МВД КР в негодовании от Генпрокуратуры

 
3667 0

МВД Кыргызстана опровергает информацию Генеральной прокуратуры.

Как сообщает пресс-служба МВД КР, 24 марта в одном из информационных агентств было опубликовано интервью заместителя начальника Управления правовой статистики и учетов Генеральной прокуратуры КР Бахтияра Осмоналиева относительно ведения работы в новом Управлении правовой статистики и учетов Генеральной прокуратуры.

В интервью сообщается, что силами нового управления Генеральной прокуратуры принимаются меры по борьбе со сложившейся негативной тенденцией регулирования и искусственного повышения раскрываемости преступлений правоохранительными органами.

После публикации указанного заявления в Министерство внутренних дел поступило большое количество обращений от граждан с просьбой уточнить сведения, содержащиеся в статье с заголовком «Генпрокуратура о приостановленных уголовных делах МВД и «рейтинге раскрываемости» милиции».

«Необходимо было бы учесть, что распространение подобных заявлений, вызывающих негативный отклик в широкой общественности, не приводит к разрешению проблем, а лишь усугубляет напряженность и недоверие к системе правоохранительных органов.

Негодование вызывает заявление Осмоналиева, которым процитировано: «Данные обстоятельства указывают на то, что МВД не способно было организовать учетную политику, как это может организовать прокуратура», - заявляет МВД КР.

Высоко оценивая стремление надзорного органа восхвалять работу нового образованного управления в Генеральной прокуратуре, не стоит упускать из виду тот немаловажный факт, что в новом Управлении правовой статистики и учетов Генеральной прокуратуры работают переведенные туда бывшие работники ГИЦ МВД (сейчас ГУИТ МВД КР), в функциональные обязанности которых и входило принятие и проверка достоверности представляемых документов первичного учета по республике.

По приостановленным и прекращенным производством уголовных дел и принятым по ним процессуальных решений отмечаем, что в соответствии с УПК следственные службы ОВД возбуждают уголовные дела только с согласия прокуратуры, решение о приостановлении и прекращении производства по ним также принимает прокуратура, которая всегда являлась надзорным органом.

Таким образом, общий контроль за конечным результатом расследования уголовного дела осуществляются территориальными прокуратурами, что дает основания полагать о бесконтрольности последних в выставлении документов первичного учета.
Кроме того, статистические карточки, сведения из которых вносятся в базу данных МВД, заверяются печатью органов прокуратуры после проверки достоверности внесенной информации.

Cоответственно, перекладывать допущенные собственные ошибки на МВД, которое законодательно не уполномочено осуществлять контроль и надзор за другими правоохранительными органами по выставлению статистических карточек, в том числе и органами прокураторы, было бы не правильным.

Таким образом, Генеральная прокуратура сама способствовала сложившейся негативной тенденции регулирования и искусственного повышения раскрываемости преступлений правоохранительными органами.

Проблемы в формировании статистики стали давать знать о себе после утраты силы совместного приказа между правоохранительными органами, утверждающего Инструкцию «О едином учете преступлений».

В 2011 году из Генеральной прокуратуры поступило письмо о том, что нормативно-правовые акты, не включенные в Государственный реестр нормативных правовых актов, прекращают свое действие и не подлежат применению.

По причине отсутствия регулирующего документа не было и рычага административно-дисциплинарного воздействия, а также отсутствовали фундаментальные основы формирования уголовно-правовой статистики. Работа по ведению статистики, можно сказать, держалась лишь на институциональной памяти.

Неоднократные инициативы со стороны МВД КР ввести в действие временную инструкцию (в связи с проводимыми реформами) не увенчались успехом в связи с сопротивлением Генеральной прокуратуры подписать лист согласования к проектам со ссылкой на преждевременность принятия обозначенного проекта и несоответствия УПК КР.

Хотя, осуществляя надзор за процессуальной деятельностью правоохранительных органов, в первую очередь, Генеральная прокуратура должны была быть заинтересована в ее принятии.

Для утверждения указанной инструкции, требовалось внесение дополнений в п. 1 ч. 2 статьи 34 (Полномочия прокурора при производстве уголовных дел) УПК. Осуществляя надзор за законностью расследования уголовных дел, прокурор правомочен проверять исполнение требований закона о приеме, регистрации и разрешении сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях, которого не было в УПК КР.

МВД по своей инициативе было вынуждено вносить в УПК обозначенное изменение, хотя данная норма должна была бы инициироваться самой Генеральной прокуратурой КР.

В связи с бездействием Генеральной прокуратуры, по инициативе МВД Законом № 55 от 6 мая 2016 года «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс» было внесено изменение в статью 34 УПК КР.

После принятия Закона, МВД также неоднократно вносило проект временной Инструкции на утверждение, который Генеральная прокуратура по надуманным причинам согласовывать отказывала.

И только 22 января 2018 года обозначенные проекты были утверждены постановлением правительства.

«Хотелось бы отметить, что в новом Управлении правовой статистики и учетов Генеральной прокуратуры на сегодняшний день работают 7 бывших сотрудников милиции, которые в свое время работали в информационном центре МВД КР. Некоторые из них занимали руководящие должности, о соблюдении профессионально-этических норм поведения сотрудников мы оставляем на их совести», - говорится в сообщении пресс-службы МВД КР.