Аслан Кулбаев: Новый УПК содержит ряд норм, направленных на предупреждение пыток

7 апреля 2020 10:01 2164 Barometr
Поделиться в:
ok

Доцент, кандидат юридических наук, адвокат Аслан Касымалиевич Кулбаев рассказал, как проводили судебно-правовую реформу в Кыргызстане.

Так, новые механизмы повышения эффективности уголовного правосудия в УПК 2017 года:

Основная идея нового Уголовно процессуального Кодекса КР 2017 года состоит в преобразовании отправления уголовного правосудия в соответствии с нормами Конституции КР и международными стандартами в области прав человека. Так, в новом кодексе, в отличие от предыдущих кодексов (УПК Кирг. ССР от 29.12.1960 г., УПК КР от 30.06.1999 г. № 62) качественно усилена защита прав и законных интересов личности, проведено более четкое разграничение процессуальных функций и существенно расширены границы состязательного процесса не только в судебном, но и в досудебном производстве.


Почему при разработке нового УПК КР идея состязательного процесса была принята за основу? В первую очередь это связано с тем, что именно такого подхода требует Конституция Кыргызской Республики: «Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон» (ч. 3 ст. 99).


Важно отметить, что в ходе судебной реформы с 1 января 2019 года вступили в действие одновременно с новым УПК и новый Уголовный Кодекс, Кодекс о проступках, Уголовно-исполнительный кодекс, Кодекс о нарушениях и другие «родственные» законы. Это позволяет увидеть не только масштабность преобразований, но и гарантирует исключение рассогласованности между системообразующими отраслями законодательства.


Новый УПК КР предусматривает ряд существенных механизмов, направленных на повышение эффективности уголовного правосудия. Наиболее важной новацией является введение специальных следственных действий, которые по своей сути относятся к оперативно-розыскным мероприятиям. Смысл этого нововведения заключается в том, что и следственная деятельность, основанная на УПК, и оперативно-розыскная деятельность, осуществляемая в соответствии с законом об ОРД в рамках расследуемого уголовного дела, направлены на решение общей задачи уголовно-процессуального закона – быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение и привлечение к уголовной ответственности лиц, их совершивших (п. 3,4 ст. 6 УПК). Таким образом, разрешены давние проблемы советского уголовного процесса – обеспечение конституционных прав человека в ОРД и реализация результатов ОРД в доказывании по уголовным делам. В новом УПК КР оперативно-розыскные мероприятия определены в виде специальных (негласных) следственных действий. Следует отметить, что ранее уже законодатель сделал неудачную попытку включить ОРД в нормы старого УПК КР 1999 года, дополнив перечень доказательств результатами ОРД (п. 4-1 ч. 2 ст. 81)1. Однако это противоречит нормам Конституции КР, принципам уголовного судопроизводства и здравому смыслу. Итак, следственные действия, предусмотренные в новом УПК, следует классифицировать по следующему признаку: гласные и негласные.


Негласные, то есть специальные следственные действия отличаются от гласных следственных действий тем, что они проводятся:

▪ только в том случае, если гласным следственным действием собрать доказательство не представляется возможным;

▪ с использованием методов оперативно-розыскной деятельности;

▪ срок проведения носит длящийся характер.

Таким образом, в УПК КР оперативно-розыскные мероприятия как специальные следственные действия включены по следующим причинам:

▪ процессуальный закон подробно регламентирует основания и условия проведения специальных следственных действий, в том числе предусматривает судебный контроль;

▪ специальные следственные действия проводятся по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях. В указанных в УПК КР случаях может проводиться и по менее тяжким преступлениям;

▪ установлены сроки проведения специальных следственных действий и регламентирован порядок их продления;

▪ определена процедура как уведомления лиц, в отношении которых проводились специальные следственные действия, так и ознакомления с их результатами;

▪ протоколы специальных следственных действий имеют аналогичные доказательные значения, как и протоколы гласных следственных действий.


