Ирина Летова: Очень многие не понимают, как определить вину юридического лица

6 апреля 2020 16:06 1881 Barometr
Поделиться в:
ok

Юридический эксперт  Ирина Витальевна Летова рассказала, как проводили судебно-правовую реформу в Кыргызстане.

Так, кодекс о нарушениях: законодательство о нарушениях, понятие и субъекты нарушения, правовые последствия, особенная часть, порядок исполнения.

"2 марта 2017 года Жогорку Кенеш принял новый Кодекс о нарушениях, который вступил в силу с 1 января 2019 года. С этого дня в стране ранее действовавший Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности утратил свою силу. С введением нового Кодекса о нарушениях в стране произошло четкое разделение уголовного права от административного права. Наряду с Уголовным кодексом к законам уголовно-правового цикла были отнесены Кодекс о проступках и Кодекс о нарушениях. Систему административного права составляют Закон «Об административной деятельности и административных процедурах» и Административно-процессуальный кодекс. Таким образом произошло четкое разграничение, что уголовное право – это ответственность гражданина перед законами государства, а административное право – это ответственность чиновника, должностного лица перед гражданином.

Кодекс о нарушениях направлен на защиту прав, свобод и интересов личности, интересов юридических лиц, общественных и государственных интересов, порядка публичного управления от противоправных посягательств. Кодекс определяет ответственность за нарушения, совершенные на территории Кыргызской Республики.

Нарушение – это противоправное, виновное деяние (действие или бездействие) против порядка публичного управления совершенное физическим или юридическим лицом. За нарушение предусмотрена ответственность. Ответственность за нарушения, предусмотренные Кодексом, наступает, если эти деяния не влекут за собой ответственность согласно Уголовному кодексу и Кодексу о проступках. Как уже отмечалось выше Кодекс о нарушениях входит в блок уголовного права и содержит составы нарушений, которые по своей силе являются наименьшими, но они могут перерастать в проступки и даже в преступления. Например, проезд на красный сигнал светофора влечет ответственность по Кодексу о нарушениях. Если же виновное лицо проезжает на красный сигнал светофора и при этом сбивает пешехода и причиняет ему менее тяжкий вред здоровью, лицо будет нести ответственность в соответствии с Кодексом о проступках. В случае же, если виновное лицо, проезжая на красный сигнал светофора, сбивает пешехода, и он умирает, виновник будет привлечен к ответственности по Уголовному кодексу. Следовательно, перед тем как привлечь виновное лицо к ответственности по Кодексу о нарушениях, должностное лицо уполномоченного органа должно четко определить не содержится ли в действиях виновного состава преступления или проступка.

В соответствии с Кодексом о нарушениях ответственности за совершение нарушения подлежат только физические и юридические лица, в отличие от ранее действовавшего Кодекса об административной ответственности, который предусматривал также и ответственность должностных лиц. Ответственность должностных лиц исключена. С чем это связано? Как уже говорилось выше, должностное лицо должно нести ответственность за невыполнение своих должностных обязанностей в соответствии с административным правом. В качестве примера можно привести следующее: гражданину необходимо получить лицензию на разработку недр. Он обращается к должностному лицу Комитета по недропользованию с данной просьбой, при этом прилагает все необходимые материалы. Должностное лицо необоснованно отказывает в выдаче лицензии. Ранее на такое лицо накладывали штраф в соответствии с Кодексом об административной ответственности, который шел в доход государства, а у гражданина как не было лицензии, так ее и нет. Теперь же в связи с реформой административного права, при аналогичной ситуации, гражданин имеет право обжаловать действия должностного лица вышестоящему руководству, а при отказе в удовлетворении своей жалобы имеет право обратиться в межрайонный (административный) суд. Административный судебный процесс имеет свои особенности, например, на должностное лицо не распространяется презумпция невиновности, чиновник должен доказать, что он прав, но не гражданин должен доказывать свою правоту.

