Дело по подрыву сотрудника Генпрокуратуры: причиной покушения стала корысть

25 апреля 2018 16:19 3280 Barometr
Поделиться в:
ok

Стали известны обстоятельства покушения на сотрудника Генеральной прокуратуры Эркина Курманалиева, произошедшего два года назад.

Как сообщалось ранее, утром 29 июля 2016 года в результате взрыва, произошедшего в селе Орто-Сай,  Эркин Курманалиев получил тяжелые ранения: ему выбило глаз, оторвало кисть руки, осколок попал в живот.

20 апреля 2018 года судья Октябрьского районного суда Бишкека Авчи Алиев вынес решение по данному уголовному делу.

Подсудимым по делу проходил Тологон Айтмырзаев, 6 января 1980 года рождения, уроженец Бишкека. Его задержали 12 октября 2016 года по обвинению в незаконном приобретении, хранении, перевозке взрывчатых веществ и взрывных устройств, незаконном изготовлении взрывчатых веществ или самодельных взрывных устройств, покушении на убийство, а также в умышленном уничтожении или повреждении чужого имущества.

У Айтмырзаева забирают дом из-за долгов

Как следует из обвинительного заключения, преступные действия Айтмырзаевым совершены при следующих обстоятельствах.

Тологон Айтмырзаев с 30 апреля 2010 года являлся единственным учредителем и руководителем ОсОО «Микрокредитная компания «Капиталь».

В 2012 году по устной договоренности с супругой родного брата своего свояка Жекшенбека Курманалиева - Сурмакул Эралиевой он получил от нее в долг в качестве дополнительных оборотных средств 60 500 долларов США (или 2 853 500 сомов) с условием ежемесячной выплаты процентов в сумме 1 800 долларов США (или 84 600 сомов).

В 2013 году в МКК «Капиталь» возникли финансовые трудности, которые привели к приостановлению ее деятельности.

По инициативе Тологона Айтмырзаева с кредиторами была достигнута устная договоренность об отсрочке возврата задолженности и причитающихся процентов.

 Однако в связи с невыплатой задолженности с лета 2014 года Эралиева стала требовать возврата основного долга и процентов.

Также летом 2014 года домой к Айтмырзаеву приезжал Эркин Курманалиев, сын Эралиевой, работавший в должности прокурора отдела документационного обеспечения и приема граждан Генеральной прокуратуры КР, который также интересовался сроком возврата долга, при этом приглашая должника к себе в служебный кабинет.

Очередная встреча Айтмырзаева с Эралиевой и его супругом Кангельди Курманалиевым произошла в июле 2014 года в доме у последних, где супружеская чета выставила требование о полном погашении задолженности либо передачи им принадлежащей ему недвижимости по переулку Чатыркульскому или квартиры по улице Литовской.

В январе 2015 года в связи с требованиями возврата задолженности и процентов Айтмырзаев в целях уплаты долга был вынужден согласиться переоформить свой дом по переулку Чатыркульскому на Эралиеву с условием проживания вместе со своей семьей до полного погашения задолженности.

Мина-ловушка из «YouTube»

Далее Эралиева настойчивее стала взывать Айтмырзаева к возврату задолженности и процентов и требовать освобождения дома либо ежемесячной уплаты квартплаты в сумме 500 долларов США.

В июне 2016 года, учитывая угрозу выселения своей семьи из дома проживания со стороны супружеской четы Курманалиевых,  Айтмырзаев принял решение умышленного лишения жизни Курманалиева, полагая, что он, как работник органов прокуратуры, сможет содействовать его аресту и дальнейшему выселению семьи из дома.

Айтмырзаев пришел к выводу, что убийство  следует исполнить путем подрыва взрывного устройства, тем самым отвести от себя подозрения, т. к. правоохранительные органы столь дерзкое деяние свяжут именно с профессиональной деятельностью Курманалиева.

В июне 2016 года Айтмырзаев  обратился к своему знакомому из Токмака В. А. с просьбой за деньги найти якобы для личных хозяйственных нужд взрывчатое вещество «тротил».

Знакомый в свою очередь приобрел за 12 тыс. сомов 400-граммовую тротиловую шашку и взрывную массу с детонатором у жителя Токмака Олега Буданцева, ранее служившего в антитеррористической группе спецназа «Скорпион» Минобороны КР.