Вышеуказанные причины вытекают из международных стандартов в сфере прав человека, в частности права на невмешательство в частную и семейную жизнь. Статья 17 Международного пакта о гражданских и политических правах гласит: «1) Никто не может подвергаться произвольному или незаконному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным или незаконным посягательствам на неприкосновенность его жилища или тайну его корреспонденции или незаконным посягательствам на его честь и репутацию. 2) Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств». В сфере уголовного судопроизводства только суд вправе определить обоснованность или необоснованность ограничения прав и свобод лиц.


Как следует из УПК КР 2017 года специальные следственные действия, которые могут ограничить конституционные права на тайну переписки, телеграфных сообщений, телефонных переговоров и неприкосновенность жилища (например, обследование помещений, зданий, сооружений; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений), проводятся по решению следственного судьи.


Следует заметить, что в соответствии с международными стандартами в ходе реформы уголовно-процессуального законодательства государств на постсоветском пространстве, таких как: Казахстан, Грузия, Латвия, Литва, Молдова, Украина и Эстония также произошла интеграция оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности. Например, оперативно-розыскные мероприятия стали частью УПК Грузии и получили название «Тайные следственные действия», Украины «Негласные следственные (розыскные) действия», Казахстана «Негласные следственные действия».


В общие правила производства следственных действий включена норма, согласно которой использование при производстве следственных действий технических средств фиксации является обязательным (ч. 3 ст. 158 УПК).


Институт понятых упразднен, прежде всего, это связано с практическими проблемами привлечения граждан в качестве понятых, что вызывает недовольство всех сторон уголовного процесса — и защиты, и самого обвинения. Для сотрудников правоохранительных органов требование закона в любое время дня и ночи и в любой местности найти совершеннолетних и не менее двух незаинтересованных граждан, которые согласятся выступить в роли понятых — серьезная проблема. В свою очередь, большинство адвокатов убеждены, что в следственной практике понятые являются инструментом для фальсификации дел и зачастую используются так называемые «мертвые души» или «карманные» понятые. Институт понятых был актуальным, когда в следственных органах было недостаточно технических средств фиксации. В современных условиях видео- и звукозапись позволяет объективно и полно зафиксировать процесс следственного действия, а также исключить манипуляции доказательствами.


Согласно новым положениям УПК КР применение звуко- и видеозаписи обязательно при допросе:

▪ несовершеннолетних;

▪ слепых, неграмотных, малограмотных, которые не в состоянии прочесть записи своих показаний в протоколе допроса;

▪ лиц, допрашиваемых через переводчика;

▪ обвиняемых по делам особо тяжких преступлений ▪ лиц, нуждающихся в исследовании экспертами-психиатрами;

▪ при даче признательных показаний подозреваемыми, обвиняемыми о совершении ими преступлений (ч. 2 ст. 193 УПК).


Звуко-, и видеозапись должны отражать сведения всего хода допроса. Звуко- и видеозапись части допроса, а также повторение показаний специально для записи данных в ходе того же допроса не допускается. Для реализации данного нововведения уголовно-процессуального закона создаются в следственных органах специальные кабинеты допроса, оборудованные техническими средствами аудио- и видеозаписи. Кроме того, в УПК КР введена норма, регламентирующая производство допроса в режиме видеосвязи (дистанционный допрос). В соответствии со ст. 194 УПК КР дистанционный допрос производится в случаях:

▪ невозможности непосредственного прибытия лица в орган досудебного производства по месту расследования уголовного дела и (или) дела о проступке по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам;

▪ необходимости обеспечения безопасности лица при судебном рассмотрении дела.


Особенность дистанционного допроса заключается в том, что допрашивающее лицо находится в помещении органа, который ведет расследование по делу, а допрашиваемое лицо — в органе досудебного производства того района, на территории которого он находится либо проживает. Допрос проводится с помощью видеоконференцсвязи с соблюдением требований, предъявляемых к производству допроса.


