Интервью в кулинарных тонах с директором ВПП ООН о школьном питании
Страновой директор Всемирной продовольственной программы ООН в КР Андреа Баньоли в интервью Barometr.kg рассказал, почему именно эта организация стала партнером Кыргызстана в оптимизации школьного питания. Также собеседник поделился секретами правильного питания в школах.
- Известно, что в более половине школ страны ученики младших классов получают свежеприготовленные горячие обеды. Что это означает и есть какой-то секретный рецепт, обеспечивший этот успех?
- Это означает, что более 50 % всех учеников начальных классов страны могут наслаждаться горячими питательными и полезными обедами, приготовленными в школе из продуктов местного производства. Это также означает высокое качество блюд, приготовленных по специальному меню обученными поварами на современных кухнях в безопасных условиях в более чем 1 300 школах страны.
Если говорить на языке кулинаров, в Кыргызстане есть все нужные ингредиенты для качественного школьного питания. Традиция школьных обедов в стране родилась еще в советское время, когда ученики питались в школах для обеспечения лучшей успеваемости. Нынешние взрослые – это как раз те ученики, которые кушали в школе и помнят о заботе, которую они получали и хотят того же для своих детей.
Кроме того, в школьных обедах есть реальная необходимость - не у всех семей есть возможность приготовить питательную еду для своих детей дома. Кто-то не успевает кормить детей до школы, а для кого-то обед в школе становится единственным приемом питательной пищи в день. Какими бы не были основания, у детей должно быть сбалансированное питание для полноценного роста и развития, поэтому важно обеспечивать правильное питание в школах.
Еще одним ключевым ингредиентом является исключительная заинтересованность и приверженность правительства страны инвестировать в развитие человеческого капитала страны, а также то, что программа школьного питания рассматривается как возможность внести свой вклад в здоровье и образование сегодняшних детей - взрослых граждан страны завтрашнего дня. Это наблюдается на всех уровнях. Местные власти, в свою очередь, выделяют из бюджета средства на ремонт школьных столовых, систем водоснабжения и электроснабжения.
Однако стоит помнить, что никакие инвестиции не будут эффективны, если ключевые игроки не заинтересованы вносить свой вклад. Тяжелую работу, выполняемую школами и поварами, которые готовят и совершенствуют школьные блюда невозможно переоценить. Участие родителей также бесценно - они вносят вклад в программу и контролируют процесс приготовления блюд на кухне.
Наблюдая приверженность делу участников программы, доноры также готовы оказывать поддержку, понимая и веря в необходимость программы и устойчивость того, во что мы инвестируем.
Итак, со всеми этими правильными ингредиентами нам нужен был хороший рецепт, чтобы объединить все эти важные ингредиенты в одном питательном блюде - и именно так программа оптимизации школьного питания стартовала в 2013 году и на сегодняшний день охватывает половину школ страны.
- А почему именно Всемирная продовольственная программа (ВПП) ООН стала партнером государства в оптимизации школьного питания?
ВПП ООН – очень опытный повар школьных обедов. В сфере школьного питания мы работаем уже более 50 лет в более чем 65 странах мира. За это время мы отработали множество моделей эффективной организации школьного питания. В зависимости от страны, потребностей и условий, где-то мы раздаем питательные зерновые батончики миллионам детей, нуждающимся в продовольствии. Где-то дети получают тарелку с кашей на обед в школе, что мотивирует родителей отправлять детей в школу. Где-то помимо обеда в школе мы даем семьям продовольственные рационы, чтобы поддержать население, пострадавшее от перемещений и войн. В редких странах, например, Кыргызстане, мы не только помогаем улучшить меню, но помогаем усовершенствовать законодательство для устойчивого развития школьного питания.
Благодаря многолетнему опыту, мы как ВПП знаем, что нет универсального рецепта школьного питания – очень многое зависит от страны и ее культуры, гастрономических традиций и возможностей. По сути, мы используем свой многолетний опыт, международные стандарты качества и ресурсы, чтобы создавать уникальные рецепты для каждой страны.
За годы работы мы поняли и знаем, как важен обмен опытом и информацией – нужно изучать лучшие практики организации школьного питания и перенимать самые успешные инновации. Именно поэтому мы открыли Центры по изучению передового опыта в школьном питании и стимулируем постоянный обмен опытом.
- А что бы вы отметили о вашем опыте организации школьного питания в Кыргызстане? Чем особенным отличается наша программа?
- Программа школьного питания в Кыргызстане имеет мощную поддержку государства. Не многие страны, в которых мы работаем, могут похвастаться таким успехом. Государство берет на себя ответственность предоставлять бесплатное школьное питание учащимся начальных классов. Самое важное, как я уже упомянул, это то, что государство рассматривает программу школьного питания как прямые инвестиции в здоровье и образование будущего поколения Кыргызстана.