Отметим, токмакчане В. А. и Олег Буданцев впоследствии органами следствия были привлечены к уголовной ответственности по части 1 статьи 241 УК, однако уголовное дело в отношении них постановлением Октябрьского района Бишкека от 26.05.2017 года прекращено вследствие акта амнистии, они освобождены от уголовной ответственности.

Затем Айтмырзаев через интернет-сайт «YouTube» начал поиск видеороликов по изготовлению самодельного взрывного устройства из подручных средств с целью изготовления электронного устройства для инициализации сигнального устройства.

Для этого приобрел на рынках и магазинах Бишкека  металлические шайбы, батарейку, выключатели, двухсторонний и односторонний скотчи, четыре декоративных гвоздя. После чего добавил к ним находящиеся у себя дома 5-граммовый шприц, коробку от мобильного телефона «Самсунг» и монтажный гибкий провод.

Таким образом, по изученной из сайта «YouTube» схеме в 3-й декаде июня 2016 года Айтмырзаев изготовил готовое к применению самодельное взрывное устройство.

Взрывное устройстве было исполнено по принципу мины-ловушки. Как установили эксперты-взрывотехники, в конструкцию взрывного устройства входили две стальные шайбы с отверстиями, между которыми был установлен предмет, изготовленный из медного сплава. Исполнительно-предохранительный механизм взрыва электрического типа состоял из электродетонатора или электровоспламенителя, батарейки фирмы «Varta», напряжением 9В и двух выключателей, один из них в качестве предохранителя, второй в качестве концевого выключателя на замыкание цепи.

Закладка мины

29 июля 2016 года примерно в 01:00, одев шорты и футболку, Айтмырзаев приехал в с. Орто-Сай Аламединского района, где по улице Лесхозной проживал Курманалиев.

Опасаясь возможных очевидцев и фиксации камер видеонаблюдения, Айтмырзаев оставил свою автомашину по ул. Байтика Баатыра, сам одной рукой прикрывал лицо и большую часть тела картонной коробкой, а другой рукой держал в бумажном пакете взрывное устройство.

Подойдя к стоявшей на парковке по улице Лесхозной автомашине «Лексус LS-460», принадлежащей Курманалиеву, примерно в 02:00 ночи Айтмырзаев установил самодельное взрывное устройство на крыше автомобиля со стороны водителя.

При этом заведомо сознавая, что радиус поражения осколками составляет более 1,5 метра, т. е. опасность для жизни многих людей, включил механизм взрывного устройство в боевое положение и передвинул с металлической части крыши ближе к стеклянному люку автомашины, для большей эффективности поражающей силы взрыва.

Далее Айтмырзаев, также прикрываясь картонной коробкой, пошел к выходу парковки автомашин, сев в свою автомашину, оставленную на ул. Байтика Баатыра, направился в Бишкек, где на пересечении улиц Малдыбаева и Набережной в мусорный бак выбросил картонную коробку, возле здания «ПЭУ.» переоделся в другую одежду, а шорты и футболку также выбросил в мусорный бак возле общежития Академии физической культуры и спорта.

29 июля 2016 года в 08:45 Курманалиев, выйдя из дома и подойдя на парковочную стоянку, увидел крыше своего автомобиля бумажный пакет от гамбургера. Он попытался убрать его правой рукой, в этот момент сработало взрывное устройство. В результате взрыва он получил тяжкие телесные повреждения, опасные для жизни в момент получения.

Однако он был госпитализирован в БНИЦТиО, где ему была оказана своевременная медицинская помощь и спасена жизнь.

На суде Айтмырзаев отрицал причастность к покушению

Допрошенный на судебном заседании подсудимый Айтмырзаев вину признал частично.