Глава 24 УПК КР посвящена правовому институту судебной экспертизы, где в отличие от главы 25 УПК КР 1999 года более подробно регламентированы основания и порядок назначения и производства экспертизы. Если порядок назначения экспертизы в УПК КР 1999 года состоит из 4 частей (ст. 199), то в новом УПК КР — 13 частей (ст. 172). Появились отдельные статьи по вопросам основания назначения экспертизы (ст. 171), гарантии прав лиц, в отношении которых производится экспертиза (ст. 176), объекты экспертизы (ст. 183), порядок получения образцов для сравнительного исследования (ст. 184,185). Нормы данной главы УПК КР согласуются с Законом КР о судебно-экспертной деятельности. К числу значимых изменений относится право участников процесса, в частности адвоката, инициировать проведение экспертизы, что позволяет говорить о равных процессуальных возможностях сторон в этом вопросе.


Так, в досудебном производстве у адвоката имеется три процессуальные возможности:

▪ ходатайствовать о назначении экспертизы перед следователем (уполномоченным должностным лицом органа дознания);

▪ в случае отказа следователя (уполномоченного должностного лица органа дознания) в удовлетворении ходатайства, то адвокат вправе обратиться с ходатайством о назначении экспертизы к следственному судье (ст. 175 УПК);

▪ самостоятельно обратиться в экспертную организацию о проведении экспертизы на договорной основе, если 59 Судебно-правовая реформа в Кыргызстане для этого не требуется истребование объектов исследования из органа досудебного производства (п.2 ч. 4 ст. 54, ч. 12.172 УПК).


О направлении адвокатского запроса о даче экспертного заключения одновременно уведомляется следователь (уполномоченное должностное лицо органа дознания), которое при необходимости может направить эксперту дополнительные вопросы. Заключение эксперта, данное на основании постановления следственного судьи или по адвокатскому запросу составляется в двух экземплярах, один из которых направляется в орган досудебного производства.


Согласно ч. 3 ст. 172 УПК КР экспертиза может быть поручена и производиться:

▪ государственными и (или) негосударственными экспертами;

▪ в разовом порядке на основании постановления следственного судьи, суда, следователя, уполномоченного должностного лица органа дознания, иными лицами, обладающими специальными познаниями, в порядке и на условиях, предусмотренных законом;

▪ лицами, из числа предложенных участниками процесса, обладающими специальными познаниями, в том числе не являющимися гражданами Кыргызской Республики1 .


В УПК КР подозреваемый является центральной процессуальной фигурой на протяжении всего досудебного производства по уголовному делу и (или) по делам о проступках. После утверждения обвинительного акта подозреваемый считается обвиняемым. В дальнейшем обвиняемый, в отношении которого вынесен обвинительный приговор, именуется осужденным или оправданным, если приговор оправдательный.


См.: http://sudexpert.gov.kg/. государственный реестр судебных экспертов КР, обладающих сертификатом компетентности судебного эксперта, стоимость платных услуг (экспертиз) в зависимости от степени сложности - СНОСКА


Среди прав подозреваемого, предусмотренных в ст.45 УПК также присутствуют элементы новизны. Задержанному подозреваемому предоставляется возможность на один результативный бесплатный и контролируемый телефонный разговор (п. 2 ч. 1 ст. 1. 45 УПК). Это право подозреваемого позволяет своевременно уведомить его близких родственников или близких лиц о задержании. Обеспечение подозреваемому права на защиту является одним из базовых конституционных принципов правосудия.


В новом УПК КР право пользоваться помощью адвоката-защитника предоставляется лицу не с момента уведомления о подозрении в совершении преступления и (или) проступка и при задержании — с момента фактического задержания (п. 5,6 ч. 1 ст. 45 УПК). При этом должна быть предоставлена подозреваемому возможность на самостоятельный выбор адвоката, что вытекает из статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах (16 декабря 1966 г.).


Только в случае отсутствия выбранного адвоката, подозреваемому предоставляется адвокат через государственный реестр адвокатов Министерства юстиции КР по гарантированной государством юридической помощи (ч. 4 чт. 51 УПК). Согласно Закону КР «О гарантированной государством юридической помощи», от 16 декабря 2016 года без учета годового дохода лица, адвокат оказывает юридическую помощь в случае задержании его в качестве подозреваемого.


Наконец, подозреваемый имеет право на свидание со своим защитником наедине без ограничений их количества, продолжительности, причем на конфиденциальной основе, то есть в условиях, исключающих возможность прослушивания их разговора. В новом УПК КР основание и порядок задержания подозреваемого приведены в соответствие с положениями статьи 24 Конституции КР.


