Эльмурза Сатыбалдиев: Я построил кыргызский волейбол и горжусь этим (интервью)

23 марта 2018 21:08 8700 Гулиза Авазова
Поделиться в:
ok

Один из популярных видов спорта в стране, особенно среди игровых, является волейбол. Только мужской чемпионат страны проводится в двух лигах. Сегодня президент Федерации волейбола Кыргызстана Эльмурза Сатыбалдиев рассказал Barometr.kg о работе федерации за последние восемь лет, как создавали клубы, о планах сборной, а также поделился мыслями о коммерциализации этого вида спорта.

- Волейбол достаточно популярен и во многих странах, где элементарно вход на матчи платный. Как вы относитесь к коммерциализации волейбола, чтобы было финансирование на развития этого же вида спорта?

- Я горжусь тем, что именно в этот период я возглавил Федерацию волейбола. Как раз развитие волейбола идет успешно благодаря моему присутствию, под моим началом. Насколько вам известно, волейбол  - олимпийский вид спорта, поэтому говорить о коммерциализации не могу.

Федерация волейбола - это общественная организация, и потому нет своего определенного бюджета и финансирования со стороны государства. Видение того, что должен быть источник финансирования, правильное. Например, вопрос сделать вход платным на чемпионат и турниры высокого уровня муссируется уже в течение двух лет. Нам не раз такое предлагали, но я не подписываюсь на это, хотя в прошлом году чуть было даже не согласился. Через два дня изменил свое мнение, потому что волейбол смотрит тот слой населения, которому даже 50 сомов заплатить за вход на матчи будет тяжеловато. Мы же анализируем, тем более я, кроме как быть президентом федерации, работал до определенного времени на государство и был чиновником. Мне все это известно, поэтому мы отказались от этой затеи. Я наоборот хочу сказать спасибо болельщикам, что они есть.

Конечно, финансирование нужно, одному человеку все это делать тяжело, но у нас есть другой источник. Как я приступил к работе главой Федерации волейбола, мы создали волейбольные клубы, и у каждого из них есть свои президенты. Это наши же граждане, предприниматели, у которых есть желание и средства, благодаря им мы выходим из положения.

Коль речь пошла о финансировании, волейбол - это не единоборства, которым к тому же государство уделяет пристальное внимание, у нас командная игра, в которой должно быть как минимум 12 человек. Нам не только зарубежные страны, даже по регионам ездить трудно. Недавно мы провели кубок в честь нашего вице-президента, и чтобы вывести одну команду в город Ош каждому президенту клубов обошлось в районе 100 тыс. сомов. Поэтому я согласен переходить к коммерциализации, но решили повременить.  Потому что, получается, мы от народа закроемся, сделав матчи платными. А от народа закрывать волейбол нельзя, так как больше 50 % населения увлекаются волейболом. Не могу я позволить это, так как только зрители могут нас вдохновлять на великие победы, тем более за счет народа этого делать не хочется.

- Какая работа ведется у федерации в дальнейшей систематизации чемпионатов страны, в частности, по лигам?

- Да, лиг много, высший дивизион – это национальная лига, также высшая, помимо мужских лиг, женская, школьная, и недавно создали лигу матерей. В планах открыть официально ветеранскую лигу, потому что в волейбол играют женщины и мужчины, которым за 70 лет. Я доволен работой нашей федерации, нашей большой команды, все стараются и делают свою работу.

Работа нашей федерации достаточно систематизирована, и об этом говорят наши результаты. Посещение зрителей соревнований тоже об этом говорит, на сегодня у нас 137 тыс. официальных членов федерации.

Пока ребята и девчата играют внутри республики, в международном волейбольном мире нас никто не знает. Поэтому нужно их чаще вывозить на турниры, что мы и стараемся делать. Это не значит, что только Сатыбалдиев сидит и всех волейболистов финансирует из собственного кармана, нет такого.  Мы находим средства с помощью людей, неравнодушных к волейболу, и друзей.