По его словам, с семьей Курманалиева знаком примерно с 2001 года, так как они являются дальними родственниками. В 2011 году на каком-то мероприятии во время разговора среди мужчин пошел разговор о том, где он работает и чем занимается. В ходе разговора он поинтересовался у отца потерпевшего Курманалиева Кангелди, может ли он взять у них деньги под проценты, отец потерпевшего сказал, что подумает. Через некоторое время ему позвонила мать потерпевшего и сказала, что они могут дать деньги под 3 %. В первый раз он получил у них 25 000 долларов США, которые он вернул в том же 2011 году со всеми процентами. Затем через 1 или 2 месяца мать потерпевшего снова позвонила и сказала, что у них есть свободные деньги, которые они бы могли ему дать под проценты. Он брал у них деньги и возвращал понемногу. Примерно с 2014 году у него на фирме начались финансовые проблемы, поэтому он начал просить у Курманалиевых отсрочки в оплате образовавшейся задолженности. Он на протяжении долгого времени не мог расплатиться с долгами перед Курманалиевыми, но всегда находился в контакте с матерью потерпевшего. Затем их требования стали все настойчивее. Мать потерпевшего Сурмаш эже все время звонила ему, но он не отвечал на телефонные звонки, так как в это время с ним рядом были его жена и дети, он не хотел, чтобы они узнали о его проблемах.

Курманалиев, вызвав его к себе в кабинет, спросил, почему он не решает вопрос с его родителями, сказал, что он может возбудить на него уголовное дело за мошенничество. Также были угрозы от отца потерпевшего, который утверждал, что они могут пойти и на незаконные методы. Он переоформил дом на мать потерпевшего, но с условием возвращения дома после оплаты задолженности перед ними. Однако через некоторое время они начали требовать, чтобы он освободил дом либо же платил ежемесячную плату за аренду дома.

Относительно взрывного устройства и ко взрыву автомашины Эркина Курманалиева он не причастен, он не производил этот взрыв. Он, поверив словам оперативников ГУУР МВД и следователя, оговорил себя, так как они обещали, что в таком случае он может вернуть свой дом. Учитывая то, что у него оба высших образования гуманитарные, а не технические, у него не было навыков по изготовлению взрывчатого устройства. Действительно, он приобрел и хранил у себя взрывчатое вещество, но это было для использования в строительных целях. У него не было ни мотива, ни умысла на то, чтобы лишить жизни Курманалиева, он эти свои показания может подтвердить и на полиграфе (детекторе лжи). Вину признает лишь в части незаконного приобретения и хранения взрывчатого вещества, а в остальной части просит оправдать его, так как не совершал взрыв и не покушался на жизнь потерпевшего.

Одно из доказательств – история просмотров сайтов

Следствием по месту проживания Айтмырзаева был изъят планшет «Самсунг». В ходе осмотра планшета через специальное приложение «YouTube» установлено, что имеются сведения о неоднократных просмотрах видеороликов по применению боевых оружий, приемов с ножами, по использованию взрывных устройств: «Изготовление самодельной натяжки», «Стрельба из бесшумного пистолета», «Обзор глушителей», «Что будет, если поджечь ведро селитры», «Запал как растяжка», «Как сделать бомбу с часовым механизмом и индикатором», «Мина-растяжка из прищепки», «МВУ» (модернизированный упрощенный взрыватель) взрыватель», «Испытание РГД-5 растяжка», «Установка с растяжками», «Самоликвидация растяжек», «Взрывные устройства мини-докфильм», «Мины-ловушки», Установка и разминирование мини-ловушек», «подрыв и установка растяжек», «Работа растяжек», «Использование батареи Крона», «Замыкание батареек», «Телефонный детонатор», «Лабораторный блок питания», «Детонатор», «Три способа сделать фитиль», «Пять крутых мини-самоделок», «Самодельный радиодетонатор», «Как сделать взрыв машинку».

Решение суда

Суд не доверился показаниям подсудимого Айтмырзаева, который, по мнению суда, в ходе судебного разбирательства всячески пытался ввести суд в заблуждение, искажая истинные факты и обстоятельства дела.

Суд пришел к твердому убеждению, что его вина в совершении покушения на убийство потерпевшего доказана.

Как говорится в судебном акте, Айтмырзаева подвигла на совершение данного преступления корысть в сохранении своего дома.

В итоге суд определил Айтмырзаеву наказание в виде 21 года лишения свободы, с конфискацией имущества, с отбыванием наказания в колонии усиленного режима.

Также с Айтмырзаева  в пользу потерпевшего взыскан материальный ущерб в размере 3 200 сомов и 1 000 000 сомов в качестве возмещения морального вреда.

 

Ссылка: https://barometr.kg/content13774



Добавить комментарий