Алмазбек Атамбаев о провокаторах, спекулирующих на исламе: Нельзя поддаваться соблазну подавить инакомыслие

 
201 0

Президент Алмазбек Атамбаев сегодня, 28 сентября, открыл международную конференцию «Ислам в современном светском государстве» и выступил с речью.

Текст выступления главы государства:

Урматтуу мекендештер!

Урматтуу отурумдун катышуучулары!

Урматтуу чет элдик коноктор!

Баарыңыздарды бүгүнкү биздин зор мааниси бар конференциянын ачылышы менен куттуктайм!

Жараткан өзү жардам берип, ишибиз ийгиликтүү болсун!

Уважаемые участники Конференции!

Дорогие гости!

Я рад приветствовать вас на кыргызской земле!

От имени народа Кыргызской Республики и от себя лично разрешите выразить признательность всем вам за участие в конференции и пожелать плодотворной работы.

Сегодня здесь собрались представители 19 стран и ряда международных организаций, известные ученые-эксперты, исламоведы, чтобы обсудить актуальные вопросы, обменяться опытом и практиками взаимодействия национальных государств и религии.

Современный мир в условиях глобализации с каждым днем становится более унифицированным. Этот процесс, помимо прочего, способствует распространению выработанных и проверенных временем ценностей и подходов. В числе таких ценностей можно назвать светскую модель государства.

Преимущество светского государства состоит в его способности создать и сохранять баланс интересов представителей разных религиозных общин, верующих и неверующих.

В то же время, в мире идет процесс переосмысления роли и места религии. Под воздействием современных вызовов возникают новые формы взаимодействия государства и религии.

Становятся привычными понятия «десекуляризация», «пост-секуляризм», появляются и распространяются новые религиозные идеологии.

А значит религия в целом, и Ислам - в особенности, является сегодня предметом самых острых дискуссий.

Уважаемые участники Конференции!

Говоря об Исламе, необходимо отметить некоторые его особенности.

Являясь относительно молодым, пассионарным вероучением, он распространился по Ближнему и Среднему Востоку, по нашему региону - Центральной Азии, а затем и в Южной и Юго-Восточной Азии.

Ценности Ислама в современных условиях дают возможность гармоничного развития религии в светских государствах, не противопоставляя религиозные каноны законодательству стран.

Ислам – это целый мир, он включает и доктрину, и поведение человека, его влияние на общество огромно. В некоторых странах Ислам - это больше чем религия, это образ жизни со своими особенностями, спецификой. И есть случаи, когда некоторые миссионеры и организации осуществляя свою деятельность в государствах с другим историко-культурным контекстом, целенаправленно навязывают свой образ жизни, элементы своей культуры под видом «чистого» Ислама.

Нередко это приводит к росту напряженности порождает недоверие, раскол, и страх в обществе, а иногда становится причиной роста радикализма.

В европейских странах это становится главным препятствием к полной интеграции мигрантов в общество.

Ислам един как религиозная доктрина, но в то же время он многообразен. Мы видим, что более полутора миллиарда мусульман, проживающих сегодня в независимых национальных государствах, со своей историей, культурными особенностями, не могут быть одинаковыми. Исторически все религии развивались, адаптируясь к конкретной среде и культуре, впитывая в себя местные обычаи и традиции.

Так, в нашем регионе, Центральной Азии, испокон веков живут представители народов, сочетающих в своем мировоззрении традиционные верования с зороастризмом, буддизмом, христианством и исламом.

Сложившаяся здесь исламская правовая школа - ханафитский мазхаб, суфийские учения, не противопоставляют доктринальный ислам местной традиции. Выходцы из этого региона Аль-Фараби, Ибн-Сина, Аль-Хорезми, Аль-Бируни, Жусуп Баласагын, Махмуд Кашгари и другие, помимо развития науки и философии, заложили основы рациональной школы Ислама. Свободомыслие и расцвет науки в IX-XII веках создали основу «Восточного ренессанса», вернув в оборот знаменитое выражение «Свет идет с Востока» (лат.: «Ex oriente lux»).

Показательно, что в Каирской библиотеке, существовавшей с Х века, было 100 тысяч наименований книг, а в Багдаде в середине XIII века существовали 36 общественных библиотек. Потому что по исламским канонам, каждый верующий должен стремиться к знаниям. В этот период в исламском мире и Центральной Азии развиваются города, строятся мечети, медресе и библиотеки.

