Как 26 тысяч гектаров передали "Кумтору" в 1997 году, а в 2009-м узаконили. Хронология
Редакция Barometr.kg, изучив архивные документы, выяснила, когда были приняты судьбоносные соглашения по "Кумтору". Речь идет о передаче 26 тыс. гектаров земли вокруг месторождения Кумтор разработчику рудника. А также когда было принято соглашение о том, что Кыргызстан отказывается от судебных исков против разработчика месторождения.
Согласно архивным документам, 26 тыс. гектаров земель были фактически переданы Кумтору еще в 1997 году, а в 2009-м это было закреплено законом.
Так, в 1997 году, в соответствии с соглашением по «Кумтору» от 1992 года, компания получила лицензию на право пользования 26 тыс. гектаров земель.
В декабре 2005-го разработано соглашение, закрепившее за «Кумтором» еще 26,3 тыс. гектаров лицензионной площади.
Соглашение о новых условиях по проекту «Кумтор» подписано с канадской компанией Centerra Gold Inc. 24 апреля 2009 года.
Переговоры по документу официально вел Алексей Елисеев, а неофициально – Максим Бакиев.
Исходя из положений этого соглашения компания «Камеко» передала «Кыргызалтыну» 25,3 млн акций Сenterra Gold Inc. Кроме этого, Centerra выпустила в пользу «Кыргызалтына» 18,2 млн казначейских акций. В результате доля «Кыргызалтына» в Centerra возросла с 15,66 до 32,75%. Centerra же в лице Kumtor Gold Company получила расширение концессионной площади на 16,3 тыс. гектаров с перспективой прироста запасов.
С 1 января 2008 года до 4 декабря 2042-го (до прекращения действия пересмотренного концессионного договора) проектные компании освободили от уплаты всех налогов. Исключение составляют лишь налоги, предусмотренные соглашением.
Как соглашение с частной компанией стал законом?
Далее это соглашение было принято Жогорку Кенешем как закон. С этого момента начинается начало конца для Кыргызстана проекта "Кумтор" - именно этим документом были связаны руки кыргызской стороны.
При заключении данного соглашения правительство вышло за рамки своих полномочий. Оно обязалось внести его и соответствующий законопроект в Жогорку Кенеш. Необходимы были одобрение депутатов и принятие закона.
Жогорку Кенеш ратифицировал соглашение 30 апреля 2009 года. В тот же день в Налоговый кодекс внесли изменения. Статья 3 обрела следующий вид: «Если вступившим в установленном законом порядке международным договором, участником которого является КР, установлены иные нормы, чем предусмотрены налоговым законодательством КР, то применяются нормы такого международного договора. Если соглашение, заключенное правительством, ратифицировано ЖК либо заключено по поручению ЖК во исполнение соглашения, ратифицированного ЖК, устанавливает иные нормы, чем предусмотренные налоговым законодательством КР, то к урегулированным таким соглашением налоговым отношениям применяются нормы этого соглашения».
Иными словами, соглашениям по «Кумтору» придали статус международных. Они получили приоритет перед национальным законодательством Кыргызстана.
Как суд узаконил незаконное решение Жогорку Кенеша и правительства
2 июня 2009 года Конституционный суд КР рассмотрел представление депутата Марии Исановой (партия «Ак-Жол») о признании вышеуказанных законов о ратификации, изменений в Налоговый кодекс и решений правительства неконституционными. Суд оставил его без удовлетворения.
При изучении архивных документов выяснился немаловажный момент - сама Исанова, согласно протоколу от 30 апреля 2009-го, на сессии ЖК проголосовала за принятие данных законов. Зачем депутату, которая поддержала на заседании принятие соглашения по Кумтору как закон, оспаривать его в суде? Одумалась и решила проявить гражданскую позицию в интересах своего электората? Это вряд ли.
В Конституционный суд она обратилась для того, чтобы в будущем никто другой не смог этого сделать. Ведь решения этого суда окончательные и обжалованию не подлежат.
Учитывая зависимость того времени Конституционной палаты от "Белого дома", был подан иск, заведомо зная, что откажут. Заключение Конституционного суда о признании законным решение Жогорку Кенеша стало ключевым моментом, закрепившим условия соглашений 2009 года.
Кроме этого выяснилось, что в 2009 году Верховный суд поставил точку по другому иску. А именно по иску депутата от «Ак-Жол» Кубанычбека Исабекова о признании лицензий на право пользования недрами и соглашений между Госагентством по геологии и ЗАО «Кумтор голд компани», выданных в 2005-2007 годах, недействительными.
