Чыныбай Турсунбеков: У каждого региона есть свой бренд, развитие которого обеспечит развитие страны
Текущий год указом президента Кыргызской Республики объявлен Годом развития регионов и цифровизации. Какая политика должна быть проведена для развития областей? Какие меры принимает Жогорку Кенеш в этом направлении? На эту тему Barometr.kg побеседовал с экс-спикером Жогорку Кенеша, депутатом Жогорку Кенеша от фракции СДПК Чыныбаем Турсунбековым.
- Чыныбай Акунович, как вы думаете, с чем связана необходимость инициативы президента Кыргызстана по объявлению 2019 года Годом развития регионов и цифровизации страны?
- Смысл объявления Года развития регионов заключается в том, чтобы разработать план по улучшению условий жизни людей в областях, что является основной целью работы всех ветвей власти, в том числе законодательной и исполнительной. Этого мы можем добиться лишь в результате комплексного подхода, так как, к сожалению, на сегодняшний день мы видим, что принимаемые меры по социально-экономическому развитию регионов не приобрели системного характера. И принятие целостного плана, который будет поступательно и планомерно реализовываться в течение года с учетом современных стандартов планирования, является крайне актуальным и необходимым.
Как я говорил ранее, наша общая основная цель – это улучшение условий жизни населения на местах. Сюда входит огромный спектр вопросов – это и создание рабочих мест путем реализации экономических проектов, и развитие инфраструктуры без оглядки на удаленность, и создание системы прямой и обратной связи между центральными органами государственной власти и местными госадминистрациями. И в случае успешного принятия плана в рамках объявленного Года развития регионов и его реализации мы сможем достигнуть всех вышеназванных целей.
- Что касается экономического спектра развития регионов, на ваш взгляд, каким путем мы сможем добиться ощутимых результатов в этом направлении?
- Во-первых, план экономического развития Кыргызстана должен быть ясным, четким и реалистичным. На мой взгляд, необходимо рассматривать экономическую составляющую не только в рамках реализации крупных проектов, но и создания делового климата на местах, в том числе государственную поддержку среднего и малого бизнеса. Этого можно добиться путем направления, к примеру, еще больших объемов финансовых средств Кыргызского-российского фонда на кредитование предпринимателей в регионах на более гибких условиях. Также необходимо учесть и тот факт, что в Кыргызстане преобладает сельскохозяйственное производство, в связи с этим необходимо также реализовать систему лизинга сельхозпроизводителей на более щадящих условиях.
Во-вторых, считаю необходимым взять на вооружение кластерный подход развития каждой отдельной области, который имеет огромный потенциал для стимулирования долгосрочного роста экономики регионов нашей республики. Кластерная политика крайне важна, так как ее успешная реализация сказывается на темпах развития экономики, в связи с этим все промышленные и перерабатывающие производства должны быть ориентированы на использование местного сырья и продукцию местных сельхозпроизводителей каждой отдельной области.
К примеру, для Баткенской области приоритетными отраслями являются растениеводство и животноводство, Нарынская область с учетом природно-климатических условий является благоприятной для развития животноводства, Джалал-Абадская область имеет три перспективных направления: сельское хозяйство, промышленность и туризм. Что касается туризма, то Иссык-Кульская область имеет беспроигрышную позицию, а в Чуйской области можно направить усилия на развитие промышленности. Таласская область в свою очередь является важнейшим производителем сельскохозяйственной продукции, и здесь имеется огромный потенциал.
Если взглянуть на мировую экономику, то практика показывает, что чем больше развиты кластеры в республике, тем выше уровень жизни местного населения. Также внедрение кластерного подхода имеет огромный потенциал для развития конкурентоспособности местных предприятий внутри каждого региона и между областями в целом.
- Для реализации экономических проектов и необходимости внедрения и развития, как вы сказали, кластерного подхода развития регионов, что необходимо сделать в первую очередь?
- В целях достижения экономических задач крайне важную роль играет проведение административно-территориальных реформ. Еще в сентябре прошлого года президентом был подписан Указ «О мерах по проведению административно-территориальной реформы в Кыргызской Республике». В рамках данного указа была создана рабочая группа по разработке реформ, уже определена дорожная карта поэтапного проведения административно-территориальных реорганизаций в стране.
В целях совершенствования системы государственного управления и местного самоуправления, на мой взгляд, необходимы децентрализация власти, укрупнение районов и изменение распределения двухуровнего бюджета, а именно увеличение объемом подоходного налога, собираемого в регионах. Все это позволит областям стать финансово более самостоятельными. Но никакие реформы не пойдут впрок, если не будут приняты меры по искоренению коррупции в стране и на местах.
- И последний вопрос, Чыныбай Акунович. Что Жогорку Кенеш, с точки зрения исполнения своих законодательной и контрольной функций, может предпринять в целях развития регионов в стране?
- В законодательной базе необходимо принять ряд мер по совершенствованию нормативно-правовой базы, направленных на стимулирование самостоятельного развития регионов, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в области страны, предоставление субвенций, дотаций и субсидий регионам, а также перераспределение общегосударственных налогов между республиканским и местными бюджетами.
Спасибо вам за интересную беседу!
Добавить комментарий ×