Судья в административном процессе играет активную роль, он оказывает содействие гражданину в истребовании необходимых документов, вызове определенных лиц. И если суд признает, что должностное лицо не выполнило свои должностные обязанности и нарушило требования законодательства, тогда суд обязывает в кратчайший срок выдать лицензию гражданину. А какую ответственность понесет этот «нерадивый» чиновник должно решать его руководство, дисциплинарную либо уголовную, при наличии состава преступления. Таким образом, субъектами Кодекса о нарушениях являются только физические и юридические лица. К физическим лицам по Кодексу о нарушениях относятся: гражданин, иностранное лицо и лицо без гражданства, лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста на момент совершения нарушения. К юридическим лицам – юридическое лицо и иностранное юридическое лицо, в том числе его представительство, филиал без статуса юридического лица с местонахождением на территории Кыргызской Республики.

Очень многие не понимают, как определить вину юридического лица, в Кодексе о нарушениях она определена опосредованно через вину физического лица. А именно, нарушение признается совершенным юридическим лицом, если физическое лицо, находящееся с ним в трудовых отношениях, или физическое лицо, выполняющее определенные действия в интересах юридического лица по договору, осознавало или могло и должно было осознавать противоправность своего деяния (действия или бездействия) – статья 18 Кодекса.

Изменениям подверглись и виды взысканий. Ранее Кодекс об административной ответственности предусматривал 13 видов взысканий, Кодекс о нарушениях предусматривает всего два взыскания – предупреждение и штраф.

Предупреждение – выносится уполномоченным органом в письменной форме и имеет целью недопущение совершения подобных нарушений в будущем. Предупреждение может применяться при совершении нарушений, не повлекших вредных последствий, в случаях, предусмотренных Особенной частью Кодекса. Штраф – является денежным взысканием, которое накладывается на физических и юридических лиц за совершение нарушения в случаях, размере и порядке, установленных Кодексом. В связи с тем, что и в Уголовном кодексе и Кодексе о проступках введена категоризация штрафов, штрафы в Кодексе о нарушениях также разделены на категории. Единственным исключением является то, что Кодекс о нарушениях предусматривает фиксированные размеры штрафов, а не имеет альтернативу «от и до», как это предусмотрено в Уголовном кодексе и Кодексе о проступках. Еще необходимо отметить то, что максимальный размер штрафа по Кодексу о нарушениях является минимальным штрафом по Кодексу о проступках, максимальный размер штрафа по Кодексу о проступках является минимальным штрафом по Уголовному кодексу. Это является еще одним доказательством того, что все эти три кодекса составляют единое уголовное право. Кодекс о нарушениях предусматривает 8 категорий штрафа. Штраф 1 категории является минимальным и составляет для физических лиц 1000 сом, для юридических лиц 5000 сом, штраф 8 категории является максимальным и составляет для физических лиц 17500 сом, для юридических лиц 55000 сом. Исключением из данного правила являются недавно внесенные изменения в Кодекс о нарушениях, согласно которым за нарушения, предусмотренные главой 19 Кодекса, за исключением статей 119 - 120-1, 128 и 130-135, в отношении юридических лиц применяются размеры штрафов, указанные для физических лиц.

Наряду с взысканиями Кодекс о нарушениях предусматривает применение к виновному лицу дополнительных правовых последствий. Дополнительные правовые последствия - это меры принуждения, направленные на предотвращение совершения новых нарушений или на обеспечение исполнения штрафа.

К дополнительным правовым последствиям относятся:

▪ пеня

▪ изъятие имущества

▪ принудительная эвакуация транспортных средств на специализированную стоянку, применение блокираторов колес или других видов приспособлений

▪ отстранение от управления транспортным средством

Дополнительные правовые последствия не указываются в санкции статей, но они могут быть применены независимо от категории нарушения к виновным лицам.

