Правительство Кыргызстана: Премьер РК, обвиняя Бишкек в возе контрабанды из Китая, озвучил вымышленные цифры

28 октября 2017 18:27 1826 Мирана Маркабатова
Поделиться в:
ok

Заявление премьер-министра Республики Казахстан Бакытжана Сагинтаева в большей степени направлено на оправдание действий Республики Казахстан по нарушению норм прав Евразийского экономического союза и Всемирной торговой организации и по отдельным моментам не соответствует действительности. Об этом сообщает отдел информационного обеспечения аппарата правительства Кыргызстана

По информации казахстанской стороны, за 2014-2016 годы у всех стран-членов Евразийского экономического союза, кроме Кыргызской Республики, наблюдается снижение объема импорта из Китайской Народной Республики.

Кыргызская Республика стала членом Евразийского экономического союза 12 августа 2015 года, а механизм распределения и зачисления ввозных таможенных пошлин согласно Договору о присоединении Кыргызской Республики к Евразийскому экономическому союзу заработал лишь в октябре 2015 года. Таким образом, можно сделать вывод о том, что сопоставление данных за 3 года не совсем корректно.

В 2015 году по сравнению с 2014 годом объем импорта Кыргызской Республики из Китайской Народной Республики (согласно официальным данным Евразийской экономической комиссии) снизился на 6,4 % в стоимостном выражении, а в физическом выражении объемы упали с 736,3 тонн до 578,4 тонн, или на 22 %.

При этом за 2016 год рост импорта по сравнению с 2015 годом из Китайской Народной Республики в Кыргызскую Республику составил 12 % в физическом выражении и 42,7 % — в стоимостном выражении. Если сравнивать физический объем импорта товаров из Китайской Народной Республики за 2016 год с 2014 годом, то здесь тоже наблюдается снижение на 12 %. Таким образом, можно говорить о том, что рост произошел исключительно за счет введения в действие Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза (далее — ЕТТ ЕАЭС) и перехода к стоимостным показателям ставок и стандартам Евразийского экономического союза в части таможенного администрирования.

За 8 месяцев 2017 года наблюдается снижение объема импорта из Китайской Народной Республики в Кыргызскую Республику на 3,5 %, (927,6 млн долларов США). При этом наблюдается увеличение объема импорта из Китайской Народной Республики во все страны-члены Евразийского экономического союза, за исключением Кыргызской Республики. Импорт из Китайской Народной Республики в Республику Казахстан увеличился на 35,9 % (3,0 млрд долларов США). Поэтому перетока товаров из Китайской Народной Республики в Кыргызскую Республику в озвученных казахстанкой стороной масштабах не происходит.

В своем выступлении премьер-минист Казахстана Бакытжан Сагинтаев отметил, что за 2015 год, по данным Китайской Народной Республики, экспорт в Кыргызскую Республику составил 4,3 млрд долларов США.

По данным Кыргызской Республики, импорт составил 1,0 млрд. долларов США, отклонение составляет 3,3 млрд долларов США. В то же время, согласно статистической базе Comtrade, экспорт из Китайской Народной Республики в Республику Казахстан составил 8,4 млрд долларов США, в то время как импорт Республики Казахстан из Китайской Народной Республики составил 3,7 млрд долларов США. Таким образом, расхождение составляет 4,6 млрд долл.

Переходя к 2016 году, отмечаем следующее. Экспорт из Китайской Народной Республики в Кыргызскую Республику составил 5,6 млрд долларов США, а по данным Кыргызской Республики — импорт составил 1,5 млрд долларов США, отклонение составляет 4,1 млрд долларов США. Однако, по данным таможни Китайской Народной Республики, экспорт из Китайской Народной Республики в Республику Казахстан сложился на уровне 8,3 млрд долларов США, при этом импорт Республики Казахстан из Китайской Народной Республики по сопоставимой статистике составляет 3,7 млрд долларов США, т.е. расхождение в 4,6 млрд долларов США.

Важно отметить, что увеличение объемов «серого импорта» на 1,3 млрд долларов США в Республике Казахстан в 2016 году совпадает со вступлением Республики Казахстан во Всемирную торговую организацию и получением около 2000 изъятий из ЕТТ ЕАЭС.

Необходимо отметить, что значительное влияние на данные расхождения в таможенной статистике оказывает учет транзитных товаров.  Кыргызская Республика является важной транзитной страной для китайской торговли со странами Центрально-Азиатского региона. В большинстве случаев в качестве страны назначения в китайских таможенных документах указывается Кыргызская Республика как первая страна на пути следования транзитных товаров Китайской Народной Республики в Республику Узбекистан, Республику Таджикистан, Исламскую Республику Афганистан, Туркменистан. По отчетным данным, за 2016 год порядка 420 тыс. тонн ввезено транзитом через Кыргызскую Республику в Республику Узбекистан и Республику Таджикистан.

