Новый закон: как не допустить в парламент владельцев заводов, газет и пароходов?

21 мая 2018 18:24 1638 Barometr
Поделиться в:
ok

На общественное обсуждение вынесли проект закона о поправках в Конституционный закон «О выборах президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики».

Документ опубликован на официальном сайте Жогорку Кенеша.

Инициатором законопроекта выступает депутат от парламентской фракции "Республика - Ата Журт" Мирлан Бакиров. Инициатор законопроекта уверен, что предлагаемые нормы позволят не допустить в парламент олигархов, а также при формировании партийных списков будут отбирать кандидатов с выскоим интеллектом.

Для этого предлагается запретить кандидатам и партиям во время выборов использовать для агитации рекламные билборды и щиты.

Так, согласно поправкам, предлагается ввести нормы, запрещающие президенту, а также религиозным деятелям агитировать за того или иного кандидатата во время выборов в Жогорку Кенеша, а также в президенты.

Как уточняется в справке-обосновании к документу, в действующем законодательстве такие нормы не были прописаны. Там указывалось, что представители религиозных организаций не вправе агитировать, что касается президента, то в законе не упоминается.

 Так, проектом предлагается дополнить часть 15 статьи 22 Конституционного закона положением о том, что работники учреждений и организаций, финансируемых из государственного и муниципального бюджета:

Президент Кыргызской Республики, депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, депутаты местных кенешей и религиозные деятели не имеют права проводить агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы.

Согласно новшествам, предлагается разрешить кандидатам и политическим партиям проводить агитацию не со дня окончания срока регистрации всех кандидатов, а со дня их выдвижения.

Данное изменение будет способствовать более осознанному волеизъявлению граждан и позволит гражданам лучше узнать политические платформы и программы политических партий и кандидатов. Данное изменение также исключит ситуацию, когда кандидату в президенты КР необходимо собирать подписи в свою поддержку, при этом он не может агитировать при сборе подписей.

В этой связи проектом вносятся изменения в часть 1 статьи 23 Конституционного закона.

Также в документе отмечается, что в правоприменительной практике часто возникают случаи, когда предвыборный опрос общественного мнения зачастую применяют в качестве скрытой агитации, а большинство СМИ, публикующие предвыборные опросы, не соблюдают предъявляемык к опросам требования.

В этой связи в целях предоставления одинаковых возможностей всем кандидатам проектом предлагается исключить части 4, 5 и 6 статьи 22 Конституционного закона в части опубликования (освещении) результатов опросов общественного мнения.

Данные изменения в свою очередь предусматривают внесение проектом изменений редакционного характера в часть 7 статьи 22 Конституционного закона. Проектом также предлагается расширить круг субъектов, которым запрещается проводить агитацию. Также в целях полноценного информирования граждан и деятельности кандидатов и политических партий проектом предлагается внести изменения в пункт 4 части 10 Конституционного закона в части того, что агитацией в целом признается любое распространение информации о деятельности кандидатах и политических партий.

В справке-обосновании к поправкам уточняется, что в целях повышения уровня осознанного волеизъявления и информирования граждан выборах проектом вносятся изменения в часть 2 статьи 24.

Нормы направлены на увеличение количества часов бесплатного эфирного времени, выделяемого государственной телерадиоорганизацией для проведения агитации на выборах президента, депутатов Жогорку Кенеша. При этом общий объем выделяемого бесплатного эфирного времени будет составлять 120 минут, умноженных соответственно на количество зарегистрированных кандидатов, политических партий, выдвинувших список кандидатов.

В справке-обосновании к законопроекту указывается, что предвыборная агитация является составной частью информационного обеспечения выборов.

Следует отметить, что предвыборная агитация начинается со дня окончания срока регистрации всех кандидатов. При этом в соответствии со статьей 1 Конституционного закона кандидат - это лицо, выдвинутое в установленном Конституционным законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством выборов должность президента, в депутаты Жогорку Кенеша. Таким образом, регистрация кандидата закрепляет за ним определенный правовой статус. Один из основных принципов избирательного права - это принцип всеобщего избирательного права, вытекающего из положений пункта 2 части 1 статьи 52 Конституции, которая гарантирует реализацию избирательного права и не допускает ограничений и дискриминации в отношении кого-либо из граждан. Это положение основывается на части 2 статьи 16 Конституции, которая предусматривает прямой запрет любых форм ограничения прав.

В документе отмечается, что согласно действующему законодательству  устанавливается срок регистрации кандидатов на должность президента.

"Так, регистрация на должность президента осуществляется не позднее чем за 45 календарных дней до дня выборов.

Таким образом, кандидаты по своему усмотрению могут определить дату регистрации. Данные положения предоставляют не равные условия всем кандидатам и ограничивают их в праве на агитацию, что противоречит нормам Конституции. Кроме того, существующий запрет на проведение агитации до регистрации в ЦИК КР создаёт определенные трудности при сборе кандидатом подписей. В этой связи, в целях обеспечения равных пассивных избирательных прав кандидатов в президенты проектом, предлагается предусмотреть, что предвыборная агитация начинается с момента выдвижения кандидата, а не со дня окончания срока регистрации всех кандидатов.