- Раз речь пошла о финансах, сколько в год тратится на развитие волейбола?

- Говорить, сколько тратится за год, не могу, потому что нет определенной суммы, если будут деньги в размере 10 млн, мы найдем и этому применение. Если будет 1 млн, сделаем так, чтобы и этого хватило. Пугать никого не буду, расходы большие, у нас есть своя бухгалтерия, но мы стараемся тратить средства бережно и, конечно, по назначению. К примеру, на поездки наших волейболистов, чтобы они почаще видели международные игровые площадки.

- Говоря о финансировании, в некоторых видах спорта национальные федерации получают помощь и финансирование от международных федераций. Есть ли у вас поддержка оттуда?

- Чтобы получить хоть какую-то помощь от Азиатской или Международной федерации, надо было сначала показать свою работу, заинтересованность в развитии волейбола.

До того как я стал президентом, я честно скажу, и пусть на меня не обижаются, не платили даже символичный членский взнос, который является обязательством перед Международной федерацией. В первую очередь нам пришлось закрыть долг Кыргызстана, так как предыдущие руководители не платили ни копейки. После того как мы начали активно работать, нас начали узнавать, дальше мы стали элементарно отвечать на письма и вести переговоры. Поэтому они на сегодняшний день доверяют провести отборочные турниры, а помощь мы начали получать в виде инвентаря – мячей и сеток. Вот буквально недавно Азиатская федерация прислала нам 25 мячей, это немного, но все равно это внимание. Вообще наша Международная федерация не настолько богата, как ФИФА.

- В прошлом году сборная Кыргызстана выиграла зональный чемпионат Азии. Какие планы у сборной на этот год?

- Кыргызский волейбол ранее на международной арене никогда не играл, если даже куда-то в советское время выезжали, то не выигрывали каких-либо титулов. В прошлом году мы стали чемпионами Центральной зоны Азиатского континента. И мы на этом не хотим останавливаться, говорят, аппетит приходит во время еды, и наши мальчики и девчонки готовы выступать. Сначала мы поедем на чемпионат Азии в Бангладеш, мы работаем над этим. Думаю, в этом нам поможет государство в лице Госагентства по делам молодежи, физкультуры и спорта. А какой результат будет, мяч круглый, посмотрим. И обязательно планируем играть на Азиатских играх в Индонезии. Кстати, благодаря нынешнему главе госагентства, начали обращать внимания на волейбол на государственном уровне, за что ему большая благодарность.  

- Федерация совместно с госагентством дважды проводила отборочные турниры чемпионата Азии и мира. Планируется ли еще такого масштаба турниры?

- В скором времени в Кыргызстан приедет президент Международной федерации – самая основная фигура в волейбольном мире. По его приезду мы переговорим насчет турниров, которые будем проводить здесь в ближайшие годы. Эти два отборочных турнира, которые мы провели, говорит о доверии к нам Азиатской и Международной федераций. Хотя меня не было в эти дни, наша федерация работала и отлично провела. Думаю, мы еще не раз будем радовать наших болельщиков, чтобы они почувствовали себя зрителями мирового волейбола.

Насчет проведения здесь финальных раундов чемпионатов такого масштаба трудно, так как у нас нет соответствующего спорткомплекса. Потому что к финальным этапам требования уже другие. Если бы наше государство построило хотя бы один спорткомплекс на 3-5 тыс. зрителей, мы бы смогли проводить турниры мирового уровня.

- В стране в волейбол играют почти в каждом селе. В чем секрет такой популярности волейбола в Кыргызстане?

- Думаю, здесь нет никакого секрета, просто у нас общество уже готовое к волейболу. Например, во всех школах страны есть спортзал. Самый маленький спортзал должен иметь минимум как волейбольное поле. Не могу не подчеркнуть сплоченность нашей команды, федерации, которые действительно хотят вложить всего себя в этот волейбол. И доверие команды, и волейболистов своему президенту. Говорят, организация труда, значит, мы труд организовываем правильно, систематизируя работу. Сейчас нам еще нужны терпение и финансы, и мы будем развивать волейбол дальше.

