Какие нормы международного права нарушил Таджикистан, вероломно напав на землю Баткена
Экс-министр иностранных дел Кыргызстана Чингиз Айдарбеков разместил на своей странице в социальных сетях пост, в котором подробно, с указанием всех документов, написал о том, какие нормы международного права нарушил Таджикистан, проявив военную агрессию по отношению к дружественному соседу – Кыргызстану.
Автор поста представляет Концепт международно-правовой оценки военной агрессии Таджикистана, совершенной на Кыргызскую Республику в апреле 2021 года.
«Дорогие соотечественники! Мы показали всему миру силу сплоченности нашего общества! Мы независимое, миролюбивое в своем развитии демократическое государство!» - обращается к соотечественникам Айдарбеков.
Он отмечает, что кыргызской стороне есть что показать представителям мировых СМИ о произошедшей военной агрессии Таджикистана на Кыргызскую Республику. Важно активнее их привлекать в освещении произошедших событий и последствий.
«Все свидетельства важно задокументировать и помогать нашим правоохранительным органам в дальнейшем фиксировании видео- и фотоматериалов. Важно продолжить активно призывать мировое сообщество дать правовую оценку вероломным военным действиям Таджикистана и принудить его выплатить репарации!» - считает он.
В этой связи подготовлен Концепт международно-правовой оценки военной агрессии Таджикистана, совершенной на Кыргызскую Республику в апреле 2021 года
Концепт международно-правовой оценки военной агрессии Таджикистана:
1. Военная агрессия Таджикистана нарушила нормы и принципы, заложенные в основополагающих документах двустороннего сотрудничества между Кыргызской Республикой и Республикой Таджикистан, которыми являются:
- Договор об основных межгосударственных отношениях (1996 г.)
- Договор о добрососедских и партнерских отношениях (2004 г.).
2. Военные действия Таджикистана полностью подпадают под определение агрессии согласно Резолюции Генассамблеи ООН от 14 декабря 1974 года. В документе, в частности, говорится:
- «территория государства является неприкосновенной и что она не должна быть объектом, даже временно, военной оккупации или других мер применения силы, предпринимаемых другим государством в нарушение Устава, что она не должна быть объектом приобретения другим государством в результате таких мер или угрозы их применения»,
- в качестве акта агрессии будет «квалифицироваться бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия государством против территории другого государства».
- подчеркивается, что «никакие соображения любого характера, будь то политического, экономического, военного или иного характера, не могут служить оправданием агрессии».
3. Статья 2 Устава ООН предписывает необходимость мирного разрешения международных споров и обязывает воздерживаться от угрозы силы или ее применения в международных отношениях.
Главная ответственность за обеспечение быстрых и эффективных действий ООН по поддержанию мира возложена на Совет Безопасности ООН (статья 24 Устава ООН). Совет Безопасности ООН уполномочен расследовать любой спор или ситуацию, которая может угрожать поддержанию мира и безопасности (статья 34). В случае необходимости, СБ ООН может применить силу (статья 42), определив, какие из членов ООН будут привлечены с этой целью (статья 48).
Очевидно, что все эти важнейшие положения были нарушены в результате действий Таджикистана против мирных жителей приграничных сел Кыргызской Республики, предпринятых в обход Совета Безопасности ООН.
4. Военная акция Таджикистана нарушает также ряд принципов Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 года. В первую очередь это принципы неприменения силы или угрозы силой, территориальной целостности, нерушимости границ и принцип мирного урегулирования международных споров.
5. Таджикистан проигнорировал нормы Хельсинкского документа СБСЕ 1992 года, определившие структуру и механизмы по предотвращению конфликтов и кризисов, поддержанию мира.
6. Таджикистан вероломно нарушил положения международного гуманитарного права, включая Гаагские конвенции 1907 года, Женевские конвенции 1949 года о защите жертв войны и два Дополнительных протокола 1977 года к ним.
7. В рамках международного гуманитарного права Таджикистан грубо нарушил нормы и принципы. Так, таджикские регулярные войска односторонне стреляли в мирных граждан, безоружных людей, уничтожали гражданское имущество, нападали на медицинских работников, расстреливали кареты скорой помощи. Применялась военная техника и тяжелые вооружения. Об этом свидетельствуют многочисленные факты.
Согласно статье 35 Дополнительного протокола I, в случае любого вооруженного конфликта право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы или средства ведения войны не является неограниченным. Запрещается, в частности, применять методы или средства ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить или, как можно ожидать, причиняют обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде. Противоправно превращать в объект нападения установки и сооружения, содержащие опасные силы - плотины, нефтехранилища и другие объекты.
Гражданское население и невоенные объекты не должны являться объектами нападения.
Нарушение Таджикистаном норм международного гуманитарного права является основанием для его международно-правовой ответственности.
8. Согласно нормам международного права сторона-правонарушитель обязана прекратить правонарушения и восстановить положение, существовавшее до совершения правонарушения. Сторона-нарушитель Женевских конвенций 1949 года или Дополнительного протокола I к этим конвенциям должна возместить потерпевшей стороне причиненные убытки.
9. Лица, допустившие серьезные нарушения Женевских конвенций и Дополнительных протоколов, в том числе гибель людей, произвольные и проводимые в больших масштабах разрушения имущества, не вызываемые военной необходимостью, должны нести уголовную ответственность.
10. На лиц, совершивших военные преступления и преступления против человечности, не распространяется срок давности привлечения к уголовной ответственности. Неотвратимость наказания тех, кто совершил серьезные нарушения норм международного гуманитарного права, является важнейшим фактором предупреждения повторений их в будущем.
11. Очевидно, что принцип неприменения силы и угрозы силой остается базисом системы международных отношений. Отступление от этого может повлечь разрушение системы международной безопасности и должно расцениваться мировым сообществом как международное преступление.
Добавить комментарий ×