К сожалению, постепенное усиление догматической составляющей в Исламе не позволило сохранить достижения «Восточного ренессанса». Наглядным символом этого является история убийства догматиками от Ислама выдающегося государственного деятеля, ученого-энциклопедиста Улугбека и разрушение его обсерватории.

Об этом важно напомнить сегодня, когда догматизм приводит некоторых политиков, религиозных деятелей к осуждению светской модели государства. Начинается это с отказа от собственных национальных традиций, языка, культуры.

Наши предки в свое время приняли Ислам еще и потому, что он не противоречил местным обычаям и традициям, мировоззрению кочевников. Сегодня он стал неотъемлемой частью нашей традиционной культуры.

При этом и после принятия Ислама на территории современного Кыргызстана и Центральной Азии свободно проживали представители других конфессий, развивались традиции и культурные ценности всех народов региона.

Диалектическое сочетание доктрины и исторической, этнокультурной специфики каждого народа – один из важных предметов для обсуждения на нашей конференции.

К сожалению, в последнее время мы все чаще сталкиваемся с проявлениями нетерпимости, когда адепты различных течений и вероисповеданий не уважают веру другого, не умеют цивилизованно обсуждать мировоззренческие вопросы.

Это опасный путь. Воспитание людей в веротерпимости должно стать основной задачей нынешних государств и человеческого общества в целом.

Только на основе взаимопонимания, взаимоуважения и взаимопомощи мы можем сохранить многообразие и сделать наш мир более совершенным. Многообразие – это идея самого Создателя.

Нынешняя волна экстремизма и терроризма, прикрывающаяся религиозными лозунгами, может быть преодолена через укрепление национальных государств, сохранение ими собственной культуры, языка и самобытности. Ведь Ислам не обязывает никого использовать религиозную атрибутику, не навязывает свои идеи и веру, не приводит к единой догме вопросы поклонения. Об этом сказано в суре «Бакара», 256 аяте Священного Корана: «Нет принуждения в религии».

Тем более не должны навязываться под видом Ислама образ жизни, обычаи, одежда и культура мусульман других стран.

Такие попытки могут привести к расколу в обществе, повышению напряженности и конфликтам.

Уважаемые участники Конференции!

В современном мире имеют место толкования исламских канонов, не учитывающие исторический контекст времени, когда они были ниспосланы. Тем более, они не учитывают реалии современного мира.

Эти идейные разногласия используются радикальными и экстремистскими группами, которые прикрываясь религиозной риторикой, сеют смуту, совершают террористические акты, провоцируют конфликты, в том числе вооруженные.

Ни одна страна мира не застрахована от подобной деструктивной деятельности.

Некоторые страны - участницы сегодняшней международной конференции на собственном опыте испытали, что такое экстремистская деятельность и акты терроризма. Кыргызстан тоже не исключение.

Увы, нет четкого понимания причин этого явления. Привычным стало использование ошибочного термина «радикализация Ислама». Его рассмотрение в исторической перспективе поможет понять, что радикалы существовали во все времена. Они всегда прикрывались для достижения своих целей разными идеями. Так появились крестовые походы, инквизиция, нацизм, движения анархистов, левых марксистов и другие радикальные движения.

Радикализация имеет благодатную почву прежде всего там, где нет прозрачных механизмов смены элит и власти, где многие годы правят коррупционные и авторитарные режимы.

Истинный Ислам содержит большой потенциал строительства мира и согласия в обществе, объединяя людей на основе общечеловеческих ценностей, проповедуя терпимость. Однако, исламофобия, демонизация Ислама некоторыми средствами массовой информации искажают его истинную суть, показывают его в свете угрозы. Не Ислам является причиной сегодняшних проблем и жестоких столкновений во многих странах мира, а геополитические игры, социальная несправедливость и экстремисты всех мастей, часто прикрывающиеся именем Ислама.

Мы открыто признаем, что среди мусульман есть различные дискуссии, которые могут привести к конфронтации. Коран, тафсиры, хадисы трактуются по-разному.

Поэтому очень важно выстраивать диалог, демократическое, открытое обсуждение не только практических вопросов, но и богословских основ Ислама.

Сегодня, в ХХI веке, возникла необходимость преодоления догматического и поверхностного отношения к Исламу, использования рационального Ислама для развития науки, культуры и гуманизации общества.