Премьер-министром Республики Казахстан также было отмечено, что в 2016 году доля расхождения к внешнеторговому обороту Республики Казахстан составляет всего 9 %, то доля расхождения к внешнеторговому обороту Кыргызской Республики составляет более 30 %.

Вместе с тем удельный вес импорта в Республику Казахстан из Китайской Народной Республики в общем объеме импорта, без учета стран-членов ЕАЭС, составляет 23,4 %. Аналогичный показатель для Кыргызской Республики составляет 61,6 %. Таким образом, сопоставление объемов импорта в внешнеторговому обороту несопоставимо ввиду разной доли (веса) импорта из Китайской Народной Республики в общем объеме импорта двух стран.

Относительно мнения о потери таможенных пошлин за три года в сумме 828 млн долларов США, считаем, что данное утверждение также некорректно, так как Кыргызская Республика присоединилась к Евразийскому экономическому союзу 12 августа 2015 года, т.е. Кыргызская Республика в интеграционном объединении находится всего два года.

Кроме того, в заявлении Премьер-министра Республики Казахстан не приводится точный механизм расчета сумм потерь таможенных пошлин. Если предположить, что объем потерь таможенных пошлин рассчитывается путем умножения средней таможенной ставки на величину расхождения в объемах импорта из Китайской Народной Республики, то применение вышеуказанного метода является необоснованным. При этом, применяя аналогичный метод к Республике Казахстан в отношении расхождений по импорту сумма потерь ввозных таможенных пошлин от использования схем «серого импорта» в Республику Казахстан в общий бюджет Евразийского экономического союза за 3 года должна составить более 1,0 млрд долларов США.

Более того, говорить о потерях по таможенной пошлине в отношении товаров, озвученных казахстанской стороной, не совсем корректно, так как в отношении этих товаров применяются специфические ставки таможенных пошлин.

Стоит отметить, в Кыргызской Республике применяются ставки ЕТТ ЕАЭС, перечень изъятий из ЕТТ минимальный и составляет всего 166 позиций, в то время как изъятия Республики Казахстан в рамках Всемирной торговой организации насчитывают в настоящее время около 2000 позиций.

Решением Высшего Евразийского экономического совета от 16 октября 2015 года № 22 «О некоторых вопросах, связанных с присоединением Республики Казахстан к Всемирной торговой организации» утвержден Перечень товаров, по которым таможенными службами должны применяться единые стоимостные показатели. В целях соблюдения данного правила Евразийской экономической комиссией был проведен мониторинг практики таможенного оформления таких товаров.

По данным анализа Евразийской экономической комиссии, объем ввезенных товаров из данного Перечня ниже установленного уровня стоимостного показателя от общего объема подконтрольных товаров в Республику Казахстан составил 47 %, тогда как в Кыргызскую Республику — всего 15 %. По данному показателю Республика Казахстан занимает вторую позицию, а Кыргызская Республика — последнюю (5-е место), что позволяет сделать вывод о том, что общий бюджет Евразийского экономического союза недосчитался поступлений по 47 % товаров, включенных в Перечень товаров, имеющих общие стоимостные индикаторы риска.

Большие претензии Республика Казахстан предъявляет к объемам импорта по 62 и 64 группам товаров (одежда и обувь), а также 07 и 08 группам (овощи и фрукты).

Так, по озвученным данным казахстанской стороной, в Кыргызскую Республику ввозится одежды больше, чем в Республику Казахстан, в среднем в 65 и более раз. Хотя по данным Comtrade по 62 группе экспорт в Кыргызскую Республику из Китайской Народной Республики составил за 2016 год 1,54 млрд долларов США, а в Республику Казахстан – 0,57 млрд долларов США. Т.е. разница составляет лишь 2,7 раз, соответственно, заявление казахстанской стороны более чем некорректно.

При этом по 62 группе, по данным Китайской Народной Республики, экспорт в Республику Казахстан составил 578 млн долларов США. По данным Республики Казахстан, импорт из Республики Казахстан этой же группы товаров составил 42,2 млн долларов США. Таким образом, расхождение в 13,7 раза, а по Кыргызской Республике — в 19 раз.

По данным Comtrade, по 64 группе экспорт в Кыргызскую Республику из Китайской Народной Республики составил за 2016 год 0,9 млрд долларов США, а в Республику Казахстан – 1,2 млрд долларов США. При этом, по данным Республики Казахстан, импорт из Китайской Народной Республики этой же группы товаров составил 119 млн. долларов США. Таким образом, наблюдается расхождение в 10,1 раза, в то время как по Кыргызской Республике — всего в 3,8 раза.

По позициям «фрукты и овощи» (07-08 группы ТН ВЭД) в Кыргызской Республике за январь-сентябрь 2017 года наблюдается снижение импорта из Китайской Народной Республики овощей и фруктов в натуральном выражении в 4 раза, с 56 тыс. тонн до 13 тыс. тонн. Аналогичная картина и в стоимостном выражении. Так, импорт овощей и фруктов снизился с 23,2 млн долларов США до 6 млн долларов США. При этом за 5 месяцев 2017 года импорт в Республику Казахстан по 07 группе товаров увеличился в разы. Если за 2016 год было ввезено 30,8 тыс. тонн, то только за 5 месяцев 2017 года ввезено 99,2 тыс. тонн.

