Социально-экономические причины религиозной радикализации молодежи в Кыргызстане

7 августа 2018 19:00 1702 Barometr
Поделиться в:
ok

В Кыргызстане высок риск угроз от религиозных экстремистских организаций. Почвой экстремизму служат сложные комплексные социально-экономические причины. Данную обзорную статью опубликовал ресурс Stanradar.com.

 В настоящее время Верховным судом признаны вне закона 20 религиозных организаций, среди которых: «Аль-Каида», «Асбат – аль Ансар», «Братья мусульмане», «ХТИ», «Движение Талибан», «Организация освобождения Восточного Туркестана», «Исламская партия Туркестана», «ИДУ», «Жайшуль Махди».

Отличительной спецификой активности противозаконных религиозных групп на территории Кыргызстана является их связь с «материнскими» организациями или организациями-донорами, находящихся за пределами Кыргызстана.

Они, как правило, проводят свою деятельность в совершенно разных сферах (политической, международной, экономической, социальной) и среди различных социальных групп. За счет пропаганды, распространения противозаконных материалов они создают условия для раскола общества, увеличения числа преступлений, повышают уровень агрессивности и враждебности, а также занимаются переправкой граждан в зоны боевых действий на Ближнем Востоке и так далее.

По состоянию на 2015 год правоохранительными органами было выявлено около 2 тысяч лиц, заподозренных в экстремистской деятельности. Внешние факторы также способствуют росту популярности противозаконных религиозных учений, особенно среди молодежи.

Несмотря на то  что власть принимает меры по их отслеживанию, дестабилизирующая миссионерская деятельность носит слабоконтролируемый характер, создавая риски проникновения и закрепления в общественном сознании учений антиконституционного характера.

Высока численность молодежи, которая считает, что Кыргызстану менее всего подходит светское правовое устройство. К сожалению, у компетентных государственных органов не хватает ресурсов и возможностей для препятствования потоку миссионеров, которые ведут незаконную деятельность.

В социальных отношениях с членами или группами религиозных организаций, проводящих противозаконную деятельность, существует несколько линий напряженности, происходящих с:

- традиционными и легитимными исламскими общинами;

- с представителями других религий;

- с государством и местными органами самоуправления;

- с местными общинами и светским обществом.

Внутриисламские споры, а также противоречия между государством и Духовным управлением мусульман Кыргызстана рождают недоверие отдельных граждан к официальному духовенству.

Социальное пространство выражено небезопасной средой проживания. Государство, к сожалению, не может в должной степени обеспечивать правопорядок по всей стране,  зачастую через отдельные нарушения своих сотрудников само становится причиной нарушения законов. У правоохранительных органов отсутствуют или не используются действенные механизмы и способы выявления преступников из среды религиозных экстремистов.

Повышается недоверие к государственным органам, в первую очередь среди молодежи. Представители сообществ часто ищут справедливости не у правоохранительных и судебных органов, а у религиозных лидеров.

Особое беспокойство вызывает активность противозаконных религиозных образований в местах лишения свободы, где формируются так называемые «тюремные джамааты», распространяющие свою деятельность и на организованные преступные группировки.

Как правило, в такую противозаконную деятельность вовлекается молодежь, представители традиционных криминальных элементов или члены ОПГ, заключенные, столкнувшиеся с противоправными действиями сотрудников правоохранительных органов.

Также неблагополучная и незащищенная среда толкает и женщин вступать в ряды экстремистских групп. Неблагополучную среду женщинам создают семейное насилие, большая ответственность и нагрузка при ведении домашнего хозяйства, несправедливое отношение и их неравное по отношении к мужской части правовое положение, бездействие государственных и местных органов власти на случаи нарушения их прав.

Девушки, вступившие в брак, пройдя обряд «нике» и не зарегистрировавшие свои отношения в ЗАГСах, имеют правовую уязвимость в случае, если мужчина решит разорвать с ними отношения. Маргинализация женщин, в первую очередь в сельской местности и регионах страны, является существенной причиной, по которой они вступают в противозаконные религиозные организации.

Вследствие слабой занятости, особенно в регионах, отдельные представители молодежи пускаются в авантюрные предприятия. Молодые люди имеют большие амбиции и при этом ограниченный доступ к принятию решений и возможности менять социальную среду. Сформированное чувство иждивенческого отношения к государству порождает разочарование, приводя к отстраненности от общественных процессов.

По мнению экспертов, высоким остается недовольство со стороны представителей общества несправедливостью, вызванной неравным распределением благ, существование пропасти между богатыми и бедными, доступа к власти, слабым взаимодействием между сообществами и представителями власти. Ощущение безысходности толкает молодежь в противозаконные религиозные группировки.

Во многих сообществах между местными органами власти и населением выстроены нерезультативные и зачастую односторонние коммуникации. Цитируя представителя муфтията, что «вербуют там, где люди сталкиваются с угнетением и насилием, где есть социальная несправедливость и экономические проблемы», можно отметить неэффективность государства по гражданостроению.

Неоднократные и безрезультатные попытки создать идеологию («Семь заветов Манаса», «Кыргызстан – наш общий дом», «Демократический кодекс народа Кыргызстана», «Хартия будущего», «Концепция кочевья» и мн. др.) не изменили ситуацию. Анализ деятельности большинства террористических групп показывает, что экстремизм часто является порождением идейного вакуума, которое государство на данный момент не может решить. Это способствует формированию маргинальных или негражданских идентичностей и снижает сопротивляемость части общества, особенно молодежи, к влиянию противозаконных религиозных организаций.

По мнению некоторых экспертов, поддержка иностранными государствами деятельности новых религиозных движений, которые могут угрожать государству, служит основой для увеличения конфликтов на религиозной почве между гражданами, так как эта поддержка предполагает достижение политических целей некоторыми внешними заинтересованными сторонами.