Пеня

Например, если виновное лицо в течение 30 дней добровольно не уплатило штраф, на сумму штрафа начинает начисляться пеня в размере равном 1 % за каждый день просрочки уплаты. То есть виновное лицо должно будет уплатить не только штраф, как взыскание, наложенное за совершения нарушения, но и исполнить дополнительное правовое последствие в виде пени. Максимальный размер пени не может превышать размер штрафа, который был применен к нарушителю. Например, если был наложен штраф 1 категории в размере 1000 сом, то максимальный размер пени будет составлять 1000 сом, если наложен штраф 8 категории в размере 17500 сом, то максимальный размер пени составит 17500 сом. Максимальный размер пени достигается в течение 100 дней.

Изъятие имущества

Еще один вид дополнительных правовых последствий — это изъятие имущества. На основании решения уполномоченного органа могут быть изъяты:

▪ средства (орудия) совершения нарушения – это могут быть рыболовные сети или капканы при совершении нарушений, посягающих на природные ресурсы

▪ предметы нарушения, связанные с незаконным обращением – это могут быть какие-либо ценные бумаги, не прошедшие регистрацию в установленном законом порядке

▪ предметы и другие вещи, полученные в результате совершения нарушения

▪ принудительная эвакуация транспортных средств

Дополнительное правовое последствие в виде принудительной эвакуации состоит в принудительном перемещении транспортного средства с места совершения нарушения или с места совершения дорожно-транспортного происшествия на специализированную стоянку. Блокировка колес состоит в принудительной установке технических средств на транспортное средство, исключающее возможность движения транспортного средства (вращения колес), в случае нарушения водителем транспортного средства Правил дорожного движения. Другие виды приспособлений применяются для блокировки рулевого управления и педалей газа (для мотоциклов, трициклов, квадроциклов и другого мототранспорта).

Отстранение от управления транспортным средством

Четвертый вид дополнительных правовых последствий — это отстранение от управления транспортным средством. Данное правовое последствие возлагает временный запрет на управление транспортным средством в целях пресечения (прекращения) нарушений. Физические лица отстраняются от управления транспортным средством в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 31-1 Кодекса о нарушениях. В качестве примера можно привести следующий случай:если водитель управляет автомашиной в состоянии алкогольного опьянения, в целях пресечения нарушения Правил дорожного движения и предотвращения совершения им возможных правонарушений, данный водитель отстраняется от управления автомашиной, а транспортное средство для временного хранения доставляется на специализированную (штрафную) стоянку до принятия решения по делу.

Дополнительные правовые последствия могут применяться на разных стадиях рассмотрения дела о нарушениях. Из данных примеров видно, что часть дополнительных правовых последствий может применяться до вынесения постановления о наложении взыскания, например, отстранение от управления транспортным средством или принудительная эвакуация, а часть после вынесения постановления, например, пеня.

При применении взысканий необходимо учитывать общие правила применения взысканий с учетом:

▪ характера совершенного нарушения

▪ размера причиненного вреда

▪ обстоятельств: смягчающие либо отягчающие взыскание

▪ личность нарушителя (физическое лицо)

Так, если виновное лицо является женщиной в состоянии беременности (что является смягчающим обстоятельством), а санкция статьи содержит альтернативу предупреждение или штраф, должностное лицо уполномоченного органа должно применить предупреждение.

Еще одним важным правилом является то, что в случае совершения одним лицом двух или более нарушений взыскание применяется за каждое нарушение отдельно. Например, водитель, управляя автомашиной, не пристегнул ремень безопасности, разговаривает во время езды по мобильному телефону и превысил скорость на 25 км/ч, он будет привлечен к ответственности по части 5 статьи 121 Кодекса (Нарушение правил пользования мотошлемами или ремнями безопасности, штраф 1 категории), по части 1 статьи 123-1 (Нарушение правил пользования водителем во время движения транспортного средства средствами связи, не оборудованными техническими устройствами, позволяющими вести переговоры без помощи рук, штраф 2 категории), по части 2 статьи 123 (Превышение водителями транспортных средств установленной скорости движения на величину более 20 км/ час, но не более 40 км/час, штраф 2 категории). То есть за данные нарушения водитель должен будет выплатить штраф в размере 7000 сом.

