Что не так с требованиями отставки Сапара Исакова?
Поделиться в:
Политолог Борис Коган считает, что на премьер-министра льется заказная чернуха. Таким мнением он поделился с редакцией Barometr.kg.
Напомним, вчера, 17 апреля, отчет правительства рассматривали оппозиционные фракции парламента. На следующей неделе ожидается, что парламент его обсудит на пленарном заседании, по итогам которого будет принято решение - принять отчет или нет.
Политолог убежден, что отчет правительства нужно рассматривать без давления.
"Разговоры об отставке правительства ведутся у нас аж с самого начала года, собственно, с аварии на ТЭЦ Бишкека. Новым обострением этой риторики стало расторжение соглашения с компанией Huawei по проекту «Умный город», а с прошлой недели, в преддверии обнародования отчета правительства о работе за 2017 год, начали распространяться уже и навязчивые слухи о том, что роспуск кабмина и отставка Сапара Исакова – дело без пяти минут решенное. Критикующих работу премьера действительно предостаточно. В том числе и в Жогорку Кенеше. Вот только если как следует вникнуть в суть претензий и сложившуюся к данному моменту ситуацию внутри самого парламента, получается совсем не тот расклад, который так простенько сторонники отставки премьера пытаются описать формулой «Правительство себя дискредитировало, значит, всех разогнать!» Итак, давайте разбираться:
И начать надо сразу с того, что кабинет министров Сапар Исаков возглавил в конце августа прошлого года, т. е. премьерству его чуть больше семи месяцев, и да, за это время успел случиться коллапс ТЭЦ, вот только к проекту реконструкции Исаков не имел никакого прямого отношения до непосредственного вступления в эту должность – большую часть своей карьеры Исаков был заведующим отделом внешней политики, сначала в ранге зама, а потом и руководителя аппарата президента. Более того, следствие по делу ТЭЦ еще не закончено, и все причастные и ответственные за провал модернизации не выявлены, но прямая вина премьер-министра Исакова почему-то вдруг кажется некоторым вполне логичной и доказанной. Сильно напоминает не столько реальный повод, сколько формальный предлог объявить главе правительства отставку в ходе очередных политических игрищ. Мол, получил ты по должности в свое ведение на ладан дышащую телегу, которая вскоре окончательно развалилась, так это ты виноват, что телега не едет, ты просто ехать не умеешь.
История с «Умным городом» другая. Соглашение по проекту было подписано в январе 2018-го, и тут уже действительно решение принимало именно правительство под руководством Исакова, но расторжение договора, официальной причиной которого названо невыполнение инвесторами его условий – тема настолько «недообследованная» самими депутатами, что говоря о ней в контексте якобы очередного просчета Исакова, они даже сформулировать не могут, что же собственно пошло не так.
«Разрыв соглашения с Huawei я считаю недоработкой заведующих отделами, специалистов аппарата правительства и Агентства по привлечению инвестиций. Они ввели в заблуждение премьер-министра, а может, и самих инвесторов», - предполагает член парламентской фракции «Бир бол» Акылбек Жапаров.
Член парламентской фракции «Республика - Ата Журт» Мирлан Жеенчороев вообще судит о произошедшем со слов СМИ: «Пока слишком рано делать какие-либо выводы из расторжения соглашения по «Умному городу». Из информации в прессе я понял, что расторжение соглашения спасло нас от непредсказуемых последствий».
Лидер парламентской фракции СДПК Иса Омуркулов также затруднился ответить на прямой вопрос, что случилось с «Умным городом», и стоит ли из-за этого действующему премьеру подавать в отставку: «Мне сложно ответить на этот вопрос, если честно. В апреле правительство придет в парламент с отчетом. Конечно, депутаты спросят и про «Умный город», в частности. Думаю, Сапар Исаков сможет объяснить, что произошло, почему мы решили расторгнуть соглашение с китайцами».
Т. е. по факту, на сегодняшний день мы имеем парламент, который еще сам не решил, что он думает о ситуации с проектом, но информация о том, что ЖК недоволен работой кабмина и его главы, решительно требуя роспуска, откуда-то ползет. И что это опять напоминает? Ну, все то же - грязные политигрища и спекуляции пока неназванных персон. И хотя депутаты еще совсем недавно всячески подчеркивали, что не намерены делать каких-либо окончательных выводов о работе правительства до того, как заслушают его апрельский годовой отчет, ранее фракция «Онугуу-Прогресс» в полном составе попросту отказалась данный отчет слушать. Аргументируя это тем, что выступить с докладом на заседание ЖК пришел не лично премьер-министр, а вице-премьер Даир Кенекеев. Депутат Мирлан Бакиров при этом даже специально отметил, что Даира Кенекеева назначили вице-премьер-министром только в конце 2017 года (видимо, договорив мысленно: «Что нам тут какого-то новичка слушать!» - во всяком случае, именно это и подразумевалось). Так и Сапар Исаков свой пост занял немногим раньше, если уж на то пошло, а отвечать, как и его коллеги, должен и за те полгода 2017-го, когда не был премьером. В чем разница? Парламентарии просто обиделись, что Исаков лично не пришел? В любом случае заслушивать отчет они не стали, но продолжают говорить об отставке.
И, наконец, третий пункт, по которому стыдят Исакова за якобы некомпетентность – многочисленные кадровые перестановки внутри правительства. И это особенно нелепо, потому что все время своего премьерства до сегодняшнего дня Исаков занимался как раз тем, чем и обещал заниматься еще в самом начале своего срока. Сокращением неэффективных чиновников в государственном аппарате и заменой некомпетентных. Причем чтобы оценить качество этих перестановок и кадровое чутье Исакова (как, собственно, и работу команды под его началом в целом), тоже нужно время, которого у сформированного Сапаром Исаковым правительства еще попросту не было.
Да, гнать кого-то вон легко. Собственно, это как раз самый легкий способ. Что-то пошло не идеально или просто непонятно, возникли какие-то трудности – снять одного премьер-министра и назначить другого, разогнать глав ведомств и поставить новых, и так до бесконечности. Но надо ли объяснять, что работа такого правительства эффективной быть не может по определению, ни одна реформа и ни один даже среднесрочный проект просто не успеют осуществиться. Сложнее, но куда как эффективнее планомерная и долгая работа с обязательным анализом просчетов и успехов, с реальной оценкой компетентности кадров. Но с правительством Сапара Исакова сейчас происходит совсем не это, никакого анализа работы и реальных оценок, вещи надо называть своими именами: на премьер-министра и его аппарат правительства просто безосновательно льется заказная чернуха", - считает политолог.
Ссылка: https://barometr.kg/content13523
Добавить комментарий ×