- Согласны ли с выражением, что волейбол популярнее, чем кок-бору?

- Волейбол – он как музыкальный инструмент аккордеон, который никогда не был национальным. Но тем не менее все наши великие композиторы начали писать свои произведения на этом инструменте, так же волейбол стал для нас как национальный вид спорта. Даже в селах, я удивляюсь, на маленькой территории 9 на 18 ставят два стояка и один канатик, даже сетки нет, и ребятня играет в волейбол.

Но популярнее кок-бору в Кыргызстане не может быть ни один вид спорта. Потому что кок-бору, как раньше называли улак тартыш, в наших генах заложенная игра. Поэтому я никогда не скажу, что какой-то вид спорта популярнее, чем кок-бору. Но он национальный вид спорта, а волейбол – олимпийский. Среди таких видов спорта, я считаю, волейбол самый популярный.

- С ваших слов ясно, что предмет вашей гордости - команда, которая работает в федерации.

- Я горжусь тем, что возглавляю эту федерацию. Все в этой федерации работают без какого-либо финансового стимулирования. Мы все просто работаем, и все.

Последние восемь лет я живу волейболом. Мой карьерный рост до 2010 года и карьера в кыргызском волейболе несравнимы. Вот если у меня спросят, что ты сделал для страны, скажу – я чайхану не построил, ресторанов и саун не строил, но я построил кыргызский волейбол, и я горжусь этим. Я с поднятой головой говорю об этом, потому что знаю, те, кто строят дороги или больницы, это их обязанность, потому что это их работа, и они зарплату получают там.

- У нас есть пляжный волейбол и Иссык-Куль. Планирует ли федерация проводить масштабные турниры, может быть, один из мировых туров?

- Ранее Федерация пляжного волейбола существовала раздельно от нас. Когда меня избрали главой Федерации волейбола, нам передали и пляжный вид. Турниры по нему проводить чуть легче, потому что в составе команды всего двое игроков. В прошлом году мы открыли первую площадку для пляжного волейбола, так что проводить такие турниры вполне возможно. У нас есть опыт игры на Иссык-Кульских играх, ежегодно наши команды соревнуются с казахстанцами и россиянами, и даже выигрывают. Мы хотим проводить такие турниры, надеюсь, в скором времени проведем.

- В стране также развита клубная система. Семикратным чемпионом является «Салам-Алик», но в последние годы он сдает свои позиции. Какие причины?

- Разделения игроков на клубы было личное моим решением, раньше команды играли и делились по регионам. Например, Тюп с Таласом, Ноокат с Сузаком и Бишкеком. Игроки также делились, например, игрока называли не по именам, а по принадлежности к регионам, иссык-кульский или нарынский. Волевым решением сделали так, чтобы чемпионат Кыргызстана проводился среди клубов, а в них собираются не по землячеству и регионам. А тренер набирает игроков независимо от того, откуда этот игрок, в свою очередь игроки дают свое согласие играть в этих клубах. После этого появились свои президенты клубов. Создавая клуб «Салам-Алик», хотел, чтобы сборная базировалась в этом клубе и учредили игрокам стипендии. Потому что им тоже нужно как минимум питаться дополнительно.

И да, «Салам-Алик» не сдает свои позиции, а другие клубы уже выросли на уровень семикратного чемпиона. Главный тренер сборной Кыргызстана готовит волейболистов 2-3 года на базе клуба и потом отпускает в другие команды. Поэтому все фавориты когда-то играли в «Салам-Алике». В целом задача выполнена, зато сейчас все клубы выросли и бьются за первые места в чемпионате.

Шесть клубов в национальной лиге играют на одинаковом уровне, и это означает, что у нас есть 80 игроков, которые могут представлять страну на международном уровне.

Ссылка: https://barometr.kg/content12736



Добавить комментарий