17 июня 2008 года Межрайонный суд Бишкека удовлетворил иск.
7 мая 2009-го, когда тот добрался до второй инстанции, Исабеков отозвал его.
Госагентство по геологии подало надзорную жалобу, и 22 мая 2009-го Верховный суд КР отменил акты предыдущих инстанций и постановил отказать в удовлетворении иска.
Отказываемся от претензий
Согласно архивным документам, именно в соглашении от 2009 года прописаны пункты о том, что Кыргызстан отказывается от претензий против "Кумтора". Более того, кыргызским чиновникам запрещается инициировать проверку деятельности "Кумтора".
6 июня 2009 года кыргызская сторона приняла обязанность никогда не инициировать возбуждение каких-либо судебных дел по любым претензиям, связанным с проектом «Кумтор». Было заключено соглашение об отказе от требований.
15 декабря 2009 года правительство Кыргызстана поручило Государственной налоговой службе списать налоговые задолженности Kumtor Gold Company (658,3 млн сомов) и Kumtor Operating Company (700,6 млн сомов). В тот же день правительство заключило с Centerra Gold Inc., КГК и КОК пересмотренное инвестиционное соглашение.
В соглашении редакция Barometr.kg нашла шокирующие пункты, которые противоречат интересам Кыргызстана:
«Любое должностное лицо, госорган не будут инициировать, разрешать, ратифицировать или совершать какие-либо действия в отношении:
- месторождения Кумтор, любых или всех прав, правовых титулов и долей участия во владении и использовании этого месторождения или других активов, имущества, доходов или прав инвестора, КГК, КОК или соответствующих дочерних компаний;
- акций любой проектной компании или другой дочерней компании (или дивидендов, выплат или иных вытекающих из этого прав).
В против случае, а именно в случае полных или частичных экспроприационных действий правительство должно одновременно перевести на счет, указанный инвестором, в банке, находящемся вне территории КР, сумму, равную рыночной стоимости любого актива».
Как связали по рукам и ногам Кыргызстан?
А раздел 8.2 пересмотренного инвестиционного соглашения не менее шокирующий и противоречит интересам Кыргызстана.
Там говорится, что если любое государственное должностное лицо предпримет какие-либо действия, противоречащие данному соглашению, или способные привести к лишению инвестора или КГК инвестиционных льгот, на которые они имеют право, правительство приложит все усилия, чтобы отменить, аннулировать или иным образом прекратить эти действия или устранить их последствия.
Данное соглашение заключено на неопределенный срок. Оно может быть расторгнуто лишь тогда, когда все стороны подпишут соответствующее письменное решение. Либо по истечении срока действия пересмотренного концессионного договора.
Как видим, соглашения 2009 года ограничили полномочия правительства КР и создали риск инициирования против него арбитражного разбирательства в международном суде. Результатами арбитражного процесса могло быть сокращение доходной части бюджета за счет недопоступления налогов от деятельности «Кумтора» и его местных поставщиков в случае саботажа со стороны проектных компаний; ухудшение отношений со Всемирным банком, ЕБРР и другими международными финансовыми организациями, участвовавшими в софинансировании проекта.
Как быть?
Международные консультанты (юридические компании «ДЛА Пайпер Юкей ЛЛП» и «Кинг Вуд Меллисон») в своих официальных заключениях неоднократно указывали правовые последствия для КР в случае арбитражного разбирательства.
По их мнению, в арбитраже будут применять положения соглашений от 2009 года, а не законодательства КР.
Если споры и иски, предъявленные в судах Кыргызстана, подпадают в сферу действия арбитражного соглашения, то КР будет признана нарушившей соглашение. Если в результате действий Кыргызстана КГК или КОК были вынуждены уплатить платежи, размер которых превышает суммы, указанные в соглашениях от 2009 года, то решение вынесут против КР.
Арбитражный трибунал, скорее всего, придет к выводам, что КР, в соответствии с Соглашением об отказе от требований, не вправе требовать взыскания экологических сборов в полном размере и нарушает свои договорные обязательства, не предоставив гарантию использования земельных участков для реализации проекта «Кумтор». Изъятие земель в пользу государства и лишение истцов права доступа к ним будут квалифицировать как экспроприацию. Кыргызстан должен будет выплатить компенсацию.
Поэтому международные консультанты рекомендуют КР решать спорные вопросы с истцами путем переговоров.
Добавить комментарий ×