Кулов: Для выхода из кризиса нужно пригласить судей из Лондона

29 января 2021 12:41 6043 2 Barometr
Поделиться в:
ok

Лидер политической партии "Ар-Намыс" Феликс Кулов предложил свое видение по выходу Кыргызстана из экономического кризиса.

Кулов напомнил, что в своей инаугурационной речи президент Садыр Жапаров выразил озабоченность по поводу неблагополучной экономической ситуации в стране и призвал объединить усилия по выходу из нее.

"Разделяя его обеспокоенность и следуя его призыву, решил высказать некоторые практические предложения. Естественно, здесь не все из предлагавшихся мною прежде. Кое-какие из экономического пакета опубликованы ранее на моей странице в ФБ.

В данном же небольшом тексте не имею целью их все перечислять и приводить подробные обоснования по каждому из предложений. Поэтому  представлю  их в тезисном виде", - пояснил он.

Так, предложение Кулова, как вывести страну из экономического кризиса: 

"Но вначале о структуре правительства как высшем   исполнительном органе страны.

Согласно проекту новой Конституции должность премьер-министра будет совмещена с должностью руководителя аппарата президента (далее - рукаппарата президента). Объясняют такое нововведение члены Конституционного совещания тем, что это позволит сократить дублирование путем создания единого органа.

Категорически несогласен с таким статусом премьер-министра. В этом случае он превращается в мальчика для битья и на побегушках, так как есть большая разница между аппаратной работой и функциями премьер-министра.

Простой пример. Подготовка материалов  на заседания правительства - это обязанность аппарата правительства и его руководителя, который должен собрать мнения и позицию каждого члена кабмина. Рукаппарата обобщает и докладывает окончательный проект документа премьер-министру.

Если же он станет и рукаппом, и премьером, то превратится, как сказано выше, в мальчика на побегушках, который должен будет бегать к каждому министру для согласования вопросов. Это неизбежно, потому что президент будет работать с членами кабмина через рукаппа, то есть премьер-министра. Тогда  министры, по сравнению с премьером, будут иметь больше самостоятельности.

Мое предложение. Коль скоро решение принято, что президент возглавит исполнительную ветвь власти, то отдельную должность  в лице премьер-министра не вводить. А ввести должность вице-президента, который должен избираться вместе с президентом. В его полномочия будет входить обязанность заниматься координацией и реализацией поручений президента.

Но самое главное заключается в том, что в случае досрочного прекращения полномочий президента он автоматически будет исполнять его обязанности на весь оставшийся срок. Поэтому никакая толпа не сможет на волне революции посадить своего человека на трон президента, как это происходит у нас уже в третий раз. Даже если президент сбежит или его заставят отречься, то вице-президент автоматически займет его должность.

Пора бы уже учиться на своих собственных ошибках, ибо каждая подобная смена власти отбрасывает нашу страну на десятилетия  назад.

Садыр Жапаров заявил, что он взял ответственность на себя, так зачем ему отдельный премьер-министр, коль скоро в  Конституции записано,  что президент является главой государства и главой исполнительной ветви власти - правительства.

Роль парламента будет заключаться в даче согласия на назначение членов кабмина и выражения отдельным из них вотума недоверия.

Вместе с тем теперь уже стало очевидным,  что  после принятия Конституции  новых президентских выборов ожидать не стоит. Поэтому в Конституции должность вице-президента  прописать, но в законе о введении в действие Конституции указать, что эта должность будет введена после  новых выборов через 5 лет.

До этого на переходный период,  чтобы не проводить новые президентские выборы,  установить, что избранный 10 января президент продолжает исполнять свои обязанности, наделяется правом проводить заседания правительства, издавать указы, регламентирующие деятельность правительства, с согласия парламента назначать членов кабмина и т. п. Премьер-министр в этом случае, как и был при всех прежних президентах техническим  руководителем, так таковым и останется.

Аппарат правительства будет объединен с аппаратом президента. У премьера останется лишь небольшой секретариат. Дальше вдаваться в детали пока не стоит. Потому что нужно посмотреть, о чем думают в окружении избранного президента, как обойтись без  новых выборов, не нарушая закона.

О структуре правительства

Никакая структура не бывает раз и навсегда жестко определенной. Для каждого времени и для каждой задачи должна быть своя структура.  Как вариант предлагается рассмотреть, чтобы кабмин состоял из десяти,  максимум из 12 министерств. Обоснование по каждому из них имеется. Но сокращение должно быть не ради сокращения.

В настоящее время министерства выполняют две основные функции. Первая - это выработка политики в возглавляемой отрасли и вторая - это функции, предусматривающие  "влезание" в решение материально-хозяйственных вопросов. Предлагается вторые функции (большую их часть)  передать во вновь образуемые госкорпорации, создаваемые и работающие на принципах самоокупаемости. Их руководителей назначать после проведения открытого конкурса.

Например, создать госкорпорацию по туризму и передать ей в управление (не в собственность) принадлежащие государству различные отели, санатории, лыжные базы, участки земли и т. д. А на министерство возложить функции контроля. На должности руководителей объявить открытый конкурс. Причем заинтересовать тем, что руководитель корпорации будет получать определенный процент от прибыли.