Лицо считается привлеченным к ответственности за совершение нарушения с момента вступления в силу решения о применении взыскания, это одно из главных правил привлечения лица к ответственности. То есть, если в отношении человека составили протокол о совершении нарушения, это еще не является основанием считать, что лицо виновно. Виновное лицо считается привлеченным к ответственности только после того, как постановление о наложении взыскания вступит в законную силу, а это произойдет по истечении 10 дней с момента его вынесения уполномоченным органом либо в случае обжалования постановления в суде, со дня вынесения судом постановления.

Для наложения взыскания Кодекс о нарушениях предусматривает определенные сроки, так называемая давность применения взыскания. Так, взыскание в виде штрафа может быть наложено в течение шести месяцев со дня совершения нарушения. Если лицо, совершившее нарушение, уклоняется от уполномоченного органа, то течение срока давности приостанавливается на весь период уклонения.

Взыскание в виде предупреждения должно быть применено в случаях выявления нарушения непосредственно после его совершения и на месте совершения. То есть, если санкция статьи содержит взыскание в виде предупреждения, должностное лицо уполномоченного органа имеет право на месте совершения нарушения составить протокол о нарушении и вынести постановление о наложении взыскания в виде предупреждения. Комиссия уполномоченного органа не имеет права налагать взыскание в виде предупреждения, так как комиссия рассматривает материалы не на месте совершения нарушения.

Еще одним важным нововведением Кодекса о нарушениях является обязательная регистрация всех нарушений. Ранее в стране не было никакой статистики о количестве совершенных административных правонарушений, количестве лиц, привлеченных к ответственности по Кодексу об административной ответственности, сумме штрафов, взысканных с виновных лиц. С 1 января 2019 года регистрация нарушений, примененных взысканий и дополнительных правовых последствий производится в Едином реестре нарушений. Порядок регистрации в ЕРН осуществляется в порядке, определяемом постановлением Правительства от 21 декабря 2018 года N 603 «Об утверждении Положения о порядке ведения Единого реестра нарушений».

Согласно данному порядку уполномоченные органы должны вносить всю информацию по делу о нарушении в данный Реестр (протокола о совершении нарушений, постановления уполномоченного органа о применении взыскания, постановления суда, постановления о наложении пени, информацию об исполнении наложенных взысканий). В настоящее время 16 государственных органов подключены к данному Реестру и вносят всю необходимую информацию.

Особенная часть Кодекса о нарушениях состоит из 31 главы, выстроенной по объекту нарушения. В особенную часть Кодекса о нарушениях вошла часть норм из Кодекса об административной ответственности, за исключением устаревших норм, которые отсылали к положениям, утратившим свою силу, норм, содержащих коррупционный элемент (например, невыполнение законных требований пожарного инспектора, налогового инспектора и т.д.) и норм, содержащих ответственность должностных лиц. Кроме этого, особенная часть была дополнена нормами, вытекающими из действующего законодательства. В начале каждой главы имеется примечание, определяющее, какие уполномоченные органы имеют право рассматривать те или иные нарушения.

Процессуальная часть Кодекса о нарушениях содержится в самом Кодексе, в отличие от Уголовного кодекса и Кодекса о проступках, процессуальная часть которых содержится в Уголовно-процессуальном кодексе. Процессуальная часть состоит из 2 разделов, включающих 7 глав.

Согласно Кодексу о нарушениях поводами к открытию производства по делу о нарушении являются:

▪ непосредственное обнаружение уполномоченным органом достаточных данных, указывающих на наличие события нарушения;

▪ материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события нарушения, поступившие от правоохранительных или других государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений;

▪ сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации (в том числе в Интернете), содержащие данные, указывающие на наличие события нарушения;

▪ фиксация нарушения в сфере дорожного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи (Безопасный город).

