс по применению мер уголовно-правового воздействия к юридическому лицу проводится в рамках досудебного производства. О начале досудебного производства по применению мер уголовно-правового воздействия к юридическому лицу следователь сообщает соответствующему юридическому лицу путем направления ему копии постановления, а также разъясняет представителю этого юридического лица его права и обязанности. Копия постановления о начале досудебного производства в отношении юридического лица направляется этому лицу в течение суток с момента его вынесения.

В случае прекращения дела в отношении подозреваемого или приостановления дела в связи с розыском подозреваемого производство по применению мер уголовно-правового воздействия в отношении юридического лица должно быть завершено и направлено в суд для рассмотрения, по существу.

В досудебном производстве по применению мер уголовно-правового воздействия к юридическому лицу выясняются:

▪ обстоятельства совершения преступного деяния посредством юридического лица

▪ статус физического лица в структуре юридического лица

▪ характер противоправного деяния подозреваемого в интересах юридического лица и его последствия

▪ размер и характер ущерба, причиненного посредством юридического лица

▪ размер незаконного дохода юридического лица, полученного в результате противоправных деяний подозреваемого в интересах этого юридического лица

В досудебном производстве по применению мер уголовно-правового воздействия к юридическому лицу выясняются:

▪ обстоятельства совершения преступного деяния посредством юридического лица

▪ статус физического лица в структуре юридического лица

▪ характер противоправного деяния подозреваемого в интересах юридического лица и его последствия

▪ размер и характер ущерба, причиненного посредством юридического лица

▪ размер незаконного дохода юридического лица, полученного в результате противоправных деяний подозреваемого в интересах этого юридического лица

1. Признав, что обвиняемый совершил преступное деяние в интересах или посредством юридического лица, суд в приговоре принимает также решение о применении мер уголовно-правового воздействия к юридическому лицу

2. Признав, что факты не доказаны, суд отказывает в применении мер уголовно-правового воздействия к юридическому лицу. 3. В случае прекращения дела в отношении обвиняемого или приостановления дела в связи с розыском обвиняемого производство по применению мер уголовно-правового воздействия в отношении юридического лица должно быть рассмотрено судом, по существу.


Ссылка: https://barometr.kg/kynatbek-smanbekov-hodatajstvo-o-primirenii-mozhet-byt-zayavleno-poterpevshim-podozrevaemym-ili-obvinyaemym



Добавить комментарий