Кроме того, было отмечено, что Кыргызская Республика существенно занижает таможенную стоимость при проведении таможенной очистки по отдельным видам товаров. В частности, приводились примеры по позициям «сапоги женские и блузки женские». При этом в Республике Казахстан имеются аналогичные случаи занижения таможенной стоимости по товарам, не подпадающим под изъятие Всемирной торговой организации.

Так, например, в Республике Казахстан по группе «Мешки и пакеты» за 2016 год было ввезено 14,3 тыс. тонн, стоимость составила 1,19 долларов/1 кг, по сравнению с данными Кыргызской Республики — почти в 2 раза ниже (2,29 долларов/1 кг). Для сравнения, по 62 товарной группе ТН ВЭД «Предметы одежды» импорт из Китайской Народной Республики в 2016 году в Кыргызскую Республику составил 7710 тонн, как было озвучено в выступлении казахстанской стороной. Необходимо обратить внимание на то, что в Республику Казахстан ввезено мешков в два раза больше, чем в Кыргызскую Республику ввезено предметов одежды.

По позиции «Электроды», за 2016 год было ввезено 5,3 тыс. тонн, стоимость составила 0,64 долларов/1 кг, по сравнению с Кыргызской Республикой — это почти в 4,7 раза ниже (2,98 долларов/1 кг);

По позиции «Ткани», за 2016 год было ввезено 1,6 тыс. тонн, стоимость составила 1,86 долларов/1 кг, по сравнению с Кыргызской Республикой -почти в 1,5 раза ниже (2,61 долларов/1 кг).

Следует подчеркнуть, что Кыргызская Республика в свою очередь не поднимала в рамках Евразийского экономического союза вопрос по перетокам товаров, которые завезены по сниженным ставкам Всемирной торговой организации. При этом 24 % всей импортируемой продукции в Республику Казахстан товары проходят процедуру растаможки по ставке Всемирной торговой организации.

Более того, Республика Казахстан взяла обязательство по недопущению вывоза данной продукции за пределы территории Республики Казахстан, т.е. исключительно для внутреннего потребления. Данные перетоки значительно подрывают конкурентоспособность экономики Кыргызской Республики. Однако на сегодняшний день на территорию Кыргызской Республики продолжают поступать товары, завезенные под изъятиями Всемирной торговой организации, и со вступлением Республики Казахстан во Всемирную торговую организацию было ввезено товаров на сумму 7,7 млрд сомов, или 115,5 млн долларов США. То есть на всю эту сумму не было представлено соответствующих товаросопроводительных документов, подтверждающих, что товар завезен по ставкам ЕТТ и легитимно ввезен в Кыргызскую Республику.

Относительно потерь по НДС следует отметить, что вопросы налогообложения являются прерогативой самого государства-члена Евразийского экономического союза и определяются национальным законодательством. Каждая страна самостоятельно устанавливает ставки налогов. Бизнес сам выбирает место, где проводить таможенную очистку. Ставки ЕТТ едины и выбор страны зависят от других факторов, таких, как сопутствующие формальные, а также неформальные сборы, легкость ведения бизнеса и других конкурентных преимуществ.

Более того, в целях повышения эффективности контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Евразийского экономического союза, Решением Объединённой коллегией таможенных служб Евразийского экономического союза (далее — ОКТС) №22/28 от 17.03.2017 года утвержден Перечень товаров, в отношении которых осуществляется контроль уровня таможенной стоимости (далее — Перечень), состоящих из 765 кодов ТН ВЭД.

На сегодняшний день в рамках работы рабочей группы при ОКТС по развитию системы управления рисками унифицировано 505 кодов, по которым установлены единые для всех 5 стран стоимостные индикаторы риска. Осталось унифицировать 260 кодов. Данная работа продолжается в рамках деятельности данной рабочей группы. Кыргызская Республика никогда не отказывалась от участия в работе данной группы. В этой связи заявление казахстанской стороны о нежелании исполнять План совместных действий Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан и Государственной таможенной службой при Правительстве Кыргызской Республики считаем необоснованным.

Необходимо отметить, что в целом данные вопросы актуальны не только для Кыргызской Республики, но и для Республики Казахстан. Полагаем, что озвученные проблемы будут решены при внедрении единого механизма прослеживаемости и маркировки товаров в рамках Евразийского экономического союза. При этом отмечаем, что Кыргызская Республика полностью поддерживает внедрение данного механизма. В этой связи заявляем, что установление для Кыргызской Республики усиленных механизмов контроля товаропотока можно рассматривать как инструмент скрытого ограничения торговли и дискриминации, что в итоге не способствует достижению основных целей и принципов Союза, таким, как свобода передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также установленных норм в рамках Всемирной торговой организации.

 

Ссылка: https://barometr.kg/content8144



Добавить комментарий