При наличии данных поводов должно начаться производство по делу о нарушении. При этом очень важно отметить, что уполномоченный орган должен доказать вину лица, совершившего нарушение. То есть так же как, и в уголовном процессе, на лицо, совершившее нарушение, всегда распространяется презумпция невиновности. Согласно Кодексу о нарушениях доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основании которых уполномоченный орган, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события нарушения, виновность физического лица, привлекаемого к ответственности за нарушение, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела о нарушении. Также Кодекс предусматривает, что в качестве доказательств могут быть представлены данные сертифицированных специальных контрольно-измерительных технических средств и приборов (Безопасный город), а также данные, зафиксированные техническими средствами, имеющими функции фото- и видеозаписи (видеокамерами, видео-регистраторами, видеокамерами мобильных устройств и приборов). Таким образом, Кодекс четко закрепляет, что любое лицо может использовать свой мобильный телефон или видеорегистратор в автомобиле, чтобы зафиксировать те или иные доказательства, и должностное лицо уполномоченного органа не имеет права запрещать использовать технические средства для фиксации доказательств.

Как уже упоминалось выше, в начале каждой главы Особенной части Кодекса о нарушениях определены уполномоченные органы, имеющие право рассматривать те или иные нарушения. Государственные органы и органы местного самоуправления своими решениями определяют перечень должностных лиц, наделенных полномочиями составлять протоколы о нарушениях, накладывать взыскания в случаях, предусмотренных Кодексом, и создают комиссии, наделенные полномочиями рассматривать дела о нарушениях. Таким образом, в каждом уполномоченном органе имеются должностные лица, имеющие право составлять протокол, и комиссия, которая рассматривает материалы о совершенном нарушении и выносит решение по ним.

Как проходит процессуальное оформление нарушений

Определенным лицом совершено нарушение. Факт совершения нарушения фиксируется должностным лицом уполномоченного органа путем составления протокола. Перед составлением протокола о нарушении должностное лицо обязано разъяснить привлекаемому к ответственности лицу его права:

▪ пользоваться помощью представителя

▪ давать объяснение или отказаться давать объяснение и отвечать на вопрос

▪ подавать в суд жалобу на решение комиссии уполномоченного органа

Протокол подписывается лицом, его составившим, и лицом, привлекаемым к ответственности за совершение нарушения. При наличии свидетелей и потерпевших протокол подписывается также данными лицами. Протокол составляется в двух экземплярах, один из которых под расписку вручается лицу, привлекаемому к ответственности за совершение нарушения. Каждый протокол заносится в Единый реестр нарушений. После составления протокола должностное лицо обязано выяснить у лица, привлекаемого к ответственности за совершение нарушения, признает ли он свою вину, согласен выплатить штраф, а также пеню, если штраф не будет выплачен в течение 30 дней.

В случае если лицо не оспаривает факт совершения нарушения, применения к нему взыскания и дополнительного правового последствия, то на месте совершения нарушения выносится постановление, которое подписывается лицом, составившим протокол. При этом важно отметить, что постановление, вынесенное должностным лицом на месте совершения нарушения, вступает в силу с момента вручения его копии нарушителю и не может быть обжаловано ни в комиссию уполномоченного органа ни в суд.

Если лицо оспаривает факт нарушения или взыскание в виде штрафа либо дополнительное правовое последствие, которое должностное лицо предполагает применить, то в этом случае составленный на месте совершения нарушения протокол направляется на рассмотрение комиссии уполномоченного органа для наложения взыскания. После поступления всех материалов дела о нарушении комиссия уполномоченного органа должна назначить время рассмотрения дела; вызвать лиц; истребовать необходимые материалы по делу, а в случае необходимости назначить экспертизу. Перед тем, как приступить к рассмотрению дела, комиссия объявляет, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какой статьи привлекается к ответственности за нарушение. Далее устанавливается личность участников производства по делу и разъясняются их права и обязанности. После чего оглашается протокол о нарушении, а при необходимости - иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица, в отношении которого ведется производство по делу, показания других лиц, участвующих в производстве о нарушении, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства.