Есть, конечно, и другие преимущества. Хорошо налаженная система школьного питания оказывает и другое важное влияние, помимо стремления накормить школьников. В стране строится сложная и многофункциональная система стимулирования социально-экономического развития страны. Организованное школьное питание позволяет создавать новые рабочие места, как например, для школьных поваров, создавать рынки сбыта продукции для фермеров и местных производителей, стимулировать сельскохозяйственное производство в стране, продвигать сбалансированное питание не только среди детей, но и их семей, а также улучшать санитарию и гигиену посредством восстановления необходимой инфраструктуры в школах.
Еще одна уникальная особенность школьного питания в Кыргызстане заключается в участии всех сторон. Я уже говорил о важности совместной работы всех участников программы на всех уровнях. Однако именно приверженность и забота, начиная от школьных поваров и заканчивая родителями - это то, что делает программу уникальной.
Я был в школе, в которой тогда еще не было горячего школьного питания. Кухня была старая с 60-летним оборудованием с советских времен. Однако чистота кухни и стремление поваров, которые заваривали чай и разогревали булочки на единственной работающей горелке на плите, сделать максимальное в существующих условиях, было уникальным. И снова эта забота во многих формах и уровнях.
И по этой причине у программы имеется долгосрочная поддержка наших доноров, Российской Федерации, которая на протяжении многих лет верит и поддерживает эту программу в Кыргызстане, взяв на себя обязательство, продолжать оказывать помощь всем школам в стране, участвующим в программе по оптимизации школьного питания.
- Вы указали все основные “ингредиенты” успешного школьного питания, но что делает его особенно вкусным и привлекательным, говоря на языке кулинаров “пикантным” для детей?
- Знаете, что является основным показателем успеха для нас? Когда дети начинают просить родителей готовить блюда «как в школе»!
Само меню и рецепты, которые были разработаны для школьного питания – результат кропотливого труда технологов и поваров. Они учитывали кулинарные традиции страны, предпочтения детей, наличие доступных продуктов по сезону на местных рынках. Думаю, что именно стало ключевым “ингредиентом”, так сказать, фирменной “приправой”, которая сделала блюдо, т.е. школьное питание, таким популярным.
Конечно же, полезные рецепты сами по себе еще не являются здоровым рациональным питанием. Мы призываем школы использовать собственные фрукты и овощи с пришкольных садов и ферм для школьных обедов. В каких-то школах мы даже помогали оборудовать школьные фермы и теплицы.
И последнее, но не по значимости, очень важным является умение повара правильно готовить. Поэтому программа инвестирует в обучение школьных поваров. Здесь важно не только научить технике приготовления, но и основам рационального питания и пищевой безопасности. Важно ведь не только наполнить желудки детей, важно, чтобы в наших школах повара знали в каких условиях должно происходить приготовление блюд, чтобы дети были здоровыми и хорошо учились.
- Все, что вы сказали, звучит, как будто речь идет о высокой кухне, для которой требуются огромные инвестиции…
- На самом деле капитальные инвестиции и гарантии уже внесены – в более 50 % школ страны есть столовые с необходимой инфраструктурой. ВПП ООН выделяет ресурсы для улучшения инфраструктуры столовых и обучения школ организации школьного питания.
Мы твердо верим, что программа школьного питания является тем, что в мире финансов называется примером успешной инвестиции. Проводилось исследование экономической эффективности школьного питания, которое показало, что в среднем каждый доллар, затраченный на школьное питание, приносит до 10 долларов социально-экономической прибыли – это и повышение эффективности, развитие разных секторов, а также вклад в образование.
Я, конечно, не изобрету колеса, сказав, что инвестирование в детей – это самое важное и разумное вложение, которое может сделать страна.
- Школьное питание важно для настоящего и будущего страны. Как сделать его устойчивым?
- Сегодня наш разговор состоялся в кулинарных терминах. Позвольте мне также закончить, используя аналогичную аллегорию. Когда у вас есть хороший рецепт со всеми необходимыми ингредиентами, необходимо его записать и передать знания следующим поколениям. Сейчас рассматривается новая редакция закона о школьном питании, которая закрепит обеспечение младшеклассников горячими обедами и обеспечит развитие школьного питания. Это будет гарантировать, что дети начальных классов будут обеспечены рациональным питанием по всей стране, как сейчас, так и в последующие годы.
Я считаю, что это, пожалуй, самый важный шаг к устойчивости, который можно сделать в данный момент. Школьное питание – это то блюдо, которое никогда не потеряет свою актуальность. Можно обновить рецепт в соответствии с нуждами, упростить так, чтобы его было легче готовить или снизить его стоимость, можно включить новые ингредиенты, однако само блюдо всегда будет популярным и не утратит свою актуальность.
Добавить комментарий ×