Итак, в УПК КР нашло четкое отражение следующее:

▪ когда задержанием подозреваемого считается кратковременное фактическое лишение свободы передвижения лица;

▪ задержание подозреваемого признается как обстоятельство, не терпящее отлагательств, что вытекает из Конституции и международных стандартов (без 60 Судебно-правовая реформа в Кыргызстане судебного решения не может быть арестован или оказаться лишенным свободы);

▪ определены цели задержания подозреваемого:

- пресечение преступления и (или) проступка,

- выяснение причастности задержанного к преступлению,

- разрешение вопроса о заключении его под стражу,

- обеспечение производства по делу о проступке.

▪ задержание подозреваемого допускается, если лицо подозревается в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы (ч. 2 ст. 98 УПК);

▪ согласно ч. 3 ст. 504 УПК КР в исключительных случаях может быть задержано лицо по подозрению в совершении проступка, поскольку в Кодексе о проступках не предусмотрено наказание в виде лишения свободы.


В момент фактического задержания подозреваемого должно быть объявлено, в чем он подозревается, а также разъяснено право не давать показания против себя, право иметь адвоката, а также право пользоваться гарантированной государством юридической помощью. Данная процедура должна быть проделана сотрудником правоохранительного органа (оперативник работник, участковый инспектор милиции, следователь), осуществившим фактическое задержание. Данное требование вытекает из п.5 ст.24 Конституции КР и ч. 2 ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которому: «Каждому арестованному сообщаются при аресте — причины его ареста и в срочном порядке сообщается любое предъявляемое ему обвинение».


Новый УПК содержит ряд норм, направленных на предупреждение пыток:

▪ п. 19 ст. 45 «право подозреваемого на медицинский осмотр и помощь врача после фактического задержания»;

▪ ч. 6 ст. 45 «При каждом доставлении подозреваемого в ИВС, а также при поступлении жалобы от него самого, его защитника, близких родственников, супруга (супруги) о применении к нему насилия, пыток или жестокого обращения со стороны сотрудников органов дознания и следствия он подлежит обязательному медицинскому освидетельствованию с составлением соответствующего документа. Обязанность проведения медицинского освидетельствования возлагается на администрацию изолятора временного содержания»;

▪ ч. 4 ст. 50 «Адвокат имеет право осуществлять защиту прав и интересов любого лица, вызванного в органы дознания или следствия, в прокуратуру или суд, при этом адвокат имеет полномочия, предусмотренные в статье 54 настоящего Кодекса»;

▪ ч. 6 ст. 80 «В случаях поступления заявлений о необходимости обеспечить безопасность подозреваемого, обвиняемого, свидетеля и их близких родственников, супруга (супруги), в отношении которых в ходе досудебного производства применялись пытки или иные виды жестокого и бесчеловечного обращения, независимо от принятия мер безопасности, прокурором проводится досудебное производство»;

▪ ч. 4 ст. 82 «К недопустимым доказательствам относится показание свидетеля, подозреваемого, обвиняемого, полученные в ходе досудебного производства с применением пыток, насилия, угроз, обмана, а равно иных незаконных действий и жестокого обращения, а также показания, полученные в результате применения к нему пыток»;

▪ ч. 3 ст. 85 «Показания, данные лицом в ходе его допроса в качестве свидетеля, не могут быть признаны в качестве доказательств против него самого и положены в основу его обвинения»

▪ ч. 2 ст. 103 «Общение задержанного подозреваемого с сотрудниками, осуществляющими оперативно-розыскную 61 Судебно-правовая реформа в Кыргызстане деятельность, допускается с письменного разрешения следователя, уполномоченного должностного лица органа дознания, в производстве которого находится дело, и только в присутствии защитника»;

▪ ч. 6. ст. 99 «Уполномоченное должностное лицо органа дознания, следователь в случае необходимости обязаны по ходатайству стороны защиты обеспечить своевременный (не позднее 12 часов) доступ к подозреваемому, находящемуся в местах содержания задержанных, для проведения медицинского осмотра, а в случае необходимости — и к помощи врача»;