Перед тем как принять решение по делу, комиссия должна установить, было ли совершено нарушение, виновно ли данное лицо в его совершении, подлежит ли данное лицо ответственности за нарушение. Рассмотрев дело о нарушении, комиссия может вынести постановление о наложении взыскания либо постановление о прекращении производства по делу. Копия постановления в течение 3 дней вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, по указанному лицом адресу. Постановление вступает в законную силу по истечении срока на обжалование, если оно не было обжаловано (по истечении 10 дней). Комиссия обязана рассмотреть все материалы дела в течение 10 дней.

Особо следует остановиться на особенностях рассмотрения дел о нарушениях, зафиксированных в рамках Безопасного города. В случае выявления нарушений, предусмотренных главой 19 Кодекса и зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме контрольно-измерительных технических средств (Безопасный город), протокол о нарушении не составляется, а постановление по делу о нарушениях выносится без участия лица, в отношении которого открыто производство о нарушении. Лицо, в отношении которого составлено постановление о нарушении, в случае несогласия с ним может обратиться с ходатайством в комиссию уполномоченного органа. Ходатайство может быть вручено лично, отправлено посредством почты или через информационно-коммуникационную сеть интернет в течение десяти дней со дня вручения постановления о нарушении.

В случае если лицо, привлеченное к ответственности, не согласно с постановлением комиссии уполномоченного органа, оно имеет право обжаловать его в суд первой инстанции. Жалоба на постановление по делу о нарушении может быть подана в течение 10 дней со дня вручения копии постановления или получения его по почте.

Подача жалобы приостанавливает исполнение постановления о наложении взыскания до рассмотрения жалобы судом. Жалоба рассматривается судом в 14 дневный срок со дня поступления.

Рассмотрев жалобу, судья вправе оставить постановления по делу о нарушении без изменения либо отменить постановления и прекратить производство. Постановление суда вступает в законную силу немедленно. Принятое решение суда является окончательным.

После вступления в законную силу постановления виновное лицо обязано уплатить штраф, наложенный на него. Штраф должен быть уплачен не позднее одного месяца со дня вручения постановления о наложении штрафа, а в случае обжалования постановления - не позднее пятнадцати дней со дня получения уведомления об оставлении жалобы без удовлетворения.

Из данного правила имеется исключение. Если виновное лицо совершило нарушения, указанные в главе 19, за исключением статей 119 - 120-1, части 4 статьи 121, статей 128 и 130-135, и в течение 15 календарных дней со дня получения постановления о наложении штрафа выплатит его, то размеры штрафов уменьшаются на 50 процентов.

Штраф может быть оплачен в любой удобной форме - через терминал, с использованием банковской карты, через почтовое отделение.

Если лицо добровольно в течение 30 дней не оплатит штраф, то комиссия уполномоченного органа выносит постановление о начислении пени (1% в день). По окончании срока уплаты штрафа и начисления пени уполномоченный орган направляет свои постановления о наложении штрафа и начислении пени судебному исполнителю для принудительного исполнения.

Судебный исполнитель имеет право в течение 3 лет предпринимать все меры для принудительного исполнения штрафа. К таким мерам относятся – арест на движимое и недвижимое имущество, запрет покидать территорию Кыргызской Республики и ряд других, предусмотренных Законом «Об исполнительном производстве».


Ссылка: https://barometr.kg/irina-letova-ochen-mnogie-ne-ponimayut-kak-opredelit-vinu-yuridicheskogo-lica



Добавить комментарий