В части 9 статьи 28 Конституционного закона предусматривается, что случае неоднократного нарушения кандидатом, политической партией вышеуказанных требований Центральная избирательная комиссия по ходатайству соответствующей избирательной комиссии либо по своей инициативе вправе принять решение об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов. Необходимо отметить, что термин «неоднократно» носит расплывчатый характер и предоставляет субъектам дискреционные полномочия по своему усмотрению не руководствуясь четкими, законодательно закрепленными критериями, толковать ту или иную ситуацию, что соответственно является потенциально коррупционной нормой.  Принимая во внимание важность выборного института в политической жизни государства, необходимо исключить вышеобозначенные формулировки. В связи с чем, проектом предлагается исключить вышеобозначенный термин, а также внести изменения в часть 9 вышеобозначенной статьи в части исключения коррупционных норм.

Трудно оспорить очевидность того, что прошедшие избирательные кампании, были не столько конкуренцией между кандидатами, политическими партиями, их программами, личностями, сколько конкуренцией денежных средств и использования политических манипуляций. Наличие принадлежности ТВ и радио, отдельным кандидатам, беспрецедентное информационное обслуживание государственных СМИ кандидатам, политическим партиям от власти абсолютно свели на нет главный принцип избирательного процесса коим должно было быть обеспечение равных условий для всех кандидатов, политических партий. Следовательно, необходимость минимизация воздействие на сознание, точнее на подсознание человека, коим стали подкуп, политическое манипулирование - скрытое управление сознанием и поведением людей с целью принудить их действовать или бездействовать в политических интересах стал актуальным как никогда.

Если спросить у избирателя, почему он проголосовал за того или иного кандидата, партию, то в абсолютном большинстве они не смогут дать однозначный ответ.  Многим легче назвать суммы денег, раздаваемых кандидатами, чем вспомнить про их обещания или программы партии.  Получается, что избиратель голосует не за кандидата, не за партию, а за внушаемый образ человека или политической партии.

Всем хорошо известно, что действительный и демонстративный образы могут довольно сильно отличаться.

Принимая во внимание изложенное, предлагается основным средством предвыборной агитации избрать совместные теледебаты, дискуссии кандидатов, политических партий.  Такая мера исключит возможность для создания преимуществ каким-либо привилегированным партиям, которым беспрепятственно предоставляются лучшие залы и с использованием административного ресурса "приглашается" большое количество избирателей или же такие встречи организуются богатыми партиями под видом концертов популярных исполнителей, сопровождаемых угощениями, раздачей сувениров (футболок, кепок, значков) и т. п.

Теледебаты должны проводиться по отдельным темам, имеющим значение, как в целом для всего общества, так и для разных категорий населения. Например, по вопросам здравоохранения, образования, науки, культуры, спорта, межнациональных отношений, молодежной политики, миграции, судебной реформы, борьбы с преступностью, развития малого и среднего бизнеса, противодействия коррупции; существующим проблемам и путям их решения в разрезе регионов страны, а также по отраслям - сельскому хозяйству, энергетике, промышленности, транспорту, связи, финансово-банковской сфере и др., причем все это через призму законодательной деятельности. Что касается печатной продукции и СМИ, то для всех определяется равная сумма затрат на их оплату.

Предлагается запретить использование кандидатами, партиями уличных щитов (билбордов), плакатов и других видов наружной рекламы. Главный акцент в предвыборной агитации должен быть сделан на телерадиодебаты, чтобы население смогло обстоятельно ознакомиться и изучить программы всех участников.

Иниуциатор законопроекта убежден, что перечисленные требования заставят кандидатов быть информированными о положении дел в стране, а политическим партиям иметь в своем предвыборном списке необходимое количество соответствующих специалистов по каждому из направлений.

"Избиратели судят об интеллектуальном потенциале кандидата по тому, что было сделано кандидатом, о чем говорит и какое мнение, и позицию имеет кандидат о тех или иных проблемах, а в отношении партии, как правило, судят по человеку, представляющему политическую партию. К тому же качество самих передач, которые готовят подчас далекие от политики и экономики люди, оставляет желать лучшего, и они не позволяют избирателям получить полное и исчерпывающее представление о программе кандидата, каждой партии и об основном ядре интеллектуальной команды из партийного предвыборного списка кандидатов в депутаты.

Таким образом, произойдет реально визуально-осязаемая борьба предвыборных программ кандидатов, партий. Публичные теледебаты по предлагаемой схеме поднимут на новый, более высокий уровень политическую культуру в обществе, станут эффективным критерием при оценке предвыборных обещаний кандидатов, позволят легче определять кто есть, кто", - говорится в документе.

"Предлагаемые меры по совместным телерадиодебатам по широкому кругу актуальных вопросов, совместным встречам с избирателями, не допущения при этом преимуществ для отдельных кандидатов, партий, вынудят всех кандидатов, политические партии в первую очередь делать упор на интеллект, привлечение в свои ряды компетентных профессионалов, а не только безграмотных толстосумов", - отмечается в документе.

Инициатор отмечает, что, "конечно, нельзя исключать, что какую-то часть из числа неграмотных, но "богатеньких", все же включат в партийные списки (для финансовой подпитки), но они уже не будут превалирующей силой в депутатском корпусе, пришедшей туда для защиты своего бизнеса", - говорится в справке-обосновании.

 

 

 

 

Ссылка: https://barometr.kg/content14694



Добавить комментарий