Как боролись бывшие премьеры с теневой экономикой?

6 марта 2018 11:34 1243 Barometr
Поделиться в:
ok

Буквально на днях депутаты Жогорку Кенеша рассмотрели и приняли уже в третьем чтении поправки в законодательство страны, предусматривающие внедрение электронной системы фискализации налоговых процедур. Попробуем разобраться, что такое фискализация и вообще, с чем это едят.

С кыргызской экономики не сходит тень 

Для начала хотелось бы пояснить, что фискализация - это процесс опломбирования и ввода в эксплуатацию кассового аппарата, а наличие электронной системы говорит о том, что все налоговые процедуры будут осуществляться в прозрачном онлайн-режиме. Проще говоря, будут внедрены электронные процедуры учета всех торговых операций. Данная инициатива правительства продиктована не только велением времени и необходимостью цифровизации налоговых процедур, задача состоит также и в снижении объёмов теневой экономики. Данная проблема, кстати, стоит не только перед Кыргызстаном, но и всей мировой общественностью. К примеру, объем теневой экономики в мире на сегодняшний день достиг порядка 39 трлн долларов США, или 33%. Тогда как еще в 1960-х годах ее объем составлял лишь 5,6% мирового ВВП.

Что касается статистических данных по Кыргызстану, то здесь все достаточно непросто. Реальных озвученных цифр нет и объемы «теневой активности» в отечественной экономике неизвестны, так как сложно посчитать и оценить бизнес, который находится  вне  налоговых и других документов. Вот и выходит, что с самых высоких трибун делаются достаточно пространные заявления и озвучиваются крайне расплывчатые данные.  

Последнее заявление по объемам теневой экономики сделал депутат Жогорку Кенеша, бывший министр финансов Акылбек Жапаров. По его словам, данная цифра достигает 250 млрд  сомов в год, примерно 70 млрд  сомов из этой суммы должны поступать в бюджет в качестве налогов. Приличная сумма по нашим меркам, для сравнения скажем, что доходы госбюджета страны в 2016 году составили 130 млрд сомов.

Надежда на снижение? 

И вот для того чтобы снизить «сокрытую экономическую деятельность» и повысить объемы поступления в бюджет в виде налогов, правительством был разработан вышеупомянутый проект закона. Кстати, о нем (о законопроекте) в красочной форме рассказывал нынешний глава кабмина Сапар Исаков на коллегии Государственной налоговой службы КР. На той встрече, рассказав о законопроекте и о его целях, Сапар Исаков в достаточно жесткой форме пригрозил налоговикам. Он сообщил о том, что запросил на каждого сотрудника ГНС информацию (или личное дело), и в случае препятствования внедрению системы фискализации будет подниматься вопрос о снятии сотрудника налоговой службы со своей должности.

«В тех странах, где внедрена фискализация, имеются огромные бюджетные вливания. Одним из важных этапов моей работы будет именно реформа налоговой системы. Я откровенно скажу, что запросил информацию по каждому из вас. И мне не важно, какой путь вы прошли и какие проблемы преодолели. Я говорю про отдельных людей, не обо всех. Прошу не сопротивляться внедрению фискализации налоговых процедур или самое худшее, проявлять безразличие к делу. Я хочу предупредить, я буду принимать быстрые, оперативные кадровые решения», - сказал он тогда.

Желание премьер-министра понятно - увеличить поступления в бюджет, закрыв тем самым много экономических дыр, в этих целях, как лично заявил Сапар Исаков, он лично «готов лезть во все дырки» для того, что вытащить огромные средства, которые находятся в тени.

Где механизмы? 

Однако намерение – это одно, а вот реализация – это вопрос немного иного характера. И здесь возникает вопрос – насколько продуман механизм реализации законопроекта? Тем более он практически «под копирку» аналогичному документу, который был разработан и, кстати, уже реализовывается в соседней стране – Российской Федерации. Сей факт, кстати, не скрывается. На форуме «Цифровая повестка в эпоху глобализации» представители правительства КР говорили, что в Кыргызстане будет внедрена система фискализации налоговых процедур и за помощью правительство Кыргызстана обратилось к российскому опыту.

Допустим, мы с оптимизмом представим приятную глазу картину успешного внедрения новой для Кыргызстана системы фискализации налоговых процедур. Однако здесь возникает ряд проблем и вопросов. В первую очередь – затраты ее реализации. «Законопроект увеличит затраты бизнеса. Те, кто занимаются внешнеэкономической деятельностью, понесут убытки, так как затраты приведут к неконкурентоспособности», - считает председатель Ассоциации рынков Сергей Пономарев.

Глава Ассоциации поставщиков Кыргызстана Гульнара Ускенбаева также считает, что затраты предпринимателей вырастут. «Бизнесу необходимо будет купить оборудование, провести интернет, чтобы иметь доступ к серверам налоговой службы. Таким образом расходы бизнеса вырастут, и конкурентоспособность упадет», -  считает она.

Более того, бизнес-сообщество в свое время заявило о том, что законопроект разрабатывался и отправлялся в Жогорку Кенеш без участия предпринимателей.  В свою очередь министр экономики Артем Новиков заявил, что мнение бизнеса спрашивали, но предприниматели сами никак не отреагировали.

А документ-то принят! 

Несмотря на достаточно большое число вопросов и не найденных ответов, закон принят. Через 15 дней после официального опубликования документ вступит в силу. Тем самым несладко будет тем сотрудникам налоговой службы, привыкшим к старым принципам работы, которые подразумевали наличие коррупционных схем. Несладко будет и бизнесу, который вывозит товары в страны ЕАЭС – расходы, которые они посчитали на софт и интернет, войдут и в конечную цену товара. Но больше всего несладко будет бизнесу, который находится в тени. Но, уважаемые читатели, это уже совсем другая история, которую мы расскажем в следующий раз.

 

Ссылка: https://barometr.kg/content12207



Добавить комментарий