Я разговаривал с нашими молодыми и "старыми" ребятами, работающими  менеджерами в различных успешных компаниях. В министерства они идти работать  не хотят из-за маленькой зарплаты. Но в госкорпорацию  пошли бы с большой охотой, где могут и себя показать, и при этом еще прилично зарабатывать за счет эффективного управления. Я в шутку говорил, что у них будет только  два пути: первый - стать легальным миллионером за счет честного и  умелого руководства корпорацией. Или же   второй - это сесть в тюрьму, если что-нибудь своруешь.

Проект закона по созданию таких госкорпораций в свое время был мною предложен правительству, но там не захотели попробовать даже внедрить пилотный проект.

Садыр Жапаров заявил, что возьмет на себя всю ответственность  за положение дел в стране. Несмотря на то что по действующей Конституции президент не отвечал за работу правительства, тем не менее ответственность за все произошедшее в стране возложили на него. Такова участь любого главы государства, если он избирается всенародно.

Но есть  различие между ответственностью и системой делегирования полномочий и соответственно распределением при этом уровней ответственности.

Не может даже самый талантливый руководитель одновременно всем и за всех управлять. Если на себя  все замкнуть, то это однозначно парализует всю вертикаль власти. Каждый чиновник будет принимать решения с оглядкой на вышестоящего начальника. Это значит ничего не делать. Что сейчас у нас повсеместно и наблюдается.

Поэтому должна быть проведена разумная децентрализация  власти, основанная на экономической децентрализации.

Бюджет

Прежде всего надо вместо двухуровнего бюджета ввести трехуровневый: центр -  область - айыл өкмөтү.

Районы ликвидировать, айылные аймаки сократить путем объединения минимум втрое. По  этому вопросу выступал много раз, поэтому повторяться не буду.

Я считаю, что республиканский  парламент должен избираться по пропорционально-преференциальной системе. А в  областях должны быть свои представительные органы народного самоуправления, депутаты которых должны избираться по одномандатным округам и работать на общественных началах. Тем самым на уровне республики парламент будет заниматься законодательными и контрольными функциями, а на уровне областей решать задачи, связанные  с конкретными текущими  нуждами своих избирателей. Вводится должность губернаторов, вместо нынешних полномочных представителей правительства, которые ничего не решают, не имея реальных рычагов влияния  и полномочий для этого.

Они должны назначаться президентом с согласия областных парламентов.

Однако мэров городов Бишкека и Оша вместе с вице-мэрами предлагается избирать  населением напрямую. На эту тему тоже много раз писал, говорил, повторяться не буду.

Рациональная децентрализация власти позволит президенту не выступать в роли начальника пожарной команды и бегать, решая несвойственные его должности,  текущие хозяйственные вопросы местного уровня.

О путях выхода из кризиса за счет внутренних резервов это отдельный вопрос. В ближайшие дни этому планируется посвятить отдельные заседания круглых столов с их разработчиками. Сейчас же хотелось остановиться на гарантиях безопасности для инвесторов, в том числе иностранных.

Очевидно, что без этого  очень непросто выправить ситуацию. Однако после октябрьских событий и последовавших за этим уничтожений имуществ  инвесторов найти желающих вкладываться в экономику  нашей страны  будет крайне сложно.

Суды

Правительство не имеет права давать гарантии, потому что оно не располагает для этого необходимыми материальными ресурсами. В наших судах редко какой инвестор добивается защиты своих прав. Для кардинального  решения данной проблемы в свое время я разработал законопроект  о создании финансового центра "Бишкек". Суть его следующем. Любой желающий вложить инвестиции в нашу страну может зарегистрироваться в этом центре, и тогда все споры с государством и партнерами будут решаться в специальном суде, входящем в этот центр.

Но судьи будут не наши, а из Великобритании,  и судить они будут на основе английского законодательства.

Был разработан проект закона, но прежнее правительство  побоялось пойти на такой решительный шаг.

Не побоялся пойти на это президент Назарбаев. Он создал финансовый центр "Астана", пригласил из Великобритании  судей, которые будут периодически, не менее 5 раз  в год, приезжать и рассматривать все дела. Решения их будут окончательные.

Хочу здесь подколоть молодых. Когда я предложил этот проект, надо мной они посмеялись. Когда же "немолодой" Назарбаев сделал  это, надо было видеть, как вытянулись их физиономии.

Вообщем, еще раз хотел сказать, критиковать легко и для этого большого ума не надо, точнее сказать, совсем ума не надо. Сейчас время РЕАЛЬНЫХ идей, предложений,  проектов. Сегодня как никогда остро востребованы реформаторы и люди действия. Соревноваться в славословии и преданности надо оставить для подхалимов и  охлократов".

Ссылка: https://barometr.kg/kulov-dlya-vyhoda-iz-krizisa-nuzhno-priglasit-sudej-iz-londona



Добавить комментарий

  • Я бы хотел сказать, в место того сократить чиновников, вести вице президента неприемлима. Штат правительства, аппарат президента сократить до минимума. Каждый должен знает чем занят целый день, не просто так просидел целый день и зарплата получил.
  • Хорошие предложения, особенно про суды!