▪ ч. 2. ст. 130 «Жалобы лиц, задержанных или содержащихся под стражей, о пытках, на действия сотрудника органа дознания, следователя администрация места заключения обязана не позднее 12 часов передать прокурору или в суд, а жалобы на действия и решения прокурора — вышестоящему прокурору»;

▪ ч. 4.ст. 171 «В случае необходимости в соответствии с частью 6 статьи 99 и частью 6 статьи 116 настоящего Кодекса судебно-медицинская экспертиза подозреваемого либо обвиняемого может проводиться как экспертами государственных, так и негосударственных экспертных организаций»;

▪ ч. 11 ст. 172 «При наличии заявления о применении пыток или жестокого обращения судебно-медицинская экспертиза должна быть назначена в течение 12 часов. Осмотр экспертом должен проводиться с применением фотосъемки либо видеозаписи»;

▪ ч. 6 ст. 191 «Любые задаваемые вопросы должны соответствовать требованиям следственной этики. Вопросы должны быть точными, понятными, краткими, не должны содержать утверждения и оценки следователя. Применение насилия, пыток, угроз и иных незаконных мер воздействия при проведении допроса влечет установленную законом уголовную ответственность»;

▪ ч. 2 ст. 193 «применение звуко- и видеозаписи обязательно при даче признательных показаний подозреваемыми, обвиняемыми о совершении ими преступлений».


Осуществление адвокатом функции защиты прав и свобод личности в уголовном судопроизводстве является необходимым элементом состязательной конструкции процесса. В связи с этим в рамках проводимой судебной реформы, особое внимание 62 Судебно-правовая реформа в Кыргызстане законодатель уделил повышению роли адвоката в уголовном судопроизводстве.


В новом УПК КР адвокат:

▪ осуществляющий функцию защиты подозреваемого, обвиняемого, осужденного, оправданного, лица, ответственного за возмещение материального ущерба (морального вреда), представителя юридического лица, в отношении которого начато производство для применения мер уголовно-правового воздействия именуется защитником и является участником со стороны защиты (ст. 49, 50, 57, 390, 431 УПК);

▪ осуществляющий функцию защиты прав и интересов потерпевшего, частного обвинителя, именуется представителем и является стороной обвинения (ст. 43 УПК);

▪ осуществляющий функцию защиты прав свидетеля, именуется защитником (ст. 50, п. 9 ч. 6 ст. 58 УПК);

▪ приглашенный осужденным для оказания ему юридической помощи в осуществлении прав при разрешении вопросов, связанных с исполнением приговора, именуется также представителем (ч. 5 ст. 429 УПК).


Одной из ключевых новаций нового УПК КР является депонирование показаний потерпевшего, свидетеля. Термин «депонирование» имеет латинское происхождение, что в переводе означает «кладу», «оставляю», то есть этот термин используется для обозначения процесса хранения в целом.


2. См.: Специальный доклад Акыйкатчы (Омбудсмена) КР «Доступ к правосудию: основные проблемы» за 2016 год. http://www. ombudsman.kg/files/docs/reports/2016/access-to-justice.pdf - СНОСКА


Депонирование доказательств в УПК КР допускается применительно только к двум видам источников доказательств - показаниям потерпевшего и свидетеля. Депонирование показаний следственным судьей возможно лишь в стадии досудебного производства: от начала досудебного производства и до передачи дела в суд с обвинительным актом. По новому УПК КР имеются три основания для депонирования показаний потерпевшего, свидетеля:

▪ По ходатайству следователя, уполномоченного должностного лица органа дознания при наличии объективных обстоятельств, препятствующих дальнейшей явке потерпевшего, свидетеля в суд ввиду их:

- постоянного проживания за пределами Кыргызской Республики;

- предстоящего выезда за границу;

- тяжелого состояния здоровья;

- необходимости применения мер безопасности (с опасностью для жизни и здоровья).

▪ По ходатайству адвоката-защитника и участников процесса со стороны защиты о допросе потерпевшего и «своих» свидетелей об известных им обстоятельствах по делу (ч.1 ст.198 УПК); По ходатайству законного представителя, защитника, следователя, уполномоченного должностного лица органа дознания о допросе несовершеннолетнего потерпевшего, свидетеля и для исключения последующих их допросов (ч. 6 ст. 200 УПК).