Влияние внешних факторов на радикализацию молодежи вовлекает население в боевые действия на Ближнем Востоке. Из Кыргызстана на начало 2015 года, по официальным данным, выехало около 250 человек, а к 2016 году эта цифра возросла уже до 600 человек, к 2017 году – уже более 1 тыс. Естественно, что действительные цифры выше. Официальные данные также говорят, что вовлечение в террористическую и экстремистскую деятельность по религиозному признаку носит и этнический характер.

Так, по состоянию на 2015 год 70 % выехавших в Сирию были представителями этнических меньшинств. Отсюда видно, что определенные не титульные этнические группы молодежи не видят в государственных и местных органах власти справедливости и защиты.

Существует, по тем или иным причинам, непредставленность этнических меньшинств на государственной службе или руководящих должностях в органах местного самоуправления. Так, в правоохранительной системе число представителей этнических меньшинств на 2015 год составляло не более 10 %.

Более того, вовлечение молодежи в некоторые исламские противозаконные религиозные организации служит выражением их этнической идентичности. Усиливает разобщенность общественное мнение среди части этнических кыргызов, которые расценивают религиозность этнических узбеков как угрозу безопасности государства.

Государственные и местные органы самоуправления, к сожалению, не проводят с населением системной эффективной работы по миростроительству, развитию межэтнического единства. Сегодня нет на местном уровне действенных механизмов управления межэтническим разнообразием. В этой связи этно-религиозный фактор является одним из проблемных, в том числе и для государственной религиозной политики и развития государства в целом.

В последнее время привлекательность участия в боевых действиях за рубежом стала несколько снижаться. Эксперты полагают, что в настоящее время идет активизация «спящих ячеек» противозаконных организаций на территории страны, активность которых может иметь в недалеком будущем негативные последствия для страны, так как боевики, присутствовавшие в Сирии и Ираке, начинают нелегально возвращаться домой.

В «Концепции государственной политики Кыргызской Республики в религиозной сфере на 2014-2020-е годы» отмечается негативное влияние на общество выпускников зарубежных религиозно-экстремистских центров и организаций, которые являются «носителями, распространителями идеологии и менталитета страны пребывания, имеющих чуждые для нашего народа образ жизни, культуру, внешний вид, одежду и стандарты поведения».

То есть государство рассматривает в качестве рисков обучение молодых людей в религиозных учреждениях в исламских странах. Не первый год поднимается в этой связи вопрос о необходимости формирования исламских религиозных учреждений, которые были бы ориентированы на взращивание собственных богословов.

Экономически молодежь является самой уязвимой группой для влияния религиозных экстремистских организаций. По данным Нацстаткома, на начало 2018 года молодежь в Кыргызстане составляет 25,74 % (или 1 610 309 человек). Уровень занятости молодежи представляет собой следующую картину: в возрасте от 15-19 лет среди женщин занято около 16 %, у мужчин около 26 %, в возрасте от 20-24 составляет 37 % и 66 %, а в возрасте 25-29 лет составляет около 53 % и 89 % соответственно.

Статистика показывает, что среди занятой молодежи мужчины составляют 61,2 %, а женщины 38,9 %. Молодежь, которая нигде не учится и не работает, имеет большой риск попадания в религиозные экстремистские организации. Незанятость женщин способствует снижению их социализации и угрозе разрушения традиционных моногамных семейных ценностей. Уровень безработицы среди женщин на 5 % выше, чем у мужчин.

Тяжелой социальной болезнью общества является бедность населения. В 2016 году этот уровень составлял 25,4 %, или свыше 1,5 млн человек. За чертой крайней бедности в стране находилось 0,8 % населения (49 тыс.). 74 % бедного населения проживала в сельской местности. В целом  в 2016 году, по сравнению с 2015 годом, уровень бедности сократился на 6,7 %, крайней бедности – на 0,4 %.

Существует гендерное неравенство на рынке труда, о чем свидетельствует более низкая экономическая активность женщин по сравнению с мужчинами, а также их занятость в низкооплачиваемых работах, что делает женщин более уязвимыми перед риском оказаться в бедности.

Серьезной экономической проблемой остается коррупция. Ежегодный ее объем, по оценкам ООН, составляет около 700 миллионов долларов, или 11 % ВВП. Нерешенность основных экономических проблем и сильный отток населения приводят к неустойчивости социально-экономического развития.

По причине того, что молодые люди вынуждены находиться на заработках в других странах, разрушаются семьи. Дети, растущие либо с родственниками, либо в неполных семьях, автоматически попадают в зону риска влияния экстремистских религиозных организаций. Тем самым закладывается проблема будущей социализации этих детей.

Таким образом, решение социально-экономических причин радикализации молодежи путем вступления ее в противозаконные религиозные организации является важным вопросом для власти и гражданского общества, связанным с устойчивым развитием страны.

Государственные и местные органы самоуправления должны стимулировать порождение экономической и гражданской активности молодежи, создавая для этого активнее и эффективнее инфраструктурные возможности. Государство, как и представители неправительственного сектора (в том числе и бизнес) для решения вопроса, связанного с гражданской и профессиональной неграмотностью населения, активнее должно заниматься просвещением и обучением, особенно среди молодежи и детей из групп риска и неблагополучных мест проживания.

Завтра Кыргызстану потребуются высококвалифицированные кадры из разных сфер производства. И если не будут для этого закладываться основания уже сегодня, проблемы производственной, военной, продовольственной и иной безопасности будут серьезнее нести риски будущему суверенного развития страны.

Ссылка: https://barometr.kg/socialno-ekonomicheskie-prichiny-religioznoj-radikalizacii-molodezhi-v-kyrgyzstane



Добавить комментарий