Нужно показать миру и, в первую очередь, самим мусульманам, истинный облик Ислама, который зиждется на таких постулатах Священного Корана как:

Нет принуждения в религии (сура «Бакара», аят 256);

Тот кто убьёт живую душу, тот как бы всех людей погубит. (сура «Аль-Маида», аят 32);

И Он (Всевышний) один Своим желанием решит, кто будет Им прощен, а кто – наказан. (сура «Семейство Имран», аят 129).

Надо напомнить всем мусульманам слова нашего Пророка Мухаммада о том, что «час занятий наукой заменяет ночь молитв, а день занятий наукой лучше, чем трехмесячный пост».

Сегодня особенно велика роль образования, знания устройства вселенной, и как никогда важна толерантность, терпимость к иному мнению.

Наша задача – избегать крайностей. Надо быть готовыми давать отпор провокаторам, спекулирующим на Исламе. Но при этом необходимо искать мягкие, «умные» и эффективные методы. Надо избегать соблазна идти путем запретов и подавления инакомыслия. Этот соблазн часто возникает и у государственных чиновников, и у религиозных деятелей.

Стремление навязать людям какую-то одну систему верований, взглядов, образа жизни может закончиться трагедией для всей человеческой цивилизации.

Урматтуу мекендештер!

Момун мусулмандар!

Мен Сиздерге Президент катары да, мусулмандардын бири катары да кайрылып жатам.

“Чала молдо дин бузат!” – деген байыркы сөз бар кыргыз элинде. Акыркы жылдары ошондой чала молдолор көбөйүп, аларды ээрчигендер андан бетер көбөйүп, биздин ыйык Ислам динибизге көлөкө келтирип, таза денеге чыккан чыйкандардай болуп өлкөдөн өлкөгө жайылып баратат.

Эгер биз, мусулмандар өз ыйык динибиздин рухун, атын өзүбүз коргобосок, адашкандарга чындыкты айтпасак, динибизге, бүтүн мусулмандарга көлөкө келтирген чала молдолорго, бузукуларга, Исламдын ыйык атын жамынган баш кесерлерге, террористтерге каршы чыкпасак, анда ким каршы чыгат?

Урматтуу мекендештер!

Момун мусулмандар!

Биздин динибиздин пайдубалы болгон, Кураны Керимде жазылган ыйык сөздөрдү эскертким келет:

Динде таңуулоо, мажбурлоо жок (“Бакара” сүрөөсү, 256-аят);

Бир адамды өлтүргөн, бардык адамзатты өлтүргөндөй болот (“Аль-Маида” сүрөөсү, 32-аят);

Ал (Жараткан) жалгыз Өзү гана чечет: кимди кечирет, кимди жазалайт (“Имран” сүрөөсү, 129-аят).

Бул ыйык сөздөр ар бир мусулман үчүн мыйзам болушу керек!

Урматтуу мекендештер!

Момун мусулмандар!

Мухаммед пайгамбарыбыздын да асыл сөздөрүн эскертким келет: “Билимге арнаган бир саат, - түнү менен намаз окуганга барабар. Билимге арналган бир күн, - үч ай орзо кармаганга барабар”.

Накта мусулман болом десек, жогоруда айтылган Куран Керимдин ыйык сөздөрүн жүрөккө сактайлык! Сүйүктүү пайгамбарыбыздын насаатын унутпайлык!

Дин менен кийимди, ички дүйнө менен тышкы көрүнүштү алмаштырбайлык! Дин биринчи кезекте адамдын ичинде, жүрөгүндө болушу керек!

Уважаемые участники конференции!

Мы строим демократическое, правовое и светское государство, стремимся к сохранению и развитию культурной самобытности народа Кыргызстана. Для нас очень важно наладить взаимодействие государства и представителей религиозных общин.

Поэтому Кыргызстан, учитывая накопленный нами опыт, выступил с инициативой создания постоянно действующей международной площадки для диалога.

По итогам нашей Конференции мы предлагаем принять соответствующую декларацию и создать постоянно действующую международную площадку в Бишкеке для продолжения нашего диалога, обмена опытом и обсуждения вопросов взаимодействия государства и религии, противодействия радикализму и экстремизму.

Пользуясь случаем, хочу выразить благодарность всем участникам сегодняшнего мероприятия за принятие нашего приглашения. Благодарю так же всех наших международных партнеров, внесших свой вклад в подготовку и проведение сегодняшней конференции.

Желаю вам успехов, эффективной и плодотворной работы!