Первое основание содержит исчерпывающий перечень обстоятельств – юридических оснований заявления ходатайства перед следственным судьей о депонировании показаний потерпевшего, свидетеля. Депонирование показаний по этому основанию направлено на обеспечение непосредственности исследования доказательств судом, что зачастую бывает затруднительным в связи с проблемой явки потерпевших и свидетелей в суд2.


Как показывает практика, зачастую ключевые свидетели, потерпевшие по делу по разнообразным уважительным причинам не могут явиться в судебное заседание или по неуважительным причинам уклоняются от явки, вследствие чего нарушаются процессуальные сроки рассмотрения уголовных дел. Теперь согласно новому УПК КР, если имеются объективные причины, что потерпевший, свидетель могут не явиться на судебное разбирательство либо при необходимости обеспечения безопасности потерпевшего, свидетеля следователь, уполномоченное должностное лицо органа дознания вправе депонировать их показания в ходе досудебного производства. В последующем, такой потерпевший, свидетель не подлежит вызову в суд и повторному допросу.


Необходимость депонирования показаний вызвана также тем, что согласно ч. 1 ст. 320 УПК КР оглашение на суде показаний потерпевшего и свидетеля, данных в ходе досудебного производства, допускается по ходатайству сторон, только если их показания были депонированы. Таким образом, сторона обвинения должна обеспечить явку потерпевшего, свидетеля в суд либо заранее депонировать у следственного судьи их показания, если имеются на это объективные причины.


Безусловно, прогрессивным положением является недопустимость оглашения в суде показаний потерпевшего, свидетеля по причинам, исключающим возможность его явки в суд (в том числе при наличии существенных противоречий между показаниями и при отказе их от дачи показаний). Поскольку, предусмотренное в УПК КР 1999 года правило о том, что оглашение показаний потерпевшего, свидетеля в суде, которые были получены следователем в ходе допроса, не может признаваться правильным и справедливым.


Во-первых, такая норма противоречит принципу непосредственности исследования всех доказательств в суде и не соответствует положению Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которому обвиняемый вправе допрашивать свидетелей, показывающих против него (п. «е» ч. 3 ст. 14).


Во-вторых, в судебной практике все чаще встречаются случаи, когда допрошенные на следствии свидетели на судебном заседании свои показания не подтверждают, объясняя это разными причинами, в том числе и тем, что давали неверные показания под давлением следственных органов. Если в суде не допрашивается свидетель, потерпевший, а только оглашается его показание, то суд лишается возможности лично убедиться в достоверности и допустимости в качестве доказательств показаний, что, безусловно, отражается на законности, обоснованности и справедливости судебного решения.


Таким образом, депонирование следственным судьей показаний потерпевшего и свидетеля гарантирует их достоверность и допустимость, объективную их оценку судом первой инстанции при рассмотрении дела по существу в их отсутствии.


В главах 40, 41 и 42 УПК КР (производство уголовных дел и дел о проступках в судах) содержатся следующие ключевые новеллы:

В ч. 3 ст. 280 УПК КР предусмотрена возможность проведения допросов обвиняемого, свидетеля и потерпевшего с использованием системы видео конференцсвязи (дистанционный допрос). Порядок проведения дистанционного допроса определен ст. 194 УПК КР и для реализации данной нормы необходимо оборудовать залы судебного заседания, а также следственные изоляторы системами видеоконференцсвязи.


Согласно ч. 3 ст. 286 УПК КР оглашение в суде показаний обвиняемого, данных при досудебном производстве, а также воспроизведение приложенных к протоколу допроса звукозаписи его показаний, видеозаписи могут иметь место по ходатайству сторон в случае рассмотрения дела в отсутствие обвиняемого. Других оснований для оглашения в суде показаний обвиняемого в новом УПК КР нет. Заметим, по УПК КР 1999 года в суде оглашаются показания обвиняемого, если имеются существенные противоречия между показаниями, данными подсудимым в ходе следствия либо при отказе подсудимого от дачи показаний в суде.


