Закон о поддержке соотечественников за рубежом стал "рамочным"

12 мая 2018 16:00 990 Гулиза Авазова
Поделиться в:
ok

Прошло почти пять лет с момента принятия Закона "Об основах посударственной политики по поддержке соотечественников за рубежом", однако он практически не работает.

Как сообщается в отчете рабочей группы комитета по социальным вопросам, образованию, науке, культуре и здравоохранению, более 1 млн граждан Кыргызстана выехало в другие страны в поисках работы или на постоянное место проживания.

Комитет провел контроль исполнения данного закона, основываясь на опыте парламента Великобритании, и новый формат работы позволил собрать всю необходимую информацию. Основным источником стали ответы госорганов, а также информация, полученная у соотечественников на встречах. 

  • Исходя из информации соотечественников, проживающих в России, они нуждаются в правовой, социальной поддержке со стороны госорганов Кыргызстана. В особенности уязвимы женшины, беременные женщины и дети.Трудности заключаются в получении правовой помощи, документов и справок, а также доступа к образованию и медицинским услугам. Многочисленные обращения граждан в институт омбудсмена показывает нарушения и отсутствие правовой и социальной помощи от госорганов КР.

По словам депутата Каныбека Осмоналиева, вчерашние трудовые мигранты сейчас уже выступают инвесторами для страны, реализуя социальные и экономические проекты на уровне местных масоуправлений. А в законадательстве страны нет различий между инвесторами-иностранцами и соотечественниками. Для последних инвесторов не предусмотрены никаких преференций. 

Также депутат добавил, что правительству нужно открывать консульства там, где больше 10 тыс. наших мигрантов, а там где их больше 40 тыс. - посольства. "Нам бы здорово помогли бы здесь почетные консулы в этих местах, ведь они сами там проживают и прекрасно осведомлены о своих соотечественниках. Тем более они делали бы работу за госорганы и сэкономили средства государству", - добавил он. 

Рабочая группа отмечает, что закон стал "рамочным", так как большинство до сих пор не разработаны необходимые подзаконные нормативные правовые акты. 

Помимо этого, малоинформирован не только народ, но и сами сотрудники госорганов. Они могут только перечислить деятельность, осуществляемую в рамках своих функций и задач. Сами соотечественники не знают положения закона и нормы, какими правами они обладают. 

Другие немаловажные недостатки в исполнении закона о поддержке соотечественников за рубежом:

  • Правительство ежегодно не включало средства в проект республиканского бюджета, чтобы исполнить данный закон. По запросу рабочей группы Министерство финансов и уполномоченный орган не предоставили точных цифр по финансированию закона. Это показывает на отсутствие финансового анализа, прогнозирования и планирования исполнения конкретного закона. 
  • Сбор и анализ информации выявил отсутствие системного подхода в обеспечении гуманитарной помощи соотечественникам, пострадавшим от стихийных, чрезвычайных ситуаций. Много негативных отзывов от соотечественников поступило о механизмах и процедурах обеспечения доставки на Родину "груза-200". На сегодняшний день зачастую отправка тел происходит на средства, собранные самими соотечественниками, родственниками погибшего.
  • Правительство не исполняет статью 16, где указано, что оно должно разработать и принять в течение шести месяцев отдельную госпрограмму по поддержке соотечественников. Это привело к тому, что до сих пор не определены конкретные механизмы и меры исполнения закона, включая конкретные госорганы, которые должны его исполнить. 
  • Правительству нужно уже сейчас думать о необходимости создавать условия на международном уровне для получения нашими гражданами достойного образования и трудоустройства зарубежом, так как к 2050 году рост населения КР составит 9 млн. Для этого важно совершенствовать законодательство в сфере поддержки связи с соотечественниками и ествественно укреплять и расширять госорган по миграции. 
  • В рамках исполнения закона, в августе 2015 года, из числа соотечественников и представителей госорганов КР был создан Совет по связам. Однако на сегодняшний день Совет провел всего одно заседание, и он не стал площадкой для установления взаимодействия из-за отсутствия системной скоординорованной деятельности секретариата. 
  • Острая необходимость ратификации конвенции о защите прав мигрантов и их семей ООН теми странами, где пребывают наши соотечественники, в том числе РФ и Казахстан. 
  • Кыргызстан ни разу не принял участие в работе консультативного совета, который является структурой по вопросам труда, миграции и соцзащиты населения государств - участников СНГ.
  • Нечеткость определения "соотечественник" и отсутствие явного разграничения функций и задач для исполнительных органов по работе с различными категориями лиц, выезжающих за рубеж, в том числе учеба, трудоустройства, лечение, ПМЖ и другие. Однако исполнение этого закона показывает, что под термином "соотечественник" многие исполнительные органы подразумевают трудовых мигрантов, лиц кыргызской национальности, принявших гражданство других государств. 

Ссылка: https://barometr.kg/content14361



Добавить комментарий