Согласно ст. 320 УПК КР оглашение на суде показаний потерпевшего и свидетеля, данных в ходе досудебного производства в связи с невозможностью обеспечить их явку в суд, допускаются, если только показания потерпевшего, свидетеля были депонированы.


В ходе судебного разбирательства суд не вправе направлять дела на дополнительное следствие. В случае установления в ходе судебного разбирательства подозрения в 64 Судебно-правовая реформа в Кыргызстане совершении обвиняемым более тяжкого преступления судья по ходатайству прокурора передает дело для составления нового обвинительного акта по новому обвинению или изменении квалификации обвинения. После выполнения прокурором указанных действий судебное разбирательство продолжается (ч. 3 ст. 290 УПК).


Мера пресечения применяется на срок судебного разбирательства, предусмотренный ст. 274 УПК КР. В случае невозможности закончить судебное разбирательство в срок и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения срок применения меры пресечения может быть продлен каждый раз на срок до 2 месяцев. В исключительных случаях продление срока применения меры пресечения свыше одного года производится по мотивированному постановлению судьи, в производстве которого находится дело. Указанное постановление в 5-дневный срок направляется в Верховный суд для сведения (ч. 5 ст. 293 УПК).


При этом срок применения меры пресечения не продлевается, если судебное разбирательство было приостановлено на основании ч. 5 (при обращении с запросом в Конституционную палату ВС КР) и ч. 6 (при назначении экспертизы) ст. 291 УПК КР.


Согласно ст. 64 и ст. 296 УПК КР на судебного пристава возлагаются обязанности по обеспечению порядка в судебном заседании, выполнению распоряжений председательствующего, в том числе связанные с обеспечением явки участников судебного процесса.


Особое внимание заслуживает ст. 300 нового УПК КР, - это внедрение в судах аудио-, видеопротоколирования судебных процессов, что является существенным показателем укрепления независимости судебной власти и обеспечения прозрачности в работе судов, а в целом – повышения качества отправления правосудия.


Известно, что во время судебного разбирательства секретарю судебного заседания очень трудно четко и полно отразить в протоколе весь ход процесса.


Носитель аудио- и видеозаписи хода судебного разбирательства приобщается к делу, а также по ходатайству сторон им выдается копия аудио- и видеозаписи. Аудио-, и видеопротоколирование судебных процессов исключит искажения и желания «подогнать» протокол под неправосудные судебные решения, которые могут быть при ручном протоколировании.


При аудио-, видеопротоколировании судебного заседания составляется краткий протокол в письменной форме, в котором указываются: год, месяц, число и место судебного заседания; время начала и окончания судебного заседания; наименование и состав суда, рассматривающего дело, фамилии и инициалы судей, секретаря судебного заседания; наименование дела; данные о личности обвиняемого; сведения о применении судом средств аудио-, видеозаписи; наименование файла, содержащего аудио-, видеозапись; сведения о явке переводчика, обвинителя, защитника, обвиняемого, а также потерпевшего, других вызванных судом лиц; сведения о приобщении к делу дополнительных материалов, представленных в качестве доказательств лицами, участвующими в деле; дата составления протокола в окончательной форме. Краткий протокол судебного заседания подписывается председательствующим и секретарем.


Материальный носитель, содержащий аудио-, видеозапись, и краткий протокол судебного заседания приобщаются к материалам дела и по ходатайству сторон предоставляется их копия. Если дело было рассмотрено в закрытом судебном заседании, то сторонам предоставляется возможность ознакомиться с аудио-, видеопротоколом в суде.


Аудио- видеопротоколирование не осуществляется в случаях технически неисправного оборудования, его отсутствия или невозможности применения по техническим причинам. Порядок технического применения средств аудио-, видеозаписи, обеспечивающих фиксирование хода судебного заседания, хранения и уничтожения аудио-, видеозаписи, а также порядок доступа к аудио-, видеозаписи определяются Судебным департаментом при ВС КР (ч. 7 ст. 300 УПК).


Ссылка: https://barometr.kg/aslan-kulbaev-novyj-upk-soderzhit-ryad-norm-napravlennyh-na-preduprezhdenie-pytok



Добавить комментарий